Влияние культуры на гендерные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 06:56, доклад

Описание

Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей было деление на мужчин и женщин. Это, несомненно, сохранилось и по сей день. Ежедневно мы встречаем мужчин и женщин и подсознательно дифференцируем их как внешне, так и по другим вещам: их речи, поведению, манере держаться, а также невидимым для глаза интересам и ценностям.

Работа состоит из  1 файл

Итог.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)

►Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей было деление на мужчин и женщин. Это, несомненно, сохранилось и по сей день. Ежедневно мы встречаем мужчин и женщин и подсознательно дифференцируем их как внешне, так и по другим вещам: их речи, поведению, манере держаться, а также невидимым для глаза интересам и ценностям.

Изучая  различные общества, антропологи  обнаружили значительную разницу в  понимании мужских и женских  ролей, позиций, черт характера, в понимании того, что есть мужчина и женщина в той или иной культуре.

Целью данной работы является выяснение вопроса  о влиянии культуры на формирование гендерных стереотипов.

►В 70-е годы на Западе складывается «Новая психология пола», так называемое гендерное направление, открывшее новую страницу в изучении  био-социо-культурной специфики полов. 

В отличие  от русского языка английский язык разграничивает понятия социального пола («gender») и биологического, («sex»). Sex и gender находятся на противоположных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией.

Отмечающееся  в мире разнообразие социальных характеристик людей позволяет сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Возникло понятие «гендер», обозначающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

Быть  в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли. Пол биологический, врожденный (хромосомный и гормональный) может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главным является пол психологический, социальный (гендер), который усваивается прижизненно.

►Уже с момента своего рождения человек становится объектом системы: в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов (например, стереотипы в СМИ, традиции, обычаи, право и т.д.).

►Существующие в обществе гендерные стереотипы (стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское») оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.

Динамика  гендерных стереотипов в любой культуре является наиболее ярким показателем глубоких внутренних изменений ценностно-смыслового ядра культуры, этнического сознания

и самосознания ее представителей, так как сфера семейно-брачных отношений наиболее подвержена регуляции традиционным нормам культуры.

     Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Из социологии и этнографии известно, что гендерные роли (набор ожидаемых образцов поведения для мужчины или женщины) распределяются в разных обществах не одинаково, а в зависимости от их экономического развития и общественного устройства..  
►В обществах, часто называемых «первобытными», существовала развитая система женских и мужских ролей, а также сложные обряды и традиции обозначения мужского и женского пола. Мужчины и женщины строго различались по своей одежде, украшениям, стилю раскраски тела и т.д. Для включения подрастающего поколения в систему полоролевого разделения труда были выработаны сложные обряды инициации — посвящения в «мужчину» или «женщину».  
Однако даже в регулируемом ритуалами обществе не все так просто. Во-первых, мужские и женские роли (а с ними и представления о том, что носитель каждой из них должен делать и каким быть) существенно варьировались от одного сообщества к другому.  
На это обратила внимание антрополог Маргарет Мид. В работе «Пол и темперамент» (1935) она рассмотрела особенности общественных стереотипов, касающихся типично мужских и типично женских свойств у нескольких племен Новой Гвинеи. В результате исследования было установлено, что у племени арапешей и у мужчин и у женщин преобладали женские роли и ценились женские черты характера. Они совместно трудились и воспитывали детей. И мужчины и женщины второго племени — мундугоморов — отличались воинственностью и агрессивностью, причем мужчины племени могли вступать в брак со своими дочерьми, а матери — со своими сыновьями. У представителей племени тчамбули гендерные роли распределялись противоположно привычным нам: женщины ловили рыбу, занимались ткачеством, торговали; мужчины украшали себя и обдумывали праздничные церемонии[4].  
Соответственно, нельзя судить о стереотипах мужчины и женщины не учитывая принадлежность человека к определенному обществу, которое как упрочняет стереотипы в отношении маскулинности и фемининности, так и подталкивает к их изменениям.

     Итак, социальный пол (гендер) формирует та среда, в которой живет человек, культура конкретного общества в  данный исторический промежуток времени. ►Например, если сравнить американскую и российскую женщину конца ХХ – начала ХХI века, то мы заметим немало различий в менталитете, системе ценностей и т. д. Американка – независимая и самостоятельная, с деловыми качествами, делающая профессиональную карьеру, заботящаяся о личном успехе. Семья и дети не мешают ее самореализации. Россиянка – альтруистка, живет успехами детей и мужа, семейные ценности занимают главное место в ее жизни, профессиональный рост и карьера для нее менее важны, чем благополучие семьи. Данный пример показывает, что американка и россиянка имеют один и тот же биологический пол, но гендер у них разный. Аналогичное различие будет и у американских и российских мужчин.

     Но  и в рамках одной культуры, но в разные исторические эпохи, гендерные  стереотипы могут трансформироваться. Например, ►если сравнить современную российскую женщину конца XX – начала XXI в. и женщину «пушкинской эпохи», то можно найти много отличий в женских образах разных исторических эпох, несмотря на ограниченность рамками одной страны, одного культурного поля. Женщины из «высшего общества» России «пушкинской эпохи» отличались женственностью, слабостью, утонченностью в отличие от «сильных», эмансипированных женщин ХХI в. В XVIII - XIX веках существовала значительная дифференциация между полами. С детства девочке и мальчику прививались определенные черты. Очень сильно различалось их воспитание и образование. Чаще всего образование было раздельным (женские и мужские гимназии), где упор в воспитании и образовании делался на половых различиях. Девушек обучали языкам, танцам, хорошим манерам, обучали «женственности», в то время как у мальчиков акцент ставился на обучение наукам, военному искусству и свойствам «мужского характера», таким как честь, доблесть, храбрость, мужество и т. п. Одно и то же слово «честь» означало для девушек – верная жена, преданная подруга, любящая и ласковая мать, в то время как для юношей слово «честь» означало порядочность, честность, благородство, долг, защита семьи и отечества.

Современные юноши и девушки ХХI века становятся все более одинаковыми и похожими как во внешнем виде, так и в поведении и характере. Стремясь стать сильной и равной мужчине, женщина стала терять самое главное качество своего пола - женственность, а ведь оно не означает слабость, но инаковость, право на отличие, право на свое, женское мироощущение и миропонимание.

     ►Гендерные стереотипы, существующие в рамках определенной культуры, имеют положительные и отрицательные стороны. Положительный эффект проявляется в том, что они поддерживают межличностное и межгрупповое взаимопонимание и сотрудничество. Однако должны быть не только ригидными, но и гибкими, чтобы, с одной стороны обеспечить устойчивость представлений, а с другой не останавливать развитие общества.

     Как пишет И.С.Кон, «издавна шел спор, считать ли более желательным поляризацию мужского и женского начала, при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующим культурным стереотипом (сильный, грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная, пассивная женщина), или, напротив, их преодоление и сочетание в одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина и нежная, но вместе с тем самостоятельная женщина)? Причем на более высоких ступенях развития общества все большее предпочтение отдается второй модели, сулящей большее взаимопонимание полов, тогда как в первом случае их отношения мыслятся как иерархические, основанные на господстве и подчинении».

      Отрицательный эффект состоит в том, что стереотипы способствуют закреплению доминирующего положения мужчин и дискриминации женщин. Более того, существует мнение, что они тормозят развитие не только женщин, но и мужчин. А также служат источником психического напряжения мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Дж.Плек даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.

►Осознание и принятие того факта, что каждый человек, вне зависимости от его гендерной принадлежности, является индивидуальностью, со своим набором психологических качеств и свойств, соотношением маскулинности и феминности в психике, позволит каждой индивидуальности и обществу в целом стать более продуктивным, развивающимся и гармоничным. 

Таким образом, гендерные стереотипы формируются в рамках определенной культуры. У разных групп и культур гендерные стереотипы разные. Представления о типично мужском и типично женском меняются в зависимости от культурной  среды, в которой живет человек, от исторического периода, а также конкретных социально-политических условий даже в истории одного и того же общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние культуры на гендерные отношения