Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:21, курсовая работа

Описание

Важность влияния семьи и семейных отношений на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и не при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические подходы к изучению особенностей семейного воспитания…………………………………………………………………6
1.1.Основные задачи воспитания……………………………………….......12
1.2.Стили и типы семейного воспитания………………….………..……...16
Воспитание детей в различных по структуре семьях……………….…19
2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье...……........19
2.2.Специфика воспитания в многодетной семье…………...…………….22
2.3.Воспитание ребенка в неполной семье...………………………………24
3.Семья как фактор формирования личности……………………….…….26
3.1.Роль родителей в формировании личности ребенка..………………...36
3.2.Ошибки семейного воспитания………….….….………………………41
4.Практическая глава………………………………………………………..45
4.1.Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка…45
4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей..……49
4.3.Рекомендации по усилению роли семьи в формировании личных качеств ребенка………………………………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………..54
Список используемых источников…..……………..………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 урст.docx

— 99.10 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно-педагогический

государственный университет»

 

Кафедра психологии образования

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по психологии

 

Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса ИЗиДО специальности «Педагогика и психология»

Барсукова А.И.

Проверила:

доц. каф. психологии образования,

к. псх. н., Селезнева О. В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре

2012 г.

 

 Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Теоретические подходы к изучению особенностей семейного воспитания…………………………………………………………………6

1.1.Основные задачи воспитания……………………………………….......12

1.2.Стили и типы семейного воспитания………………….………..……...16

  1. Воспитание детей в различных по структуре семьях……………….…19

2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье...……........19

2.2.Специфика воспитания в многодетной семье…………...…………….22

2.3.Воспитание ребенка в неполной семье...………………………………24

3.Семья как фактор формирования личности……………………….…….26

3.1.Роль родителей в формировании личности ребенка..………………...36

3.2.Ошибки семейного воспитания………….….….………………………41

4.Практическая глава………………………………………………………..45

4.1.Исследование влияния семьи  на формирование личности ребенка…45

4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей..……49

4.3.Рекомендации по усилению  роли семьи в формировании  личных качеств ребенка………………………………………………………………51

     Заключение…………………………………………………………………..54

    Список используемых источников…..……………..……………………....56

     Приложение А. Сводные протоколы по методике Э.Г.Эйдемиллера и В.В. Юстицкого «Анализ семейного воспитания»…………………………………57

     Приложение Б. Тест «Самооценка» и его результаты…………………….60

 

 

Введение

Семья для ребенка – это место  рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают  таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой.

Важность влияния семьи и  семейных отношений на становление  и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут  в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны  и не при каких условиях не могут  стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо  проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Для большинства населения страны Ушинский К.Д. наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. “Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание”.

Семейное воспитание – общее  название для процессов воздействия  на детей со стороны родителей  и других членов семьи с целью  достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в  остальных аспектах – социальной. Семья социальный институт, который  соприкасается, или можно сказать  пересекается с рядом социальных институтов, участвующих в дальнейшей социализации детей. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного трудового воспитания личности.(1,стр.190)

За редким исключением, роль семьи  в формировании личности определяется зависимостью, - какая семья, такой и выросший в ней человек. Однако по мере взросления функции семьи начинают перераспределяться между учебными, воспитательными, неформальными организациями. Происходит социализация формирующейся личности.

Актуальность представленной работы заключается в том, что для  гармоничного развития личности ребенка  необходимо изучать и знать все  составляющие его воспитания. На разных стадиях своего личностного развития и семья, и школа играют важные и разные роли.

Объект исследования: формирование личности ребенка.

Предмет исследования: особенности семейного воспитания в формировании личности ребенка.

Гипотеза исследования: гармоничное развитие личности ребенка закладывается именно в семье и семейное воспитание, в результате влияния некоторых его особенностей, оказывает различное воздействие на формирование и становление личности ребенка, на его самооценку.

Цель исследования: выявить влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка и на его самооценку.

 

Задачи: 
1.Теоретический обзор литературы.

2.Исследование особенностей семейного воспитания на формирование личности-ребенка.  
3.Рассмотреть роли и типы семейного и социального воспитания на развитие личности ребенка.

4.Выявить ошибки семейного воспитания и дать рекомендации.

Методическая организация исследования. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом опроса по методике Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого «Анализ семейного воспитания». Исследование проходило в 4 классе школы №15 г. Балея, Забайкальского края, в качестве испытуемых выступили родители (5 мужчин и 5 женщин).Так же был использован метод тестирования (тест «Самооценка»). Опрошены учащиеся 9 «А» класса той же школы №15 города Балея, Забайкальского края, количество испытуемых 6 человек из различных по структуре семей.

 

 

 

 

 

1.Теоретические  подходы к изучению особенностей  семейного воспитания

Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные  явления приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка  являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка  можно считать только явления, связанные  с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений  и действий. Затем он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все  главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования  представителей семьи, в особенности  относительно их правдивости, искренности  и прямоты: если любящая мать озабочена  развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений  окружающих его лиц, то она, несомненно, станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она, несомненно, будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка...

Вследствие  недостатка внимания, а главное вследствие незнания спешат допустить существование  врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность  явилась сама по себе и за нее  ответствен сам ребенок!

 

Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка  школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве  случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькое будущее, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи: умственного бессилия.

Обыкновенно предполагают, что ребенка можно  и обмануть: ведь он глуп, не разберет; а между тем различие правды и  неправды у него слагается именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им видимым  и осязаемым. Если ему говорят, что  «мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном  случае, если ему что не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем  более он встречает в семье  несоответствие слова с делом, тем  менее выясняются для него признаки правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее. Необходимо твердо помнить, что ребенок  первоначально только и знает  впечатления, получаемые органами его  чувств, он только им и повинуется и  действует исключительно на основании  этих чисто реальных впечатлений; он непременно делает только то, что ему  приятно, и избегает всего, что ему  в каком-либо отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение  все скрывать, но, если он видит, что  окружающие пользуются чем-нибудь, а  ему не дают, то и он при первом, же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз она  плохо лежит, и затем во всяком подобном случае непременно повторит то же самое. Будучи пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же на опыте, видит, что необходимо быть осторожнее и что выгоднее пользоваться всяким случаем так, чтобы этого не видели и не знали; он старается быть умником, и пользуется удобными случаями уже осторожнее, более скрытно. Наказание не может выяснить ему объективных признаков правды, оно только покажет ему, что не попадаться – добро, а попадаться – зло и, имея возможность сделать кому-нибудь зло, он именно так и поступит, как с ним поступали при наказании.

Кроме простого, всегда искреннего и правдивого слова, не могут быть допущены ни в семье, ни в школе никакие поощрения, никакие наказания. Обыкновенно  приучают ребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют  понижению его впечатлительности  и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его качают, усыпляют различными однообразными напевами, его целуют, подделываются под произносимые им звуки, – все это оказывается искусственными раздражителями. Когда после всего этого начинается ученье, ребенок оказывается вялым, апатичным, ленивым; на него жалуются за безучастность его к занятиям, между тем как все сделано, чтобы именно понизить его жизнедеятельность, чтобы сделать его апатичным и вялым. Чтобы возбудить его к учению, опять прибегают к искусственным возбудителям в виде похвалы, отметок, подарков и наград. Развившаяся при таких условиях апатия вызывает у молодого человека погоню за переменой впечатлений. Человека заедает нестерпимая скука, он готов насладиться всякой травлей и грубым чувственным развлечением, чтобы только заглушить угнетающее его чувствование. У него нет внутренней жизни, он не возбуждается мыслью и не занят умственным своим совершенствованием. Молодого человека укоряют за его грубый и развращенный нрав, совершенно упуская из виду причины, содействовавшие его развитию, забывают, что только условия его семейной и школьной жизни могли способствовать развитию тех типичных явлений, которые у него наблюдаются, что ими убита идейная жизнь и развиты одни животные проявления...

Значение  привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от них  впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому. При нормальных условиях развития ребенка, когда его  не ограничивают постоянными регламентациями, он всегда отличается наблюдательностью, причем сейчас же повторяет подмеченное им действие и затем уже рассуждает над ним. Это самый выгодный способ развития ребенка, который необходимо поддерживать; при этом ребенок более всего останавливается над теми явлениями, которые ему доступны. Он сам их подмечает, они ему не навязаны, соответствуют его силам и способностям, и поэтому он легче их усваивает. В ребенке нельзя искусственно развить наблюдательность, можно только устранить всякие сильные влияния, которые могли бы понизить его впечатлительность; кроме того, можно еще содействовать постепенному видоизменению материала, необходимого для его образования. При всяком искусственном способе, применяемом для возбуждения наблюдательности ребенка, недостает первого момента, и именно: он не сам наталкивается на новые явления, а его внимание останавливают на тех явлениях, с которыми хотят его познакомить. В таком случае легко впасть в ошибку при оценке сил ребенка и его подготовки, между тем как всякое такое несоответствие приводит к тому, что ребенок недостаточно усваивает воспринимаемое... Вслед за наблюдением ребенок повторяет то, что произвело на него более сильное впечатление; этим повторением он приучается к различным приемам, употребляемым в обыденной жизни. При искусственном же приучении к таким приемам и действиям ребенок не сам выбирает производимое им действие, а имитирует требуемое от него: понятно, что и здесь такие требования могут не соответствовать степени физического развития ребенка и уменью его производить такие действия...(7,стр.992)

После наблюдения и повторения наблюдаемого ребенок  обыкновенно охотно рассуждает над  значением воспринятого и повторенного им; это драгоценное качество главным  образом и содействует его  образованию, а также ограничению  произвола его действий и выяснению  личных качеств человека. Обыкновенно  находят, что ребенок должен только исполнять обращенные к нему требования, что он должен набирать материал и  знания для будущей своей деятельности. С этим никак нельзя согласиться  на основании следующего психологического положения: смотря по тому, каким образом человек относится к каким-либо явлениям при первой встрече с ними, соответственно этому, скорее всего он будет к ним относиться и впоследствии. Если он в раннем возрасте не приучился рассуждать над своими впечатлениями и действиями, то он впоследствии очень трудно к этому привыкает. Набором знаний он развивает свою память, которую до того изощряет упражнением, что ему легче всего все воспринимать этой умственной способностью; он не привык и не умеет рассуждать, у него знания остаются сырым материалом, который не переварен рассуждением. Без анализа и рассуждения, без проверки своими действиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого, он сам не в состоянии выводить общих положений, не в состоянии составить общего образа; у него нет общих понятий, он знает, но не понимает. Поэтому самостоятельно видоизменить свои действия он не в состоянии и только повторяет то, что знает, что слышал, что вычитал из книги; у него нет личного характера, а для развития нравственного характера нет условий.

Информация о работе Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка