Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования - выявить степень влияния совместимости родителей на уровень популярности ребенка в детском коллективе.
Задачи:
1) Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме.
2) Установить социальный статус детей в классе.
3) Установить уровень совместимости родителей данных детей.
4) Выявить степень зависимости между социальным статусом ребенка в группе сверстников и совместимостью его родителей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Литературный анализ по проблеме семьи и ее роли в процессе формирования личности ребенка. 6
1.1. Характеристики семьи как малой социальной группы: структура, динамика, функции семьи. Периодизация семейных отношений. 6
1.2. Совместимость супругов: функционально-ролевой и структурный подходы к семейной совместимости. Переход к родительству как этап семейного цикла. 13
1.3. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка. 23
1.4. Особенности взаимоотношений первоклассников в школьном коллективе. 29
Глава II. Исследование влияния совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе. 38
2.1. Методы исследования. 38
2.2. Исследование социального статуса первоклассников в группе сверстников. 40
2.3. Исследование уровня совместимости родителей детей. 49
2.4. Выявление степени зависимости между социальным статусом ребенка в коллективе и совместимостью его родителей. 61
Заключение. 64
Список литературы. 67
Приложения. 70

Работа состоит из  1 файл

всрнврдк.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

№ 2. Иван А.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 3, взаимных – 1, КУ – 33%. 

В классе - негласный лидер, в начале учебного года негативно относился к сверстникам, вспыльчив, обидчив. Самооценка и работоспособность высокие, хорошо учится, мотивирован на получение высоких оценок. Единственный ребенок в семье, слушается отца, помогает в делах по дому (отцу в основном).

№ 3. Света В.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень тихая, замкнутая девочка, молчаливая, сама на контакт не идет, на уроках отвечать стесняется, учится средне. В семье две девочки, Света – младшая. Дома – спокойная, послушная, очень привязана к маме и старшей сестре.

№ 4. Маша З.: социальный статус в классе очень низкий: получено выборов – 0, взаимных – 0, КУ – 0%. Причиной непопулярности может быть низкий уровень конформности (непохожа на остальных), особенности внешности (очень крупная, полная, не симпатичная).

Девочка очень непохожа на остальных детей, неуклюжая, рассеянная, не старательная. На уроках дает полные ответы, не боится высказывать свою точку зрения. В классе с ней никто не дружит, она ко всем относится хорошо. Часто болеет. Мама уделяет ей много внимания, очень тщательно занимается дома. Избалованная, в семье единственный ребенок. Повторный брак у мамы, с отчимом у девочки очень хорошие отношения.

№ 5. Ирина З.: социальный статус в классе очень высокий: получено выборов – 7, взаимных – 3, КУ – 100%.

У девочки очень высокий авторитет в классе, она - лидер, пример для всех. Спокойная уравновешенная, дружелюбная, умная, работоспособная, имеет адекватную самооценку, переживает за учебу, хорошо контактирует со всеми детьми. Дома – не спокойна, часто нервничает, помогает маме, любит заниматься с младшим братом.

№ 6. Антон К.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 3, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень спокойный, способный мальчик, старательный, иногда не собран, не уверен. В классе ребята относятся к нему хорошо, и он  - тоже. В семье двое детей, Антон – старший, заботится о братишке, послушный.

№ 7. Саша К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень способный мальчик, но учится ниже своих интеллектуальных возможностей, для него очень много значат оценки, остро переживает неудачи, бывает рассеян, может быть злобным, редко – агрессивным. Родители педагоги. Есть старшая сестра.

№  8. Света К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 2, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень хорошо учится, ее можно назвать лидером в учебе, поддерживает хорошие взаимоотношения со всеми, но обидчива. Любимица в семье, очень привязана к старшему брату. Послушная, иногда – капризная. Есть любимое занятие – цветоводство.

№ 9. Костя К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 2, взаимных – 0, КУ – 0%.

У его родителей очень высокие требования к учебе, но сам он особой активности  не проявляет. Знания хорошие. Контактирует в классе практически со всеми. Дома агрессивен («терроризирует» старшую сестру), признает только авторитет отца.

№ 10. Илья М.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень сильно заикается, но  не переживает из-за этого, только волнуется при чтении. Не сдержанный, часто разговаривает во время урока. Коммуникабельный: любит общаться и со взрослыми, и с детьми. В классе чаще сам идет на контакт, а не дети. Дома послушный, исполнительный, проблем с воспитанием нет. Авторитет – старшая сестра.

№ 11. Катя Н.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 4, взаимных – 2, КУ – 67%.

Ленива в учебе, может учиться лучше, активность и работоспособность низкие. Часто болеет, занимается дома, небрежна, не старательна. В классе контактирует со всеми, но больше – с девочками. Дома ей сейчас уделяют меньше внимания, т. к. есть маленькая сестра. Капризна, больше тянется к отцу, но редко общается с ним из-за его занятости.

№ 12. Люда О.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 0, КУ – 0%.

Учится плохо, много пропускает занятий, не воспринимает критику, обманывает взрослых и детей. В семье 3-е детей, мама не работает, папа работает вахтовым методом. Для девочки авторитет только папа, у него ищет защиты и оправдания своим поступкам. Часто скандалит дома, не слушается.

№ 13. Саша П.: социальный статус в классе очень высокий: получено выборов – 9, взаимных – 3, КУ – 100%.

Очень аккуратный, в меру активный, хорошо учится, имеет художественные способности. Пользуется популярностью у детей. Особенно любят с ним общаться девочки, так как он внимателен к ним, уважителен в общении. Дома послушный, самостоятельный, есть старший брат. Оба мальчика всегда помогают родителям, для обоих отец – пример для подражания.

№ 14. Оля С.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%.

Чрезмерно активная («черт в юбке») на перемене, но не на уроке. Неряшлива, агрессивна. Общительна, пользуется популярностью среди мальчиков (очень симпатичная). Единственный ребенок в семье. Папа работает вахтовым методом. Дома непослушна, капризна.

№ 15. Катя С.: социальный статус в классе очень низкий: получено выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%.

Очень неусидчива, учится средне, малоактивна, очень любит ябедничать, никому не отдает предпочтений («со всеми, но ни с кем»). В семье 3-е детей, Катя – вторая. Мама не работает – маленький ребенок. Девочке в последнее время уделяется значительно меньше внимания. Дома послушная, но неохотно выполняет поручения, ничем не интересуется.

№ 16. Дима У.: социальный статус в классе очень высокий: получено выборов - 9, взаимных – 2, КУ – 67%.

Серьезный, реалистичный в оценках себя и других, общителен со всеми, справедливый, пользуется высоким авторитетом в классе. Зачастую разнимает дерущихся, примиряет ссорящихся, встает на защиту слабых. Дома самостоятельный, аккуратный, заботливый (по отношению к младшему брату), ответственный, его в шутку называют «младший глава семьи».

№ 17. Олег Ф.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов - 5, взаимных – 2, КУ – 67%.

Способный, старательный, может быть обидчив. Заикается. Ребята в классе к нему относятся хорошо. Избалован (изнежен) родителями. Единственный ребенок в семье. Родители для него – не авторитет. Капризный, своевольный.

№ 18. Иван Ш.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%.

Способный, активный, на уроках дает хорошие полные ответы, быстро справляется с заданиями. Вспыльчив, не сдержан, задира. Дома - непоседа, быстро делает домашнее задание, допоздна играет на улице с ребятами («домой не загонишь»), слушается отца, старается брать с него пример. Есть младшая сестра.

№ 19. Костя Ш.: социальный статус в классе очень низкий: получено выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%.

Способности средние , невнимателен, не сдержан. В классе его считают выскочкой, игнорируют, но ему мнение класса безразлично, он себя чувствует хорошо. Один в семье. У мамы повторный брак, отношения с отчимом у мальчика непростые (иногда находят общий язык, чаще – нет). Мама для него не авторитет, хотя он довольно близок с ней.

№ 20. Миша С.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов - 1, взаимных – 0, КУ – 0%.

Переведен из 1 «б» класса, спокойный, активный на уроке, но слабо развита речь. Поведение развязное, серьезно увлекается музыкой (ходит в музыкальную школу). Есть старший брат, Миша во всем копирует его. Часто спорит с родителями.

Вывод:

Для более глубокого анализа данных «Социометрии» статус ребенка в классе был сопоставлен с характеристиками, данными учителем и родителями в индивидуальных беседах. Были получены следующие результаты:

Для «Звезд» характерны такие качества, как общительность, высокая успеваемость, аккуратность, спокойствие, уравновешенность, дружелюбие, активность, адекватная самооценка, самостоятельность, справедливость, серьезность,  ответственность.

У «Предпочитаемых» можно отметить следующие черты личности: активность, общительность, самостоятельность, старательность, интеллектуальные способности выше средних, привлекательная внешность, но и – обидчивость, вспыльчивость, капризность, высокая самооценка.

Для «Игнорируемых» характерны следующие качества: средние способности, замкнутость, неконтактность, застенчивость, рассеянность, агрессивность, обидчивость, несдержанность, чрезмерная общительность, капризность, склонность к лжи и нарушениям дисциплины (пропуски занятий).

Для «Изолированных» характерны такие качества, как непохожесть на остальных, неуклюжесть, рассеянность, неаккуратность, успеваемость ниже средней, неусидчивость, малоактивность, непривлекательная внешность, невнимательность, несдержанность, агрессивность, неконтактность, ябедничество.

Таким образом, в данной выборке на популярность ребенка влияют его индивидуально-личностные особенности, поведение, успехи в учебе, коммуникабельность, особенности внешнего облика и т.п.

У популярных среди сверстников детей отмечаются следующие качества: высокие интеллектуальные способности («хорошо учится»), активность, общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, специфические способности («хорошо рисует»).

Для непопулярных детей характерны: неконтактность (застенчивость), слабая успеваемость, несдержанность, агрессивность, слабый уровень конформности, непривлекательная внешность, склонность к ябедничеству, обману и нарушениям дисциплины.

 

2.3.          По методике «РОП» было продиагностировано 20 супружеских пар из поселка …х…, из них 18 – с возрастом семьи от 8 до 12 лет и 2 семьи повторного брака с возрастом семьи 1 и 2 года.

В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты:

№ 1. Родители Ани А. В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок.

Для данной супружеской пары наиболее ценностно-значимой являются хозяйственно-бытовая функция и значимость внешнего облика. По функциям родительско-воспитательной, социальной активности и эмоционально-терапевтической получены средние результаты.

Разногласия в семье могут быть вызваны рассогласованностью семейных ценностей также по этим шкалам (хозяйственно-бытовой и внешней привлекательности). Возможны разногласия из-за установки мужа на личностную идентификацию с супругой (ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д.).

Что касается степени ролевой адекватности у данной супружеской пары, то и муж, и жена в целом адекватно оценивают и свои роли в семье, и то, как относится к своим обязанностям партнер. Возможна разногласия из-за ожиданий мужа, что жена будет больше времени уделять воспитанию детей, а также ожиданий жены, что муж больше времени будет уделять хозяйственно-бытовым делам.

Вывод: Данную супружескую пару можно считать совместимой, уровень совместимости близок к высокому.

№ 2. Родители Ивана А. В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок.

Для данной семьи характерна ориентация на выполнение супругами хозяйственно-бытовой функции. Для жены также большую значимость имеет привлекательность внешнего облика. Средние показатели по шкалам: воспитательной, социальной активности и эмоционально-психотерапевтической.

Наблюдается  четкая согласованность семейных ценностей. Единственной причиной разногласий здесь может быть большая для мужа, чем для жены значимость интимно-сексуальных отношений.

Муж и жена адекватно оценивают свои роли в семье. Причиной возможных разногласий могут быть лишь установка жены на большую эмоциональную поддержку со стороны мужа.

Вывод: Уровень совместимости супругов достаточно высокий.

№ 3. Родители Светы В. В браке состоят 10 лет, в семье двое детей.

Для данной пары наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая функция и ориентация на внешнюю привлекательность. По остальным шкалам средние показатели.

Оба супруга показали высокую степень согласованности семейных ценностей. Единственной причиной разногласий в данной семье может быть сфера интимно-сексуальных отношений, т. к. муж оценивает эту функцию семейных отношений более высоко нежели жена, для которой не так значима эта сторона супружества.

Адекватно оба супруга оценивают и свои роли в семье. Единственным исключением здесь является функция эмоциональной поддержки: и муж, и жена ожидают от партнера больше внимания, чем сами оказывают поддержки партнеру.

Вывод: Можно предположить достаточно высокий уровень совместимости данной пары.

№ 4. Родители Маши З. В браке – 2 года, в семье один ребенок, (семья повторного брака).

Для данной пары наиболее значимыми являются: хозяйственно-бытовая, эмоционально-психотерапевтическая и функция социальной активности. Плюс родительско-воспитательная – для жены.

Согласованность семейных ценностей находится на очень высоком уровне, что исключает возникновение каких-либо разногласий.

Также оба супруга имеют высокую степень ролевой адекватности. Единственной причиной разногласий является воспитательная функция, т. к. притязания супруга на выполнение данной функции не соответствуют ожиданиям жены.

Информация о работе Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе