Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы проблемы 4
1.1. Сущность понятия и психологическая характеристика межличностных отношений младшего школьника со сверстниками. 4
1.2. Особенности взаимодействия младшего школьника со сверстниками. 6
1.3. Характеристика семьи и типов семейного воспитания. 10
2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками. 15
2.1. Констатирующий этап эксперимента. 15
2.2. Рекомендации родителям. 32
Заключение

Работа состоит из  1 файл

почти готовая11 курсовая с практикой .docggg.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

Влияние внутрисемейного  взаимодействия на характер межличностных отношений  младшего школьника со сверстниками.

Содержание.

Введение                                                                                                                 4

1. Теоретические основы проблемы                                                                   4

1.1.  Сущность  понятия и психологическая характеристика  межличностных отношений младшего  школьника со сверстниками.                                          4

1.2. Особенности взаимодействия младшего школьника со сверстниками.  6

1.3. Характеристика  семьи и типов семейного воспитания.                           10

2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками.                                                                                                       15

2.1. Констатирующий этап эксперимента.                                                       15

2.2. Рекомендации родителям.                                                                            32

 Заключение                                                                                                           33 Список литературы                                                                                               34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством  за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. [7, с. 24-28].

Семья является первым и наиболее важным институтом социализации ребенка, выполняющим функцию первичного социального контроля. [3, с 10].

Именно семья, являясь для ребенка первым и  наиболее значимым проводником социального  влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего  быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств, а также взаимоотношения с окружающими. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

Если у детей  плохие отношения с одним или  обоими родителями, если дети

чувствуют, что  их считают никуда не годными, или  не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в  преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, что может привести к тому, что ребенок будет изгоем в группе сверстников. В связи с этим мы решили  определить тему нашего курсового исследования «Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений  младшего  школьника со сверстниками». Тема достаточно актуальна, так как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В младших классах поведение детей очень разнообразно, одни спокойны и усидчивы, другие тревожны, агрессивны и гиперактивны, важно выявить, влияет ли тип родительского воспитания на характер межличностного взаимодействия младшего школьника со сверстниками и каким образом. В связи с этим мы определили цель нашего исследования: выявить характер влияния внутрисемейного взаимодействия на взаимоотношения младшего школьника со сверстниками.

Объект: Процесс  межличностного отношения младшего школьника со  сверстниками.

Предмет: Влияние  внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить влияние семейных отношений на отношения со сверстниками.
  3. Провести качественно-количественный анализ результатов исследования.
  4. Разработать рекомендации для родителей, направленные на улучшение стиля семейного воспитания.

Гипотеза: мы предполагаем, что характер внутрисемейных отношений влияет на взаимоотношения младшего школьника со сверстниками.

Теоретическая база исследования

Методы исследования:

База исследования: МОУ СОШ № 11 г.Иркутска. 1 «А» класс количество учащихся-20 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками.

1.1 Сущность понятия и психологическая характеристика межличностных отношений младшего школьника со сверстниками.

Межличностные отношения, будучи закономерно включенными  в самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности и являясь одним из основных факторов любого социального процесса, всегда остаются актуальным предметом для исследований (А.И. Донцов., Б.И. Аристов., Я.Л. Коломенский. и др.) [8,с. 286]. 

В словаре практического  психолога дается следующее определение Межличностным отношениям. Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. [23,с. 380].

В электронном  словаре Межличностные отношения рассматриваются как,   отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.[30].

Межличностные отношения являются таким понятием социальной психологии, интерес к  которому не зависит от временных  тенденций.

В энциклопедии социологии говорится о том, что Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. [28].

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и  способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

В словаре Петровского  А.В Межличностные отношения рассматриваются как система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. [13].

В Азбуке социального психолога Отношения межличностные выступают как, объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, "задает" определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. [12].

В младшем школьном возрасте все большое значение для  развития ребенка приобретает его  общения со сверстниками. В общение  со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремления к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От того как ребёнок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе является одним из факторов развивающим личность. Анализ рассмотренной литературы позволяет сказать, что существует множество различных определений межличностных отношений, но в рамках нашего исследования мы будем придерживаться следующего определения: межличностные отношения- это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Особенности  взаимодействия младшего школьника  со сверстниками.

В настоящее  время в психологической науке  работы, посвященные проблемам изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.

Ребенок - это  личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [24, с. 277].

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских  контактов. Приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников  и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе . [9, с.423].

С приходом в  школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между  детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. [5, с.151].

Приобретение  навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. [20, с.74].

Новая социальная ситуация и новые правила поведения  приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень  конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую  группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.  [17, с.227].

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений  и преобразований, происходящих с  личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. [19, с.260].

В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни». [10,с. 30-39.].

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается  направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Информация о работе Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками