Внутренние и внешние причины неуспеваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 11:08, реферат

Описание

Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.

Работа состоит из  1 файл

спец.психология.docx

— 99.39 Кб (Скачать документ)

Сегодня учеников жалеют — и нагрузка у них не по годам, и социальное неравенство в классах, и учителя, обозленные на весь мир из-за своей мизерной зарплаты. При этом многие забывают о том, что именно в детстве у человека самые высокие способности воспринимать и усваивать информацию. В психологии есть понятие сензитивного возраста, введенное известным отечественным автором Л. С. Выготским.

Сензитивный возраст

Согласно этому  понятию, в жизни человека есть особые периоды, в которых он может развивать  то или иное свойство или способность  гораздо быстрее и легче, чем  в другие. Эти периоды и называются сензитивным возрастом. Известно, например, что ребенка до трех лет легче научить говорить на иностранных языках, плавать, кататься на коньках. Сензитивные периоды для развития речи, памятимышления,внимания тоже проходят в детстве.

Мы не случайно ведем  в первый класс ребенка 7 или 8 лет. Возраст готовности к школе является сензитивным для волевых процессов, а значит, и для развития произвольности в других психических свойствах. У детей в этом возрасте неограниченные возможности для принятия и усвоения информации. Поэтому, если ребенок жалуется на утомляемость или усталость, причиной этому будет не сам материал, а его изложение, степень заинтересованности им ребенка.

Внутренние  и внешние причины  неуспеваемости

Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.

Представьте, каково, например, отвечать на уроке ребенку, над которым в это время  смеется весь класс, в котором  он является изгоем. Одним словом, если результаты диагностики способностей у отстающего ребенка соответствуют  норме, значит, что-то мешает ему пользоваться этими способностями.

Внутриличностные причины школьной неуспеваемости — это какие-либо нарушения или отклонения психических процессов, их неразвитость.

Очень важно понять истинную причину неуспеваемости. Рассмотрим простой пример: учителя и родители жалуются на плохое запоминание ребенком пройденного материала. Психолог в  результате психодиагностики свойств памяти действительно обнаруживает некоторые особенности, мешающие запоминанию, и начинает коррекцию этого психического процесса. Проведя различные игры и задания, улучшающие память и запоминание, психолог вновь тестирует ребенка и выявляет значительные улучшения памяти. Однако на уроке ребенок почему-то не показывает этих улучшений, по-прежнему отставая от своих одноклассников.

В чем же проблема?

В поверхностном  рассмотрении психических свойств. Видеть в плохом запоминании неразвитость процессов памяти — однобокий подход. Ребенок не может применить полученные приемы и мнемотехники, поскольку не ассоциирует предметные задачи с теми, которые ему давал психолог. Для этого нужно параллельно развивать абстрактно-логическое мышление.

В основном, конечно, в подборе методик для диагностики  причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллектазадачах на вниманиепамятьвосприятие информацииМетодики на мышление и другие психические процессы разумно подбирать соответственно последующей коррекции. В этом плане компьютерные методики диагностики психических процессов выигрывают у "бумажных". Их выполнение происходит через решение какой-нибудь наглядной задачи, причем оно включает в себя элементы тренировки этих процессов. Так, например, пакет компьютерных методик "Зоопарк", направленный специально на диагностику внимания ребенка, может использоваться и в качестве тренажера.

Многочисленные современные  исследования показывают, что повышение  успеваемости ученика — комплексная цель, требующая целостного рассмотрения детской психики. Сегодня школьные психологи не говорят отдельно о развитии какой-либо психической характеристики, а ставят цель общего психического развития личности ребенка.

Недавнее исследование российских ученых из Психологического института РАО показало эффективность  применения программы целостного психического развития учеников. В результате проведения уроков психологического развития в  начальной школе 99% учеников продвинулись в своем интеллектуальном развитии, у многих наблюдалось повышение  мотивации к обучению, интерес  к знаниям.

Программа, разработанная  в Психологическом институте, включает воздействие на когнитивные структуры  психики ребенка, такие как синтез, анализ, обобщение, индукция и дедукция. Оказалось, что предметы начальной  школы (русский язык, чтение, математика) требуют участия этих когнитивных  структур для понимания и усвоения материала. Уроки психологического развития продолжительностью 40-45 минут  включали различные методы тренировки мышления, логики с их переносом  непосредственно на практические задачи.

Комплексная задача психолога

Следовательно, задача психолога — обучать ребенка мыслить. С правильно построенной системой мышления правильно развиваются и память, и внимание, и речь. Кстати, для развития абстрактно-логического мышления сензитивный возраст приходится именно на начальную школу.

Правильная организация  мышления требует произвольности основных психических процессов, попросту — участия воли. Волевые процессы у ребенка 7 — 8 лет также находятся в сензитивном периоде.

Возможно, что кроме  работы непосредственно с психическими свойствами, психологу придется иметь  дело с психологическими защитами ребенка, возникшими в результате учительского или родительского воздействия. У детей младшего школьного возраста самой распространенной защитой  является регрессия — переход к уже известным формам поведения, которые свойственны пройденному жизненному этапу.

Защита срабатывает  в ответ на фрустрацию. Так, если ребенок чего-то не добился, а его  поругали, да еще и не объяснили  детально, за что именно, то он применяет  защиту — может начать сосать палец, лечь на пол и свернуться клубочком, может проявлять агрессию, закатывать истерику. Все это — формы поведения, свойственные предыдущему — дошкольному — этапу его жизни. С психологическими защитами работает психотерапевт. Однако многие психологи видят в ней рефлекс, который угасает без стимула. Соответственно, если исчезнет проблема неуспеваемости, угаснет и защита.

Психологическая работа с неуспеваемостью учащихся — тема очень популярная и актуальная, ей посвящаются многочисленные исследования, разрабатываются новые программы. Если вас заинтересовал этот вопрос, тему всегда можно продолжить.

Ольга Данилова. 
 

В пособии рассматривается  ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших  классов.

Описываются особенности  развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные  трудности в обучении.

Приводятся причины  трудностей младших школьников при  обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено  вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости. 
 
 
 
 
 

Школьная  неуспеваемость. Причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие — рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психологопедагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов.  
Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольнорегуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении. Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости.  
Особенностью данного учебного пособия является включение в него после каждой темы фрагментов из психологических и педагогических произведений разных авторов с целью более глубокого и детального освещения соответствующей проблемы. Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.

Поделиться… 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на “4”  и “5”. Приятно, когда набираешь  в класс детей с высоким  качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда; с ними спокоен  при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы.

Об одарённых детях  и учащихся с высокими реальными  учебными возможностями заботится  Правительство, утверждая программу  “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют  себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение  спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами  другие дети – учащиеся с низкими  реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые  школьники. О них не пишут в  газетах, их не снимают на камеру, без  гордости в голосе говорят о них  родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.

И оказывается, что  детей таких гораздо больше, чем  успешных в обучении. Им хочется  всего того же, что чувствует одарённый  ребёнок: и внимания, и немного  славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот. Думается, что школа имеет уникальную возможность избавить ребёнка от груза неудач, значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития.

С этой целью в нашей  школе в 2001г. была создана педлаборатория по проблеме “Социально – педагогические аспекты предупреждения неуспеваемости школьников”.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может  продемонстрировать тот уровень  знаний, умений, скорость мышления и  выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе  детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот  или иной ученик, числившийся в  безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому  в ней неуютно. Ребёнку не среднему, неуспевающему, с отклонениями в  развитии. С такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают чёрствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями  и требованиями, вынуждены на какой-то момент предоставить результаты своей  работы. Требования жёсткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью  – значит плохой, не умеешь решать задачи – отстающий, не можешь запомнить стихотворение – неуспевающий.

Всё своё внимание школа  обращает на отстающих. Рассмотрим некоторые категории детей, которые относим к неуспевающим:

1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

Они с трудом выполняют  задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания  от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние  неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем  не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.

2. Недостаточно развитые  для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).

У них выявлены нарушения  в раннем периоде развития ( патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не  созревшие дети.

Они прилежно и добросовестно  учатся, у них есть желание выполнять  все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

Информация о работе Внутренние и внешние причины неуспеваемости