Воображение как вид познавательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание

Целью исследования является изучение одного из видов познавательного процесса – воображения.
В рамках достижения поставленной цели выявлены для решения следующие задачи:
определение понятия воображения, его основных видов и процессов;
анализ физиологических основ процессов воображения;
выявление роли фантазии в игре детей и творчестве взрослых.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах …………....5
2. Физиологические основы процессов воображения…………………..…9
3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых……………………10
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы и источников…………………………………………...…15

Работа состоит из  1 файл

к.р по психологии и педагогике.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Психология и педагогика»

На тему: «Воображение как вид познавательного процесса». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….…3

  1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах …………....5
  2. Физиологические основы процессов воображения…………………..…9
  3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых……………………10

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы и источников…………………………………………...…15

ВВЕДЕНИЕ 

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором  он родился:

    • способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления;
    • способностью помнить, думать, соображать;
    • способностью говорить и понимать речь других людей;
    • способностью быть внимательным.

     Все эти способности развиваются  и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.

     Психические процессы, с помощью которых человек  познает окружающий мир, себя и других людей, называется познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Данная контрольная работа посвящена воображению.

     Воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем. Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через некоторые этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Это умение является одним из преимуществ человека и во многом влияет на его деятельность. Соответственно актуальность изучения данной темы очевидна.

     Целью исследования является изучение одного из видов познавательного процесса – воображения.

     В рамках достижения поставленной цели выявлены для решения следующие  задачи:

    • определение понятия воображения, его основных видов и процессов;
    • анализ физиологических основ процессов воображения;
    • выявление роли фантазии в игре детей и творчестве взрослых.
 
 

 

1. ПОНЯТИЕ  О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ  ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ 

     Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо  обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. Любой трудовой процесс включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструктивной, научной, литературной, музыкальной, в целом творческой деятельности. Например, для того чтобы сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже готовым.

     Каждый  образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристика памяти, преобразование – основная характеристика воображения. Если основная функция памяти – сохранение опыта, то основная функция воображения – его преобразование.

     Образы  воображения опираются на представление  памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представление  памяти – образы предметов и явлений, которых человек в данный момент не воспринимает, но в прошлом воспринимал. Исходя из знаний и опираясь на опыт всего человечества, любой может создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сам не воспринимал. Например, можно себе представить Францию – Париж, хотя бывать там не приходилось. Воображение – это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

     Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.

     Воображение – одна из фундаментальных характеристик  человека. В нем, наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

     Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение? Воображение – это познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

     Воображение может быть четырех основных видов: пассивное, активное, репродуктивное, творческое.

     Непроизвольное или пассивное воображение представляет собой новые образы, которые возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы.

      Когда человек спит, его сознание как  бы отступает на задний план, т.к. прекращают работать те участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. В сновидениях может содержаться  лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений. Поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека. Например, замерзшие ноги могут спровоцировать сон, в котором человек будет стоять по колено в холодной воде.

      Иногда  причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может  сигнализировать о какой-либо болезни. Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики (галлюцинации).

      Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности.

      При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма. Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.

      Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

      Произвольное или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

      Воссоздающее, или репродуктивное, воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, знаниями и достижениями, без чего немыслима жизнь в обществе.

      Творческое  воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

      Особый  вид воображения – мечта. Мечта  всегда направлена на будущее, на перспективы  жизни и деятельности конкретного  человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее, т.е. то, чего еще нет, человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно – фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения.

      Существует  большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения  неразрывно связано с развитием  личности в целом. Воображение можно  тренировать и развивать, как  любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается, прежде всего, в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения и проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности – ее интересов, знаний, эмоционального настроя. 
 

2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ 

     Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых  сочетаний и комбинаций из уже  сложившихся нервных связей в  коре головного мозга.

     Образы  воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.

     Познавательные  образы можно подразделить на:

  • чувственно-наглядные
  • рациональные (понятийные).

     Образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств.

     Вместе  с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения. 

Информация о работе Воображение как вид познавательного процесса