Влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования - выявить и описать влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психофизиологию восприятия рок-музыки у подростков.
3. Раскрыть влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………….….3
РАЗДЕЛ I. Методологические основы восприятия музыки ……….…6
1.1. Особенности восприятия музыки………………….…………………6
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.............................................................................................................18
Выводы по первому разделу……………………………………………25
РАЗДЕЛ ІІ. Исследование особенностей восприятия …………………26
2.1. Диагностика особенностей восприятия рок-музыки …….……..26
2.2. Анализ полученных результатов………………………………….30
Выводы по второму разделу……………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая закончить.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                           

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………….….3

РАЗДЕЛ I.  Методологические основы восприятия музыки ……….…6

1.1. Особенности восприятия музыки………………….…………………6

1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.............................................................................................................18

Выводы по первому  разделу……………………………………………25

РАЗДЕЛ ІІ. Исследование особенностей восприятия …………………26

2.1. Диагностика особенностей восприятия  рок-музыки …….……..26

2.2. Анализ полученных результатов………………………………….30

Выводы по второму  разделу……………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Музыка способна оказывать известное  воздействие на этическую сторону  души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Аристотель

 

В настоящее время в  музыкальной психологии неисследованных  проблем гораздо больше, чем изученных.

Под термином «музыкальная психология» подразумевается «один из разделов психологии творчества, изучающий психологические процессы, связанные с музыкой: восприятие музыки, процесс создания музыкального произведения, обучение музыке» [9, с.21].

 Данная работа, несомненно, актуальна, так как психология эмоционального восприятия рок-музыки у подростков предоставляет широкое поле для исследовательской деятельности.

Проблема музыкального воспитания была актуальной во все  времена. Она находила отражение  в трудах философов, психологов, педагогов  еще времен римской античности. Древнегреческие  философы: Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон видели необходимость в разностороннем развитии детей. Музыка считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на основополагающих ценностях античной культуры.

Исторический аспект исследуемой проблемы. В процессе исторического развития общества восприятие рок-музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Музыкальная культура общества – это единство музыки и ее социального функционирования. [9, с.18]. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах.

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах психологов  Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, Д. А.  Леонтьева, А. Г. Костюка, А. Л. Готсдинера, Л. Л. Бочкарева, Б. Г.  Ананьева, а также в работах педагогов В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкого, Б. В. Асафьева.

В 19 веке проблемой формирования и развития музыкальной культуры у детей занимались многие педагоги-музыканты, среди них необходимо назвать  Д. Н. Зарина, А. Н. Карасева, А. Л. Маслова, П. П. Мироносецкого,  С. В. Смоленского. Итогом многолетнего опыта стало появление науки – методики музыкального воспитания, становление которой началось в 60-е годы 19 века.

На современном этапе  развития общества данная проблема не просто не утратила своей актуальности, а стала еще острее. Особую актуальность она приобретает при работе с молодежью.

Известно, что в подростковом периоде развития музыкальная культура достигает определенного уровня. У подростков развивается собственный музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентации личности в последующей взрослой жизни. Специальные исследования свидетельствуют о том, что «легкая» музыка обслуживает потребности в общении, движении, разрядке, в то время как классическая – в уединении, обдумывании, больших серьезных чувствах. Сегодняшние наблюдения позволяют говорить нам о том, что большая часть современных подростков увлечена рок-музыкой [19, C. 155-160]. Рок-музыка является социальной реальностью нашего времени. Не трудно заметить, что потребности, обслуживаемые рок-музыкой, преобладают именно у подростков.

Осознавая интересы подростков, педагогам и в первую очередь  психологам требуется вооружить учащихся знаниями о рок-музыке, ее сильных и негативных сторонах, ее истоках, путях развития, связей с классической музыкой. В ходе такой профилактической работы определяется своя позиция, проявляется личностный интерес и собственное отношение.

Цель нашего исследования  - выявить и описать влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме исследования.

2. Рассмотреть психофизиологию  восприятия рок-музыки у подростков.

3. Раскрыть влияние  рок-музыки на эмоциональную сферу подростков.

Объект исследования – психологические особенности восприятия музыки.

Предмет исследования - влияние рок направления на психологические особенности восприятия музыки в старшем подростковом возрасте.

Гипотеза: при восприятии рок музыки наблюдаются изменения эмоциональной сферы старших подростков.

Теоретические методы исследования:

  1. изучение и анализ психолого–педагогической, лингвистической, учебно-методической  литературы по исследуемой проблеме;
  2. сравнение;
  3. обобщение.

Эмпирические методы исследования: психологический эксперимент.

Курсовая работа состоит  из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. Эмоциональное восприятие рок музыки у подростков

 

1.1. Особенности восприятия музыки

 

Музыка глубоко и  многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно  сказывается на их созидательном  труде и опыте, участвует в формировании личности.

Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого влияния музыки, как и создание и исполнение. Оно же, будучи естественным путем и способом приобщения человека к идейно-художественному ее содержанию, выступает в качестве искусного инструмента творческой деятельности композитора и исполнителя, музыкального критика и музыковеда- исследователя.

Совершенствование восприятия - слушательского, композиторского, профессионального  и любительского - неотъемлемый аспект дальнейшего обогащения музыкальной культуры [21, с. 54].

Проблемы восприятия музыки приобретают особую остроту  так же, при художественно-эстетическом анализе музыкальной атмосферы, окружающей современного слушателя. Ее интенсивность и состав, складывающийся под все более мощным влиянием массовых музыкальных коммуникаций и испытывающие растущую зависимость от личных фонотек, характеризуются сложными отношениями «серьезного» и «развлекательного», «чистого» и «прикладного», самостоятельного и фонового музыкальных компонентов [21, с. 76]. При этом обнаруживается множественность действенных способов и установок восприятия музыки, путей слушательского к ней приобщения человека, а, следовательно, и духовных его результатов, неоднозначность ее формирующего влияния на музыкально-эстетический мир слушателя [27, с. 79].

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать  к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет воспитательную функцию.

Музыка (в том числе  и рок-музыка), как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует  поступки, отношение, переживание героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы [10, с. 134].

Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в драматизированной игре, танце). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным слушателю.

Под «музыкальным языком»  понимается весь комплекс выразительных  средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов [14, C. 87-96].

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки, как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

Восприятие всегда тесно  связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет - это значит отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Это дало американскому психологу Дж. Брунеру определить восприятие, как процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории [10, с. 127].

Когда мы воспринимаем музыкальное  произведение и с первых же тактов говорим, что это - Шопен, а это Бетховен, то мы тем самым совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенной эпохе, определенному стилевому направлению, определенному композитору.

То, как человек воспринимает мир, зависит от свойств наблюдаемого объекта, от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент.

Восприятие человека различных объектов во многом определяется его ожиданиями, задаваемыми соответствующей установкой. Под этим психологическим образованием понимается особая готовность и предрасположенность человека предвосхищать события и проявлять свою реакцию в соответствии с ожидаемым.

Традиционное определение  музыкального восприятия включает в  себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и  получать от этого эстетическое удовольствие.

Основной путь развития музыкального восприятия - это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а так же расширение круга знаний о музыкальных стилях, жанрах [11, с. 198].

Одним из важных принципов  деления музыкального произведения является различение их по принципу принадлежности к «серьезному» или «легкому» жанру. Деление на музыку «духовную» и «бездуховную» возникло еще в средние века. В Западной Европе и в Украине к бездуховной относили музыку, исполняемую на народных гуляниях и карнавалах с жонглерами, скоморохами, шпильманами. В противовес этой «низкой» музыке, исполняемой бродячими музыкантами, к «высокой» и духовной музыке относилась та, которая звучала в соборах во время богослужений.

Признавая содержание различий в существовании музыки серьезной  и легкой, надо учитывать, что развились эти жанры из синкретизма фольклорного искусства в результате потребностей общественной практики. Различия в содержании жанров привлекло за собой и различия в характеристиках особенностей музыкального восприятия [9, с. 155].

Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого.

Громадную роль воздействия  музыки на человека, вероятно надо искать в бессознательной сфере психики.

В субъективном переживании  резонанс с коллективным бессознательным достигается через соответствующее использование средства музыкального выражения - мелодии и гармонии, темпа и ритма, динамики и логики, регистра и тембра, фактуры и оркестровки, структурной организации формы музыкального произведения [9, с. 158].

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может  определить, где звучит музыка, а где простой шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных глубоких переживаний, дано не каждому.

Развить музыкальное  восприятие - это значит научить  слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, организованных специальным образом. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант, композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия [1, с. 271].

Информация о работе Влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет