Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

1. Цель работы: продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека.
Проблема воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека является актуальной не только для отдельного человека (например, студента), но и для всех, кто стремится понять природу процессов воображения, а также с максимальной пользой использовать его в своей деятельности, ведь все мы что-либо и всегда воображаем: как в познавательном процессе, так в практической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
1. Теоретический аспект в исследовании психологического познавательного процесса – воображения……………………………………………………… …6
1.1. Общее понятие о воображении………………………………………...6
1.2. Особенности процесса воображения…………………………………10
1.3. Виды воображения…………………………………………………….17
Выводы по 1 главе………………………………………………………….23
2. Практическая часть исследовательской работы. Анализ научных статей...24
Выводы по 2 главе…………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………...............35

Работа состоит из  1 файл

курсак Лены по псих.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

РОСЖЕЛДОР

Сибирский государственный университет путей  сообщения 

Кафедра «Социальная психология  управления» 

Курсовая  работа 

Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека 

по дисциплине «Психология и педагогика»  

  

Руководитель: преподаватель                                    Разработал:

                         М.Л.Замоковенко                               Студент группы БА – 112

                                                                                                               Е.В. 
 

_____________________                                                    27 апреля 2009  года                                          

(дата проверки)                                                           (дата сдачи на проверку)

Подпись:__________                                                   Подпись:__________ 

Краткая рецензия

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

_____________________________

запись  о допуске к защите 

_____________________________

Оценка  по результатам защиты:            Подпись преподавателя:_______________ 

2009

РОСЖЕЛДОР

Сибирский государственный университет путей  сообщения

Кафедра «Социальная психология  управления» 
 

Задание на выполнение курсовой работы

по  дисциплине «Психология  и педагогика» 

студента      Е. В.   Группа БА-112.   Тема № 3.

Тема  «Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности»  

                                                                                                                                                                                                                           

Общая характеристика курсовой работы:

  1. Цель работы: продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека.
  2. Ключевые слова: воображение, образ, представление, процессы воображения, воображаемый.
  3. Содержание курсовой работы: Рассматриваются: общее понятие о воображении, его особенности, виды. Проводится контент-анализ научных статей.
  4. Основная литература:

    1. Запорожец А.В.

    2. Коршунова Л.С.

    3. Николаенко В.М.

    4. Маклаков А.Г.

    5. Брушлинский

    6. Столяренко Л.Д.

    7. Немов Р.С. 

       5. Периодические издания:

          1. Вопросы психологии, - 2005, №5

          2. Вопросы психологии, - 2008, №2

          3. Alma Mater, - 2007, №10 

Задание выдано: «  02   »    марта   2009 г.                             Руководитель______________

        Сроки и итоги промежуточного контроля: 25%____________2009

                                                                           50%____________2009

                                                                                   75%____________2009

         100%____________2009

Содержание

    Введение……………………………………………………………………...4

1. Теоретический аспект в исследовании психологического познавательного процесса – воображения……………………………………………………… …6

       1.1. Общее понятие о воображении………………………………………...6

       1.2. Особенности процесса воображения…………………………………10

       1.3. Виды воображения…………………………………………………….17

       Выводы  по 1 главе………………………………………………………….23

   2. Практическая часть исследовательской работы. Анализ научных статей...24

               Выводы по 2 главе…………………………………………………………32

               Заключение…………………………………………………………………33

            Список использованной литературы……………………………...............35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Проблема воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека является актуальной не только для отдельного человека (например, студента), но и для всех, кто стремится понять природу процессов воображения, а также с максимальной пользой использовать его в своей деятельности, ведь все мы что-либо и всегда воображаем: как в познавательном процессе, так в  практической деятельности.

       Данная  курсовая работа посвящена исследованию одного из  психологических процессов, такой формы отражения действительности  человеком как воображение. Мы опирались на теорию следующих отечественных и зарубежных исследователей: Запорожца А.В., Коршуновой Л.С., Рубинштейна С.Л., Немова Р.С., Брушлинского А.В., Петровского А.В., Беркинблита М.Б.,  Жан-Поль Сартра.

         Объект нашего исследования – воображение.

       Предметом исследования является раскрытие понятия о  воображении, рассмотрение основных его видов, особенностей, функций, а также анализ характера процессов воображения.

       В данной работе мы будем оценивать  значение воображения в деятельности человека, поскольку оно, тесно переплетаясь с другими видами познания (воображение неотделимо от мышления, памяти, восприятия и всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с ними), играет важную роль в деятельности, в процессе чего изменяется и развивается. [1,c. 94]

       В.И.Ленин  обращал внимание на то, что “эта способность чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту,… даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии”. [4,c.3]

       В связи с вышесказанным, цель данной работы – продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить понятие о воображении.

2)Выявить  его природу.

3)Понять  специфику исследуемого психологического  процесса.

4)Оценить  влияние воображения на ход учебно-познавательной и практической деятельности.

       При выполнении курсовой работы нами были использованы следующие методы:

  1. Анализ литературных источников по данной теме.
  2. Рассмотрение основных понятий и категорий.
  3. Контент-анализ научных статей.

       Работа  разбита на две главы с подпунктами, в первой из которых проводится теоретическое  исследование, а во второй – практический анализ научных статей. Сформулированы краткие выводы по каждой главе и общие выводы в заключении исследовательской работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретический аспект в исследовании психологического познавательного процесса – воображения. 

1.1.Общее понятие о воображении.

       Для того чтобы начать исследование темы, дадим определение воображению, предложенное Р.С.Немовым, – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы состоит в том, что она присуща только  человеку (согласно современным представлениям, однако научно не доказано) и странным образом связана с деятельностью организма. [6,c. 260]

       Человек может представить себе не только те предметы и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда в своей жизни не сталкивался. Иначе говоря, человек  может не только вспоминать старое, ранее пережитое, но и воображать нечто новое, неизведанное.

       Читая какую-либо историческую книгу, описывающую  давно прошедшие события, или  же слушая рассказ преподавателя  географии об отдельных странах, мы представляем себе эти события, хотя и не могли быть их участниками, и  эти страны, хотя никогда их не видели.

       Мы  можем также представить результаты наших действий, вообразить себе то, что будет достигнуто в более или менее отдаленном будущем. Дошкольники в своих играх дополняют имеющиеся в их распоряжении предметы вымышленными, воображаемыми.

       Образы  воображения строятся из материала, полученного путем восприятия и  сохраненного памятью. [1, с.92]

       Читая в учебнике географии описание пустыни, мы можем ее себе вообразить, лишь опираясь на известные нам фотографии и изображения, а также на некоторые впечатления, напоминающие отдельные элементы пустыни (большие песчаные пространства, пальмы, растущие в оазисах и т.д.).

       Для развития воображения необходимо обладать некоторыми знаниями. Работа воображения  оказывается невозможной, если мы не опираемся на прошлый опыт.

       Воображение заключается в создании образов  новых предметов и  явлений путем оживления в мозгу человека  ранее образовавшихся временных связей в новых сочетаниях. [1,c. 92]  Воображение – процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых[2,c.86]. Оно опирается на прошлый опыт.

       Самые причудливые образы и фантастические образы человеческого воображения  основываются на творческой переработке  воспринятых элементов действительности. Таковы образы русских народных сказок (русалка – сочетание женщины и рыбы, леший – сочетание человека и какого-то лесного животного и т.д.), таковы и образы греческой мифологии (кентавр, сатир и др.).

Сказки, не смотря на их фантастичность, очень  живо и ярко отображают быт создавшего их народа, условия его жизни, окружающую природу и пр. [1, с.93]

         До сих пор ничего не известно  именно о механизме воображения,  в том числе о его анатомо-физиологической  основе. Однако Запорожец А.В. говорит о том, что физиологической основой воображения является воспроизведение в коре больших полушарий ранее образованных временных связей в новых сочетаниях.

       При активном решении какой-либо задачи…возникают очаги сильного возбуждения в  участках мозга…

       При столкновении с определенными трудностями, которые не дают возможности достигнуть необходимого результата привычным способом, возбуждение в указанных участках сменяется вследствие неподкрепления процессом торможения. По законам индукции торможение в этом участке мозга вызывает возбуждение других участков, которые были так или иначе связаны с первым в результате прошлого опыта. Таким образом, оживляются временные связи, которые ранее были заторможены, и всплывают воспоминания о различных предметах и действиях, которые имели место в обстоятельствах, отдаленно напоминающих условия стоящей перед человеком задачи. Оживление следов прежних раздражений происходит в этом случае в разной последовательности и в разных сочетаниях, в результате чего и образуются новые комбинации прошлых впечатлений, возникают образы новых предметов и явлений, никогда ранее человеком не воспринимавшихся. Многие из этих сочетаний и комбинаций оказываются нежизненными, несоответствующими объективным условиям стоящей перед человеком задачи и, не получая делового подкрепления, затормаживаются. Другие сочетания и комбинации, соответствующие действительности, открывающие новые возможности для деятельности, закрепляются вследствие подкрепления практическими результатами.[1,c.93]

Информация о работе Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека