Влияние социального интеллекта на развитие смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание

Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет.

Работа состоит из  1 файл

Тема курсовой работы.docx

— 42.74 Кб (Скачать документ)

Тема курсовой работы: Влияние  социального интеллекта на развитие смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте.

Введение: определение научной  новизны и актуальности изучаемой  темы, методологического аппарата, целей и задач исследования.

Жизненный путь человека –  это процесс формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и  сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями  образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной  программой – целями и смыслом  жизни, которыми данная личность владеет. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в последнее время актуальной темой исследований. Однако при достаточной изученности этого феномена мы пока не  можем говорить о методах развития смысложизненных ориентаций и способах влияния на процесс их формирования. С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно она становится актуальной в юношеском возрасте.

Проблема развития социального  интеллекта людей юношеского возраста особенно актуальна в период социально-экономических преобразований в Республике Беларусь Она неразрывно связана с профессиональным становлением и личностно-психологическим ростом будущих специалистов. По мнению ученых, личность, обладающая социальным интеллектом, характеризуется следующими качествами: развитым чувством социального, способностью создавать и поддерживать в общении и деятельности положительные взаимоотношения.

Непосредственная актуальность настоящего исследования определяется необходимостью в получении знаний о механизмах успешного социального взаимодействия людей. Сегодня наблюдается противоречие между необходимостью обладания  современной личностью высоким  уровнем развития интеллекта и психологической  культуры и часто встречающимися трудностями в понимании отношений  между людьми, социальной ситуации, в адаптации к обществу. В частности, понимание процесса общения и  поведения людей, адаптацию к  различным системам взаимоотношений  определяет особая умственная способность - социальный интеллект, где эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей.

Социальный интеллект является относительно новым понятием в психологии. В его развитие внесли свой вклад  такие зарубежные психологи, как  Г. Айзенк, Г. Гарднер, Дж.Гилфорд, Г. Оллпорт, М. Салливен, Р. Стернберг, Э. Торндайк, Т.Х ант и другие. Набольший вклад в развитие изучения социального интеллекта был сделан такими учеными как Д. Гилфордом, впервые сосдавшим тест измеряющий уровень социального интеллекта и создавшим факторно-аналитическую модель интеллекта, где особое внимание уделялось социальному. Г. Айзенк так же выделял социальнй интеллект от общего интеллекта, создав трехкомпонентную схему взаимовключающих видов интеллекта. Торндайк ввел понятие социального интеллекта и рассматривал его с точки зрения бихевиоризма, давая более объемное понимание данной категории. Среди отечественных ученых следует выделить Н.А. Аминова, М.И. Бобневу, Е. С. Михайлову, Ю.Н. Емельянова, Н.А. Кудрявцеву, В.Н. Куницыну, М.В.Молоканова, Л.И. Уманского, А.Л. Южанинову, Д.В. Ушакова, и другие ученые. Д.В. Ушаков в своей книге «Социальный интеллект как вид интеллекта» дал разноплановую характеристику социального интеллекта и сформировал структурно-динамическую теорию социального интеллекта. Автор Е. С. Михайлова приводит обзор всех теорий социального интеллекта, описывает методы вербальной и невербальной диагностики социального интеллекта и приводит свежие нормативные значения по тесту Гилфорда.

Проблема смысла жизни  изучалась В.Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах по всему миру. Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни. Людьми по-разному осознаются разные аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее.

Исходя из вышеизложенных фактов, можно утверждать, что тема, выбранная нами для изучения в данной курсовой работе является актуальной на сегодняшний день.

Обьект- коммуникативные способности и ценности юношеского возраста.

Предмет- социальный интеллект и смысложизненные ориентации.

Цель- изучение влияния социального интеллекта на развитие смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить понятия социальный интеллект и смысложизненные ориентации.

2. Выявить особенности и характер  юношеского возраста.

3. Определить факторы, оказывающие влияние социального интеллекта на развитие смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте.

4. Анализировать литературу по проблеме исследования

Гипотеза:

 

Глава 1: определение понятий  «социальный интеллект и смысложизненные  ориентации». Особенности этих понятий  в юношеском возрасте.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ  «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ  ОРИЕНТАЦИИ».

Социальный интеллект  – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность  необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. 

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Затем способности социального  интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

В отечественной  психологии понятие «социальный  интеллект» было рассмотрено рядом  исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности.

Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как  минимум два толкования этого  понятия. В широком смысле слова  термин «социализация» используется для  обозначения процесса, в ходе которого человеческое существо с определенными  биологическими задатками приобретает  качества, необходимые ему для  жизнедеятельности в обществ. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат.

Второе, более специальное  определение термина используется в социологии и социальной психологии. Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых  для этого свойств и способностей.

Принимая во внимание наличие указанных значений, М.И. Бобнева отмечает, что только социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций – типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй – накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д.

В российской психологии понятие «социальный интеллект» описывает ЮЛ. Емельянов и понимает под ним устойчивое, основанное на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального  опыта способность понимать самого себя, а также других людей. Социальный интеллект включает в себя сензитивность — особую имеющую эмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сензитивность же, в свою очередь, предполагает эмпатию — способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности – особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности. Т.о. социальный интеллект выступает относительно независимым праксеологическим образованием.

Е.С.Михайлова (Алешина) определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека, по невербальной и вербальной экспрессии. К процессам, его образующим, автор относит социальную сензитивность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление. Социальный интеллект, по утверждению Е.С. Михайловой, является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек—человек», а также некоторых профессиях «человек—художественный образ».

А.А.Бодалев под социальным интеллектом понимает совокупность психических образований человека, проявляющихся в способности успешно общаться с другими людьми, а именно:

- мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы, несущие в себе конкретные характеристики;

- воля, отличающаяся  определенными качествами; 

- набор психических  свойств личности, соответствующих  коммуникативной активности (общение)  человека; 

- богатый репертуар  чисто поведенческих реакций  при осуществлении общения.

Таким образом, очевидно, что социальный интеллект учащегося  способствует общению с другими  людьми, дает возможность и вне  непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным  условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный интеллект  позволяет самому человеку оценивать  собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и  профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.

По утверждению  ряда авторов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, ХХарднер, В.Н.Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская, Г.А.Ковалев), социальный интеллект человека проявляется вовнимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Близким в какой- то степени понятию социального интеллекта является используемое В.А. Лабунской понятие «социально-перцептивная способность», под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.

А.Л. Южанинова (1984) также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект – субъект-субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения. I

Таким образом, социальный интеллект может рассматриваться  как способность, которая обеспечивает познание; отражение и понимание; запоминание и структурирование социально-психологических характеристик  человека и группы, прогнозирование  юс поведения и деятельности.

 

В отечественной психологии интерес к смысложизненным ориентациям личности проявлялся с самых первых исследований ученых. Смысложизненные ориентации направляют поведение и личностное развитие, определяют выбор жизненного пути, самоопределение человека, определяя его потенциал в настоящем и будущем. Смысложизненные ориентации позволяют судить об осмысленности, насыщенности жизни. Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. Характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. В.Э.Чудновский [168] определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над неглавным, второстепенным. Но определение смысложизненной «доминанты» – лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. Общего определения понятия «смысложизненные ориентации» в психологической литературе нет. Обратившись к таким популярным словарям по психологии, как «Психологический словарь» В.В. Давыдова, «Большой толковый психологический словарь» и др. мы не выявили определения смысложизненных ориентаций, кроме определений «смысл», «ценность». Поэтому для уточнения понятия «смысложизненные ориентации» необходимо обратиться к исследованиям выдающихся психологов современности.

В отечественной психологической традиции понятие смысла появляется в работах Л.С. Выготского 1930-х годов. Введя это понятие в сво их поздних работах (в частности, в седьмой главе «Мышления и речи») в контексте анализа сознания, Выготский сохраняет семантическую его трактовку, используя  применительно лишь к вербальным, словесным смыслам. Более общие положения Выготский выдвигает в 1933 – 1934 годах, исследуя  сознание. Он отметил, что сознание в целом  имеет смысловое строение. Судят о сознании в зависимости от  смыслового строения сознания, ибо смысл, строение сознания – отношение к внешнему миру... Смыслообразующая деятельность значений приводит к определенному смысловому строению самого сознания [38].

Информация о работе Влияние социального интеллекта на развитие смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте