Влияние особенностей осознания отношений к ребенку в семье на его учебную мотивацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Доказать, что на формировании отрицательного мотивационного отношения, влияет такой фактор как отсутствие психологического контакта между родителями и ребенком
Задачи исследования:
1)Изучить литературу и точки зрения авторов, пишущих о различных видах мотивации, потребностях, мотивах, мотивационных отношениях;
2) Проанализировать точки зрения разных авторов, сравнить их между собой, определить схожие и различные позиции
3) Подобрать, выбрать и обосновать методики использующиеся в исследовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Определение понятия мотивация и ее структура……………………...5
1.1.Мотивация как психологическая категория………………………………..5
1.2. Структура мотивации……………………………………………………….10
Глава 2. Учебная мотивация……………………………………………………13
2.1. Понятие учебной мотивации………………………………………………13
2.2. Проблемы учебной мотивации……………………………………………18
Глава 3. Эмпирическое исследование………………………………………….21
3.1. Рабочая концепция исследования………………………………………….21
3.2. Программа исследования…………………………………………………...21
3.3. Описание методов исследования и выборки……………………………..22
Выводы…………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 34.36 Кб (Скачать документ)

     Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении  и доминировании. Однако для самой  деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Мотивы интеллектуального плана  сознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они осознаются человеком как  жажда знаний, необходимость (нужда) в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой деятельностью, познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуемой, по Л.И.Божович, положительным эмоциональным  тоном и ненасыщаемостью.

     Важным  для анализа мотивационной сферы  учения является характеристика их отношения  к нему. Так А.К.Маркова, определяя  три типа отношения: отрицательное, нейтральное, и положительное.

     Установлено также чрезвычайно важное для  организации учебной деятельности положение о возможности и  продуктивности формирования мотивации  через целеполагание учебной  деятельности. Личностно-значимый смыслообразующий мотив у подростков (юношей) может  быть сформирован и что этот процесс  реализуется в последовательности становления его характеристик.

     Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность  и лишь после осознается, т.е. первым условием является организация, становление  самой учебной деятельности. При  этом сама действенность мотивации, лучше формируема при направлении  на способы, чем на «результат» деятельности. В то же время она по-разному  проявляется для разных возрастных групп в зависимости как от характера учебной ситуации, так  и от жесткого контроля преподавателя.

     Психологическая устойчивость определяется как способность  поддерживать требуемый уровень  психической активности при широком  варьировании факторов, действующих  на человека. Применительно к учебной  мотивации ее устойчивость – это  такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную  продолжительность и высокую  продуктивность деятельности как в  нормальных, так и в экстремальных  условиях.

     Основываясь на системном представлении устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила,  осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс и т.д.

     Учебная мотивация  как психологический  феномен сложна, управление ею в  учебном процессе требует учета  ее структурной организации, динамичности, возрастной обусловленности.

     Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется  сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. 

     2.2. Проблемы учебной  мотивации  

     Для психики детского и подросткового  возраста характерна несформированность мотивационной сферы. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений  формирования мотиваций, неподконтрольных ни родителям, ни учителю. Отсюда возникает  необходимость пристального внимания к формированию мотивов к обучению школьника.

     На  современном уровне психологической  науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.

     Мотивация учения определяется не только тем, какие  мотивы и потребности учащихся реально  вовлечены в учебный процесс, но и теми эмоциональными и рациональными  оценочными процессами, которыми буквально  пропитан мотивационный процесс. Иначе  говоря, психологи все реже и реже оценивают мотивацию учения лишь как простое побуждение, как состояние (желания, интерес, склонность) определенной избирательной направленности учащихся на освоение учебного содержания.

Информация о работе Влияние особенностей осознания отношений к ребенку в семье на его учебную мотивацию