Внимание. Свойства и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:09, контрольная работа

Описание

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение
1. Понятие внимания.
2. Физиологические основы внимания
3. Виды внимания
4. Факторы, определяющие внимание
5. Внимание в учебном процессе
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 24.34 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

1. Понятие внимания.

2. Физиологические основы внимания

3. Виды внимания

4. Факторы, определяющие внимание

5. Внимание в учебном процессе

6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие внимания.

Внимание – важное и  необходимое условие эффективности  всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее  труд, тем больше требований предъявляет  он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими  людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий  успешной организации учебно-воспитательного  процесса. Еще великий русский  педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая  роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую  проходит все, что только входит в  душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми  есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего  мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого  содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному  отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

2. Физиологические основы внимания.

 До человека доходит  огромное число раздражителей,  однако он отбирает самые важные  из них и игнорирует остальные.  Он потенциально может сделать  большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные  движения, входящие в состав его  действий, и тормозит остальные.  У него возникает большое число  ассоциаций, однако он сохраняет  лишь немногие, существенные для  его деятельности, и абстрагируется  от других, мешающих целенаправленному  протеканию его мышления

 Осуществление отбора  нужной информации, обеспечение  избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и принято называть вниманием.

Во всех видах сознательной деятельности должны иметь место:

- процесс выбора основных, доминирующих процессов, составляющих  предмет, на который человек  обращает внимание;

- наличие «фона», состоящего  из тех процессов,  доступ которых в сознание задержан, но они в любой момент, если появляется соответствующая задача, могут перейти в центр его внимания и стать доминирующими.

 Именно в связи с  этим принято различать объем  внимания, его устойчивость и  его колебания. 

 Под объемом внимания  принято понимать то число  поступающих сигналов или протекающих  ассоциаций, которые могут сохраняться  в центре ясного сознания, приобретая  доминирующий характер.

 Под устойчивостью  внимания принято понимать ту  длительность, с которой эти выделенные  вниманием процессы могут сохранять  свой доминирующий характер.

 Под колебаниями внимания  принято понимать тот циклический  характер процесса, при котором  определенные содержания сознательной  деятельности то приобретают  доминирующий характер, то теряют  его.

 3. Виды внимания

 В психологии различают  два основных вида внимания  — непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят  в тех случаях, когда внимание  человека непосредственно привлекается  либо сильным, либо новым, либо  интересным (соответствующим потребности)  поворачиваем голову, если в комнате  внезапно раздается стук, настораживаемся,  когда слышим непонятные шумы  или когда наше внимание привлекается  каким-либо новым, неожиданным  изменением обстановки.

Непроизвольное внимание – один из видов – психический  процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается  в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

 Произвольное внимание  свойственно лишь человеку. Оно  долгое время оставалось загадкой  для психологии, и на нем следует  остановиться особо.   Произвольное внимание – один из видов внимания – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

4. Факторы, определяющие внимание.

 Какими факторами определяется  внимание человека? Можно выделить, по крайней две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов, определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной деятельности.

 К первой группе  относятся факторы, характеризующие  структуру внешних раздражителей,  доходящих до человека (структуру  внешнего поля).

 Ко второй — факторы,  относящиеся к деятельности самого  субъекта (структура внутреннего  поля).

 Остановимся на каждой  группе отдельно.

1. Первую группу составляют  факторы внешне воспринимаемых  субъектом раздражителей; они  определяют направление, объем  и устойчивость внимания, сближаются  с факторами структуры восприятия.

 Одним из факторов, входящих в эту группу, является  интенсивность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется  группа одинаковых или разных  раздражителей, один из которых  выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской и т. п.), внимание субъекта привлекается  именно этим раздражителем. Естественно,  что, когда субъект входит в  слабо освещенную комнату, его  внимание сразу же привлекается  внезапно загоревшейся лампочкой.  Характерно, что в тех случаях,  когда в воспринимаемом поле  выступают два равных по силе  раздражителя и когда отношения  между ними настолько уравновешены, что ни один из них не  доминирует, внимание человека приобретает  неустойчивый характер, и возникают  колебания внимания, при которых то один, то другой раздражитель становится доминирующим. Выше, разбирая законы структурного восприятия, мы уже приводили примеры таких «неустойчивых структур».

 Другим внешним фактором, определяющим направление внимания, является новизна раздражителя, или его отличие от других  раздражителей.

 Если среди хорошо  знакомых раздражителей появляется  такой, который резко отличается  от остальных или является  необычным, новым, он сразу  же начинает привлекать к себе  внимание и вызывает специальный  ориентировочный рефлекс.

Оба упомянутых условия определяют направление внимания. Однако существуют внешние факторы, которые определяют и его объем.

 Как говорилось выше, восприятие доходящих до человека  раздражителей внешней среды  зависит от их структурной  организации. Легко видеть, что  мы не можем успешно воспринять  большое число беспорядочно разбросанных  раздражителей, однако мы легко  можем сделать это, если они  организованы в определенные  структуры.

 Структурная организация  воспринимаемого поля является  одним из наиболее мощных средств  управления нашим восприятием  и одним из наиболее важных  факторов расширения его объема, и психологически обоснованная, рациональная организация структуры  воспринимаемого поля является  одной из важнейших задач инженерной  психологии. Нетрудно видеть, какое  значение приобретает обеспечение  наиболее рациональных форм организации  потока информации, доходящей до  летчика, управляющего приборами  скоростных или сверхскоростных  самолетов.

 Все перечисленные  факторы, определяющие направление  и объем внимания, относятся к  особенностям воздействующих на  субъекта внешних раздражителей,  иначе говоря, к структуре поступающей из внешней среды информации.

 Легко понять, насколько  важно учитывать эти факторы  для того, чтобы научиться на научных основах, управлять вниманием человека.

2. Вторая группа факторов, определяющих направление внимания, — те, которые связаны не столько  с внешней средой, сколько с  самим субъектом и со структурой  его деятельности.

 В эту группу факторов относится, прежде всего, то влияние, которое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его восприятие и на протекание его деятельности.

 Разбирая проблемы  биологической эволюции поведения  животных, мы уже видели решающую  роль, которую играет в поведении  животных биологическая важность  сигналов.

 Мы указали на то, что утка  выделяет  растительные, а кобчик — гнилостные запахи,  являющиеся для них жизненно  существенными,  что пчела   реагирует  на сложные формы,  являющиеся признаками цветов, оставляя без внимания простые геометрические формы, лишенные для нее биологического значения, что кошка, живо реагируя на поскребывание  мыши, не обращает внимание на звуки перелистывания книги, или шуршание  газеты. Тот факт, что внимание животных привлекается жизненно важными сигналами, достаточно хорошо известен.

 Все это в равной  мере относится и к человеку, с той только разницей, что  те потребности и интересы, которые  характеризуют человека, в подавляющей  части носят не характер биологических  инстинктов и влечений, а характер  сложных побуждающих факторов, сформированных  в общественной истории. Например, человек, интересующийся спортом,  выделяет из всей доходящей  до него информации ту, которая  относится к футбольному матчу,  а человек, интересующийся новостями  радиотехники, обратит внимание  на те стоящие на полке книги,  которые относятся именно к  этому предмету.

 Легко убедиться в  том, что сильный интерес человека, делающий одни сигналы доминирующими,  одновременно тормозит все побочные, не относящиеся к сфере его  интересов сигналы. Хорошо известные  факты, говорящие о том, что  ученые, погруженные в решение  сложной задачи, перестают воспринимать  все побочные раздражения, отчетливо  указывают на это.

 Существенное значение  для понимания факторов, направляющих  внимание человека, имеет структурная  организация человеческой деятельности.

 Известно, что деятельность  человека определяется потребностью  или мотивом и всегда направлена  на определенную цель. Если мотив  в некоторых случаях может  оставаться неосознанным, цель и  предмет его деятельности всегда  осознаются. Известно, наконец, что  именно этим цель действия  отличается от тех средств  и тех операций, которыми она  достигается.

 Пока отдельные операции  не автоматизированы, выполнение  каждой из них составляет цель  данного отрезка деятельности  и привлекает к себе внимание; достаточно вспомнить, как напрягается  внимание неопытного стрелка  к спуску курка или напрягается  внимание начинающего писать  на пишущей машинке к каждому  удару на клавишу. Когда деятельность  автоматизируется, отдельные операции, входящие в ее состав, перестают  привлекать внимание и начинают  протекать без осознания, в  то время как основная цель  продолжает осознаваться. Достаточно  внимательно проанализировать процесс  стрельбы у хорошо обученного  стрелка или процесс письма  на пишущей машинке у опытной  машинистки, чтобы видеть это.

 Все это показывает, что направление внимания определяется  психологической структурой деятельности  и существенно зависит от степени  ее автоматизации. Общая задача, направляющая деятельность человека, выделяет как предмет его внимания ту систему сигналов или связей, которые входят в состав вызванной деятельности человека, которая вызвана этой задачей. Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий задачу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания. Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими операциями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, переставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями. Едва ли не наиболее важным является тот факт, что направление внимания находится в прямой зависимости от успеха или неуспеха деятельности.

Успешное завершение деятельности сразу же устраняет то напряжение, которое сохранялось у человека все время, пока он пробовал решать задачу. Например, человек, опустивший письмо в почтовый ящик, тут же забывает о выполненном намерении, оно  перестает беспокоить его. Наоборот, незаконченная деятельность или  неуспешно выполненное задание  продолжают вызывать напряжение и привлекать внимание, сохраняя его, пока задача не будет успешно выполнена.

 Внимание входит как  контрольный механизм в аппарат  «акцептора действия»: оно обеспечивает  сигналы, указывающие па то, что  задача еще не выполнена, действие  не завершено, и именно эти  «обратные сигналы» побуждают  субъекта к активной деятельности.

Информация о работе Внимание. Свойства и виды