Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 843.50 Кб (Скачать документ)

Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Содержание

Введение………………………………………………………….              3

Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.

    1. Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
    2. Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
    3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
    4. Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.

2.1. Программа исследования……………………………………………60

2.2. Анализ результатов  исследования и их обсуждение………………64

Выводы…………………………………………………………………….71

Заключение…………………………………………………………………73

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых  сложных проблем психологии и  одной из центральных. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к  развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности в  раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.

Ведущую роль сенсомоторики  при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.

Предметная деятельность становится ключевой для развития мышления ребенка. Исследования отечественного психолога А. В. Запорожца показали, что ребенок дошкольного возраста способен разумно и последовательно  рассуждать, делать выводы, если он опирается на достаточный опыт действий с предметами. Это особенно важно для ребенка с серьезными речевыми проблемами, так как дает возможность коррекционной работы на уровне доречевых обобщений. «Перенося старое в новое и изменяя его в соответствии с новым, ребенок осуществляет в практических операциях обобщение. Знаменательно то, обстоятельство, что процесс обобщения осуществляется без помощи речи» [24]. В дальнейшем такой опыт действий с предметами может составить основу для усвоения детьми значений слов. В процессе решения практических задач речь постепенно приобретает планирующую функцию. «Для ребенка определить предмет или понятие равноценно тому, чтобы назвать, что этот предмет делает или, еще чаще, что можно сделать с этим предметом» [3; С.160].

Работа, направленная на развитие предметной деятельности, основывается на закономерностях формирования такой деятельности у ребенка в онтогенезе, описанных в работах отечественных психологов (Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Фрадкина Ф. И.,  Эльконин Д.Б. и др.). Произвольная предметная деятельность формируется у детей начиная с младенческого возраста при поддержке взрослых, а позднее и в детском коллективе. На основе предметной формируется орудийная (с применением орудий труда), а затем и продуктивная деятельность [23].

На основе практического  взаимодействия с окружающей действительностью  у ребенка появляется возможность  «не только предварительно представить  отдаленные результаты действия, но и  заранее прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для самого ребенка и для окружающих его людей» [24]. Это необходимо для развития способности контроля собственного поведения. Таким образом, развитие предметно-практической деятельности непосредственным образом связано и с развитием эмоциональной сферы и мотивации деятельности.

Нарушения развития зачастую возникают на ранних этапах формирования действий с предметами (например, из-за резко сниженной или ненаправленной исследовательской активности ребенка), и тогда орудийная и продуктивные виды предметной деятельности могут не сформироваться вообще или обладать существенными изъянами, которые невозможно исправить без коррекционных занятий.

Проблемы в двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной  сферах (например, повышенная или пониженная чувствительность) также часто становятся препятствиями при формировании и развитии предметной деятельности.

В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил  определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь.

Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших  дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и  другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии дети видят  не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих  звуков при восприятии речи). Поэтому  восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Таким образом, развитие восприятия детей 3-4 лет непосредственно связано с сенсорным воспитанием. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования  деятельности органов чувств ребенка. Хорошо развитое восприятие является залогом успешного обучения ребенка в школе, а также необходимо для многих видов профессиональной деятельности взрослого человека.

Следовательно, без участия  психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.  Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.

Объектом нашего исследования являются дети 3-4 лет.

Предметом нашего исследования является уровень предметной деятельности, уровень и специфика восприятия величины, формы, цвета.

На основании анализа  литературы нами была сформулирована следующая гипотеза исследования:  развитие восприятия цвета, формы и величины обусловлено развитием предметной деятельности дошкольников, а именно: чем выше уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет, тем выше  их уровень развития восприятия цвета, формы и величины.

Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:

1. Проанализировать  основные направления  психологических исследований по проблеме.

2. Разработать  программу эмпирического изучения  развития восприятия дошкольников.

3. Выявить уровень  развития предметной деятельности  детей 3-4 лет.

4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.

5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.

6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.

Метод: анализ документов, наблюдение.

Методики:

  1. Диагностика развития предметной деятельности [18;С.105]
  2. «Особенности восприятия цвета» [19; С.243],
  3. «Особенности восприятия формы» [19; С.245],
  4. «Особенности восприятия величины»[19; С.250].

База исследования: ДОУ детский сад № 47, г. Сыктывкар.

  В психолого-педагогическом  эксперименте принимали участие 20 дошкольников  3-4 лет.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретическое изучение  влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.

 

    1. Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте.

 

Деятельность – это  форма активного целенаправленного  взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо [9, С. 99]. Потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности. Однако сама по себе потребность не определяет деятельность – ее определяет то, на что она направлена, т.е. ее предмет. «Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы, найти себя в нем» [20]. Обобщение многочисленных психологических исследований позволило А. Н. Леонтьеву выявить общую структуру целостной человеческой деятельности, какого бы конкретного и частного вида она ни была (внешней, внутренней, предметнопрактической, познавательной и т. д.). Любая деятельность имеет следующие составляющие: потребность («мотив», «цель»), условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними («деятельность», «действие») операции. Структура целостной деятельности претерпевает постоянные изменения и трансформации. Так, деятельность может утратить свою потребность превратиться в действие, а действие при потере цели может превратиться в операцию [9; С.153 - 158].

  Н. А. Бернштейн на основании обобщения совокупности свойств моторики в ее взаимосвязях с внешним пространством ввел понятие моторного поля. Отсутствие устойчивых идентичных линий в моторном поле, неповторимость движений наводят на мысль о том, что человеческое движение каждый раз строится заново. Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях [1;С.373]. Так, понимаемое движение может рассматриваться как генетически исходная единица психической реальности реальности образов отражения.

Образы это субъективные феномены, возникающие в результате предметнопрактической и познавательной деятельности (в последней можно  выделить два вида сенсорноперцептивную и мыслительную деятельность). Сенсорноперцептивный образ является целостным, интегральным отражением действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, время, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). Важнейшей его функцией выступает регуляция деятельности. Чтобы выполнять эту функцию, отражение должно быть объективно верным.

Многочисленные исследования психологов показали, что ребенок  начинает познавать окружающий мир  посредством мышления с выполнения особых предметнопрактических действий, в которых первоначальны слиты познавательные и практические (или исполнительские) компоненты. Только впоследствии собственно познавательные компоненты действий приобретают относительную самостоятельность, выступая в виде подготовительных этапов в решении предметнопрактических задач, а затем уже в виде таких познавательных действий, которые имеют собственные мотивы и цели [22].

Так, ребенок годовалого возраста, обладая некоторыми общественно  выработанными способами употребления окружающих его предметов (например, использование совка в качестве средства копания песка), начинает экспериментировать с этими предметами, помещая их в различные положения по отношению к другим предметам или комбинируя их между собой (например, ребенок может использовать палочку для того, чтобы с ее помощью придвинуть к себе какой-либо предмет). При этом соответствующими действиями ребенок овладевает, подражая окружающим людям. Первоначально он схватывает общий смысл подражаемого действия, не умея вместе с тем правильно выполнить его из-за отсутствия требуемой конкретной моторики. Но при последующей реализации этого общего смысла действия ребенок овладевает необходимой моторикой и научается использовать его при решении различных конкретных и частных задач [19; С.79]. Общение со взрослыми людьми необходимое условие усвоения ребенком тех или иных познавательных действий.

«... Не воздействуя на объект, и не преобразуя его, пишет Ж. Пиаже, субъект не сможет понять его природу и останется на уровне простых описаний» [19;С. 128].

Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца. Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.

Информация о работе Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет