Влияние самооценки матери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:55, реферат

Описание

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5
1.1 Материнство, как психологический феномен …………….………….…….…5
1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста………………………………9
2 Самооценка матери как фактор формирования индивидуальных особенностей в дошкольном возраст.....16
2.1 Самооценка матери и её особенности с точки зрения психологии материнства…………………………………………………………………………16
2.2 Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста как результат материнского воспитания…………………………………………………...........19
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

бурдина.docx

— 57.58 Кб (Скачать документ)

И.С.Кон считает, что эти изменения  происходили 6 раз, в соответствии с  этим он выделили 6 стадий развития детско-родительских отношений: инфантицид, «бросающий» стиль, амбивалентный стиль,«навязчивый» стиль, социализирующий, помогающий стиль воспитания.

М.В. Полевая [5] выделила две основные характеристик родительского отношения:

- принятие (лояльность) – способность  родителя поддерживать любую  активность ребенка, прежде всего  неординарную.

- отчуждение (непринятие) проявляется  соответственно в отвержении  родителями неординарных проявлений  ребенка. 

В качестве характеристик родительского  отношения А.С.Спиваковской [6] были выделены такие как:

- адекватность;

-динамичность – способность применять методы воспитания в соответствии с ситуацией;

- прогностичность – выбор воспитательной  позиции в соответствии с требованиями, которые ставит перед ребенком  жизнь. 

Б.Ю. Шапиро выделил следующие детерминанты родительского отношения:

-особенности личностей родителей; 

- личностные и клинико-психологические  особенности родителей; 

- этологические факторы; 

- социокультурные детерминанты;

-особенности внутрисемейных отношений. 

Родительские позиции – реальная направленность воспитательной деятельности родителя, возникающая под влиянием мотивов воспитания.

А.Рое и М.Сигельман выделяют такие родительские позиции как отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность,устойчивость, активная любовь.

Родительские чувства. Одним из чувств является материнская любовь.Материнская любовь по мнению Э. Фромма [7] существенно отличается от всех остальных видов любви тем, что она несет в себе две составляющие:

1.Забота о росте и развитии  ребенка 

2.Установка матери внушающая  «ребенку любовь к жизни, которая  дает ему почувствовать, что хорошо быть живым» [7,485].

В.В. Столин определяет родительскую любовь как отношение, сочетающее в себе одновременно симпатию, близость, уважение.

По мнению Г.Г. Хоментаускаса [8] 99 родителей из 100 скажут, что они любят своих детей. Ребенок ощущает любовь со стороны родителей в том случае, если:

- родитель умеет выражать свои  чувства; 

- ребенок понимает своего родителя;

- родитель понимает внутреннее  состояние ребенка. 

Родители же считают, что любовь проявляется, прежде всего, в заботе о ребенке, способности выражать все свои нежные чувства, делать приятное и проводить как можно больше времени вместе.

По мнению Е.В.Милюковой родительская любовь включает в себя 4 компонента:

1.Биологический – подразумевает  наличие взаимосвязи между ребенком  и родителем на физиологическом  уровне.

2.Эмоционально-чувственный компонент  содержит в себе аффективные  состояния, эмоции, чувства, проявляющиеся  у родителя по отношению к  ребенку. Благодаря этому компоненту  налаживается эмоциональная связь  в детско-родительских отношениях.

3.Когнитивный включает в себя  представление родителей о любви  и способах ее проявления с  учетом индивидуальных особенностей.

4.Поведенческий представляет собой  реальные проявления данного  чувства в поведении родителей. 

А.С. Спиваковская выделяет следующие  типы любви: действенная, отстраненная, действенная жалость, любовь по типу снисходительного отстранения, отвержение, презрение, отказ, преследования.

Кроме любви также выделяет позитивные родительские чувства не только к  ребенку, но и к себе как к родителю, к супругу как к родителю, к  родительству в целом.

Таким образом, в современной психологии отсутствует единый теоретический подход к изучению феномена материнства. Оно рассматривается в рамках той или иной проблематики. Несмотря на появившиеся исследования женщины как субъекта материнства, ее личностных качеств, мотивов, ценностных ориентаций, эмоционального состояния, она является менее изученной из всех и требует дальнейшей разработки в исследованиях отечественных психологов.

 

1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста

 

Дошкольное детство — это  пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые  теперь вышли за узкие пределы  манипулирования с окружающими  предметами и общения с непосредственно окружающими людьми, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действенной форме. Он овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ним. Он управляет «автомобилем», целится из «ружья», хотя на его автомобиле и нельзя еще реально уехать, а из его ружья нельзя реально выстрелить. Но для ребенка в эту пору его развития это и не нужно, потому что основные жизненные потребности удовлетворяются взрослыми безотносительно к объективной продуктивности его деятельности.

Дошкольный возраст — это  стадия жизни, идущая после раннего  возраста и соответствующая в  отечественной периодизации психического развития возрасту от 3 до 6—7 лет. В  этом возрасте дети уже умеют сознательно  управлять своим поведением, а  потому, что их нравственные чувства  обладают большей побудительной  силой, чем другие мотивы. Это и  позволяет им побеждать конкурирующие  с ними мотивы в стихийной, не управляемой  самим ребенком схватке. Однако, можно  ли говорить о ребенке-дошкольнике  как о личности?

Проблемой развития личности детей  дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи —  Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина. А.Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим  новообразованием, возникающим к  концу возраста, является соподчинение мотивов. Л.И. Божович, развивая эту  мысль А.Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

Д.Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные  этические инстанции и моральные  чувства. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцирования  диффузного отношения, в котором  слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная  оценка. Постепенно, в результате усвоения содержания моральных оценок, последние  все более отделяются от непосредственного  эмоциональногоотношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается общественным содержанием, включая  в себя моральное содержание поступков  героев, их отношения к другим людям [1].

Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между  понятиями «хорошо» и «плохо», а  также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом  сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка. Формирование самосознания, которое  у дошкольника наиболее ярко проявляется  в самооценке и осмыслении своих  переживаний Д.Б. Эльконин считал важнейшим  личностным новообразованием возраста.

Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности  к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением  мотивов и возникновением первичных  этических инстанций. В.С. Мухина связывает  возникновение воли с:

  • развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);
  • установлением отношения между целью действий и их мотивом;
  • возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий [3, 270].

В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта (эмоционального образа) с конца  к началу деятельности. Аффект становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит  в основе эмоциональной регуляции  действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура  самих эмоциональных процессов: помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы  восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее  и глубже.

Развитие эмоциональной сферы  связано с формированием плана  представлений. Образные представления  ребенка приобретают эмоциональный  характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.

Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического  развития Л.С. Выготского и его школы.

Согласно этой теории, психологический  возраст определяется:

  • социальной ситуацией развития;
  • ведущим видом деятельности;
  • противоречиями кризисов развития;

Развитие ребенка необходимо рассматривать  как непрерывный переход от одной  возрастной ступени к другой, связанный  с изменением личности ребенка. Наступает  момент, когда возросшие возможности  ребенка, его знания, умения, психические  качества начинают противоречить сложившейся  системе взаимоотношений, образу жизни  и видам деятельности. Другими  словами, возникает противоречие между  новыми потребностями ребенка и  старыми условиями их удовлетворения.

К возникновению личностных новообразований, являющихся четвертым компонентом, определяющим психологический возраст  ребенка, приводит взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через разрешение противоречий кризисного периода. На основании этого теоретического положения Е.Е. Кравцова [2,39] сделала вывод о том, что «магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, а психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения». К базисным характеристикам личности дошкольника относятся:

Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами. На этой основе возникает соподчинение мотивов.

Самостоятельность. Обеспечивает возможность  постановки и решения жизненных  проблем без помощи взрослого. Важнейшим  фактором, влияющим на развитие самостоятельности, является стиль общения ребенка  и взрослого.

Инициативность. Это один из показателей  развития детского интеллекта, познавательной деятельности.

Креативность. Непосредственно связана  с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности  ребенка, а также произвольности его поведения.

Свобода поведения. Ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.

Безопасность поведения. Основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных  запретов как охраняющих жизнь и  здоровье ребенка.

Ответственность. Связана с развитием  эмоционально-волевой сферы ребенка. Развитию ответственности ребенка  за свои действия способствует, прежде всего, переживание им последствий  своих действий по отношению к  другим людям.

Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого  возрастного этапа развития. Их своевременное  возникновение является залогом  успешного развития ребенка.

Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная  оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность века, определяемую через понятие социального типа, или характер личности. Это фундаментальные  черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно  узнать человека. Такие качества отличаются от остальных личностных свойств  человека тем, что их истоки уходят в младенческий и ранний возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни  ребенка, когда он еще не владел речью. Жизненная устойчивость этих качеств  объясняется тем, что в начальный  период формирования данных мозг ребенка  еще незрелый, а его способность  к дифференциации раздражителей  недостаточно развита.

Основные личностные качества отличаются от других, их развитие - по крайней мере в начальный период - в значительной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и эмоциональность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, условнорефлек-торного научения, подражания и ряда других.

Информация о работе Влияние самооценки матери