Воля, волевые процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:03, реферат

Описание

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.
Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека по мимо или даже вопреки его желаниям.
Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.
На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.
На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

Содержание

1. Дайте определение понятий «воля» и «волевой процесс».
2. Опишите разные виды чувств.
3. Проанализируйте типы темперамента личности.

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 27.12 Кб (Скачать документ)

 

Частное учреждение образования

«Колледж  бизнеса и права»

Брестский филиал

 

 

 

Домашняя  работа

По дисциплине «Психологи и этика деловых отношений»

Вариант №  7

 

 

 

 

 

 

Выполнил учащийся

Заочной формы получения образования

Специальности «Экономика и организация производства»

3 курса   группы  Э-203.

Михаевич  Анатолия Васильевича

 

 

 

г. Брест

2012

Содержание

  1. Дайте определение понятий «воля» и «волевой процесс».
  2. Опишите разные виды чувств.
  3. Проанализируйте типы темперамента личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Она необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся кто то  который бы не стремился воспитать это качество в себе или в своих близких. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.

Изучение воли в историческом аспекте можно  разделить на несколько этапов.

  • Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека по мимо или даже вопреки его желаниям.
  • Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.
  • На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.
  • На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

Изложенные выше подходы  к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные  её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с  одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с  предметностью его поступков  и действий, т.е. с мотивацией. С  другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении  трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

 Человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость.

 Решительность выражается  в способности человека своевременно  и без колебаний принимать  обдуманные решения и претворять  их в жизнь. Скоропалительные  решения, не учитывающие обстоятельств  дела, или же, напротив, постоянное  оттягивание принятия и исполнения  решения не служат проявлением  решительности, а свидетельствуют  о слабости воли и ее неразвитости.

 Настойчивость – такое волевое свойство личности, которое характеризуется умением добиваться поставленной цели через преодоление всех трудностей на пути к ее достижению.

 К сильным волевым  качествам личности относятся  также выдержка и самообладание.  Эти качества связаны с умением  человека владеть собой, своими  действиями, поступками и настроениями  в любой  ситуации и в  любую минуту.

Современная психиатрия рассматривает  волю как психический процесс, заключающийся  в способности к активной планомерной  деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Деятельность рассматривается как произвольная и целенаправленная тогда, когда  она осуществляется в соответствии с представлениями о конечных результатах и контролируется на каждом из этапов.

Волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения.

Таким образом, волевые процессы, как и другие процессы высшей нервной  деятельности, составляющие психику  человека, могут нарушаться в результате возникновения психического расстройства. Не исключена и вероятность, что  психическое расстройство будет  представлено исключительно феноменами, отражающими нарушение волевых  процессов.

 Особое значение приобретает  констатация и диагностическая  оценка волевых расстройств в  судебно-психиатрической практике. Международная юридическая практика  считает основой, предпосылкой  вменяемости, и как следствие, способности нести ответственность за свои действия, “злую волю” умысел, направленный на совершение деяния.

Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние  точки зрения, каждая из которых  абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое  усилие, к которому сводится воля, в  другом случае. Изложенные выше подходы  к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные  её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с  одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с  предметностью его поступков  и действий, т.е. с мотивацией. С  другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении  трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

 Поэтому понимание  феномена воли возможно только  на основе синтеза различных  теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

В психологии различают следующие виды чувства:

  1. моральные (нравственные),
  2. интеллектуальные (познавательные),
  3. эстетические.

Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств моральным чувствам принадлежит особое место.

Моральные, или нравственные, чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека.

Моральные чувства порождаются  системой человеческих отношений и  этическими нормами, регулирующими  эти отношения.

Первая особенность  моральных чувств – их социальный характер, социальная значимость. Вторая особенность – сложность и многогранность их проявлений.

Переживания, возникающие  в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами.

Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму  глубоких переживаний. Нахождение существенных признаков явления и причин, его  порождающих, установление закономерностей  протекания этого явления всегда сопряжено с особым чувством радости  открытия, иногда перерастающим в  чувство глубочайшего удовлетворения. Переживание успехов познавательной деятельности побуждает к дальнейшим усилиям мысли. Неудачи при решении  познавательных задач вызывают не менее  острые переживания. Радости и муки научного познания – это эмоциональная  характеристика познавательной деятельности.

Эстетические  чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает. Эстетические чувства возникают не только при восприятии прекрасного. Морально прекрасное также вызывает эстетические чувства.

 

Типы темперамента:

  1. Холерический.
  2. Сангвинический.
  3. Флегматический.
  4. Меланхолический.

Холерический  темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. В это время они готовы преодолеть и действительно преодолевают трудности и препятствия на пути к цели. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвинический  темперамент. Представитель этого типа темперамента характеризуется как горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.

Флегматический  темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам.

Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях. Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживаниям по незначительному поводу.

Поведения человека в рамках темперамента может определяться отношениями человека, которые временно маскируют или видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного темперамента проявления.

При положительном отношении  к делу ускоряются темп и ритм работы, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.

При анализе поведения  человека необходимо учитывать не только временные состояния, но и устойчивые отношения, характер личности в целом. Только при прочих равных условиях можно оценить силу или слабость, уравновешенность или подвижность сравниваемых людей.

Темперамент и культура поведения. Проявление темперамента зависит от общей культуры человека.

Культура состоит в  том, что человек строит свое поведение  в соответствии с принятой в обществе моралью. Личность должна считаться  с другими людьми, их состоянием, бережно относиться к окружающим, всемерно избегать таких воздействий, которые могут травмировать их. Для  этого нужно быть сдержанным.

Возбужденный холерик  берет себя в руки и не позволяет  грубых выпадов против окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из раздражающей ситуации. Меланхолик может заставить  себя не поддаваться ни страху, ни панике.

Информация о работе Воля, волевые процессы