Влияние состава семьи на формирование характера подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование данной проблемы, изучение родителей как субъектов воспитания при помощи изучения литературы по данной проблеме, исследований, подбора методик. Семейное воспитание - это целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
1.1 Психологические деформации семьи и подросток
1.2 Нарушение процессов коммуникации
1.3 Психосоциальные нарушения в семье
1.4 Структурные деформации семьи и подросток
ГЛАВА II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

контрольн, Психология.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

1.1 Психологические  деформации семьи и подросток

1.2 Нарушение  процессов коммуникации

1.3 Психосоциальные  нарушения в семье

1.4 Структурные  деформации семьи и подросток

ГЛАВА II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст является периодом развития и становления личности, и, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, он знаменует собой переход к взрослой жизни. И особенности его протекания, несомненно, накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это процесс нравственного развития, результатом которого должно стать усвоение общественных норм, определяющих, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо, и что должно, а что недопустимо. В конечном счете, именно уровень нравственности отражает уровень развития личности, способной к самодостаточному поведению. И первым и наиболее значимым фактором становления личности, социализации подростка является семья. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает первые представления о жизни в обществе. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, но они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Социализация подростка происходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания, через который на подростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. Семейные условия, социальное положение, род занятий, уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка. Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем и прошлом. Объектом исследования данной работы является изучение влияния состава семьи на формирование характера подростка. Предметом - типы семей, стили семейного воспитания.

Целью курсовой работы является исследование данной проблемы, изучение родителей как  субъектов воспитания при помощи изучения литературы по данной проблеме, исследований, подбора методик. Семейное воспитание - это целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений.

В подростковом возрасте воспитательная позиция родителей  занимает особое значение. Наиболее важными ее чертами являются адекватность (умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, особенности его личности, способность замечать происходящие изменения в его мировоззрении), гибкость и прогностичность. Гибкость проявляется в применении различных моделей поведения, умением менять свои взгляды и обсуждать разные точки зрения. А прогностичностью является способность родителей предвосхищать появление в своем ребенке новых психических и личностных качеств. Непрогностичная модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации и не задумываться над более отдалёнными.важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация по отношению к ребенку и её субъективное сознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и не осознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.

ГЛАВА I

Рассмотрим  родителей по отношению к своим  подрастающим детям, как должны правильно  себя вести по отношению к ним. Родители должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если старшие учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учебе и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития подростка. Подросток включается в различные виды общественной деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей. В это время формируются нравственные качества личности. Подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает моральные ценности, правила поведения. Родителям нужно обязательно учитывать особенности подросткового возраста, такие как повышенная возбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переоценка возможностей, самоуверенность, и т.п.

Рассмотрим  возможные конфликты в семье:

1. Конфликт неустойчивости  родительских отношений -

* По сравнению  со взрослыми подросток несовершенен - несобран, нецелеустремлен, ему  трудно прилагать усилия;

2. Конфликт сверхтребовательности  и эмоционального холода -

* Подросток  улавливает нюансы родительского  отношения, страдает, приспосабливается;

3. Конфликт сверхзаботы  -

* Родители живут  как бы за своих детей, а  те растут безынициативными, неуверенными  в себе;

4. Конфликт неуважения  прав подростка на самостоятельность  -

* Родители распоряжаются  судьбой детей, считая, что имеют  на них право собственности

* неуважение  границ личности подростка ведет  к конфликту.

Взрослый должен выступать как образец и друг, а подросток как равноправный помощник. Поведение подростка находится  в зависимости от поведения взрослого, например, на замечания, оскорбления и угрозы подросток отвечает грубостью. Взрослые должны жить вместе с подростком, а не над ним, помогать ему выстраивать собственный путь, а не вести за собой; не опекать, а содействовать его собственной осмотрительности. Наиболее действенное влияние оказывает диалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны. Проведенное в одной из школ исследование по выявлению трудностей, испытываемых подростками, показало, какие проблемы актуальны:

- Отсутствие  языка взаимопонимания;

- Неуважительное  отношение;

- Непонимание;

- Необъективность;

- Авторитарные  методы воспитания;

- Недоверие;

- Уверенность  родителей в собственной непогрешимости, и нежелание признавать свои  ошибки. Семьи бывают различными  по своему составу - полные, неполные, смешанные семьи. Рассмотрим факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков. Эти факторы создают негармоничные стили воспитания. К таким факторам относятся:

- Уровень протекции  (количество сил, внимания и времени, которое родители посвящают ребенку).

- Степень удовлетворения  потребностей ребенка.

- Количество  и качество требований к ребенку:  степень требований - обязанностей, степень требований - запретов, строгость  санкций.

Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания (Таблица №1 в Приложении).

Потворствующая  гиперпротекция - это когда родители стремятся избавить и освободить ребенка от малейших трудностей. Потакают всем его желаниям, чрезмерно обожают. Восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. И как результат - высокий уровень притязаний подростка, его стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая  гиперпротекция - это также обострённое внимание родителей, отдающих своему чаду много времени и сил, однако лишающих своего ребёнка самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция - это когда к подростку проявляют  мало внимания, нет интереса к его  делам. При скрытой гипопротекции  контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в  жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его считают обузой, проявляют общее недовольство им.

При повышенной моральной ответственности от ребёнка  требуют честности и порядочности, чувства долга. Не соответствующих  его возрасту, возлагают большую  ответственность, подросток боится их разочаровать. Жестокое обращение с ребёнком - склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Это может проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, или скрытое - когда между ребёнком и родителями стоит стена эмоциональной холодности и враждебности.

Все недостатки семейного воспитания проявляются  в различных формах. Вакуум нравственного  воспитания заполняется национализмом, экстремизмом, либо вступлением в секты. Это внешнее сопровождение внутренних переживаний: страха, неуверенности, одиночества.

В следующем  параграфе рассмотрим различные  виды нарушений, деформаций семейных отношений, независимо от состава семьи.

1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ И ПОДРОСТОК

Учеными принято  к рассмотрению два типа деформации семьи - структурная и психологическая. Структурная связана с отсутствием  одного из родителей, а психологическая  связана с нарушением системы  межличностных отношений, преобладанием  отрицательных ценностей, асоциальных установок. Это ведет к дисгармонии. Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д. Структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается. И прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. В таких семьях ребенок может играть различные роли. Рассмотрим их на примере:

Роль «любимчика» - чрезмерная концентрация на ребенке, чаще всего это возникает, когда супружеские отношения не удовлетворяют родителей по каким-либо причинам (например, несоответствие характеров), или же они отсутствуют по каким-либо причинам (смерть одного из супругов или развод). В нередких случаях мать отказывается от повторного замужества, стремится отдать ребенку «все чувства», а в подростковом возрасте у неё возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать. И, как правило, родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения. Роль «маленького ребёнка» - это когда родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них детские качества, стимулируя тем самым развитие психологического инфантилизма. Нередко родители признают, что маленькие дети им нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Это обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений. В роли «хулигана», «трудного» подростка часто лежит проекция на подростка собственных не желаемых качеств. Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, склонность к лени, агрессивность, несдержанность, негативизм. И ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя.

Роль «надежды семьи» - в  этом случае в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить  собственные неудовлетворённые  потребности(недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение собственной  неполноценности), желание через идентификацию с ребёнком это компенсировать. Тогда к ребёнку предъявляются завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, искусстве и пр.) Роль «примирителя» - когда ребенок на по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребёнка, не принимая в расчёт его переживания, используют в борьбе друг против друга или как посредника для примирения.

Важную интегрирующую  роль играют эмоциональные отношения. Благодаря ним члены семьи  ощущают себя единой общностью и  чувствуют поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых  не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, учёные выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку:

1. Неразвитость родительских  чувств - выражается в нежелании  иметь дело с подростком, поверхностном  интересе к его делам. Родители  часто жалуются, насколько утомительны  их родительские обязанности,  что их отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания , то есть сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями и не испытывал в детстве родительского тепла. Так, например, женщины, на которых в детстве матери не обращали достаточного внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях. Также замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее. Но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола - нередко такое отношение обуславливается не реальными качествами подростка, а теми. Которые родитель приписывает его полу - мужчинам или женщинам. Это ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

1.2 НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ КОММУНИКАЦИИ

В процессе общения  в семье происходит согласование взаимных потребностей, восприятие поведения  друг друга, выработка общей пози-ции  и представлений и т.д. И Именно особенности общения в семье  ока-зывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребёнка. Неэффективная коммуникация, состоящая из противоречивых высказываний, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребёнка. Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребён-ка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей противоречат друг другу, информация. Полу-чаемая ребёнком, окажется бессвязной, что ведёт к неполному образу. Часто родители, внешне критикуя подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшаяся в семье с дисфункциональной коммуникацией личность не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения. А также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений. Попытки приспособиться к окружающей действительности будут беспорядочными и неадекватными.

Информация о работе Влияние состава семьи на формирование характера подростка