Владимир Михайлович Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии и рефлексологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 05:22, реферат

Описание

Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, В.М.Бехтерев оставил яркий след в истории отечественной психологии.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . 3
2. Жизнь и деятельность . . . . . 3
3. Психологическая концепция В.М.Бехтерева. . . . . 5
3.1. Анализ возможностей и ограничений субъективной психологии.6
3.2 Общая психобиология. . . . . . . . 7
3.3. Объективная психология. . . . . . . . 8
3.4. Психорефлексология. . . . . . . . . 9
3.5. Рефлексология. . . . . . . . . . 10
4. Заключение. . . . . . . . . . 11
5. Список литературы. . . . . . . . . 13

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, главным отличием объективной  психологии В.М.Бехтерева от традиционной субъективной является видение исследуемой реальности с позиции стороннего наблюдателя, которому открывается не сфера ясного сознания, а система «организм – среда», представленная в своем актуальном существовании сложной зависимостью между раздражителем и внешней реакцией. В этой системе «средний термин» - отношение – охватывает все формы взаимодействия организма с миром, все виды активности живого, от самых простых рефлексов до сложных психических процессов.

Психорефлексология.

    Четвертый этап становления концепции В.М.Бехтерева  не сопряжен с кардинальным пересмотром  сложившихся ранее взглядов. Изменения  касаются истолкования наблюдаемых проявлений и нервно-психической деятельности в целом. Последняя начинает рассматриваться «как сложный комплекс рефлексов высшего порядка того или иного характера, находящихся во взаимоотношениях друг с другом». Следовательно, меняется понимание предмета изучения: в объективно-психологическом периоде это связь наблюдаемых извне начала и конца целостного акта, рассматриваемого как нервно-психический процесс; в психорефлексологическом – искомая связь становится постулируемой, априорной, так как в определение предмета включается рефлекс в целом, а не только его доступные наблюдению звенья.

    В.М.Бехтерев формулирует задачу изучения механизма  психорефлекторных актов и показывает невозможность ее решения средствами субъективной психологии: с использованием ее терминологии и на основе интроспективной исследовательской позиции. Он использует для описания центрального звена рефлекса язык физиологии, говоря о «внутрицентральном нервном процессе», о «временно заглохших» путях сочетательных рефлексов. В рамках психорефлексологии исследователь продолжает разрабатывать проблему личности, понимаемой как «главный центр нервно-психической деятельности, лежащий в основе активно-самостоятельного отношения живого организма к окружающему миру».

Рефлексология.

    Важным  событием заключительного периода  научного творчества было открытие в 1918 г. по инициативе В.М.Бехтерева Института по изучению мозга и психической деятельности. Основная задача его была «всестороннее изучение человеческой личности и условий правильного ее развития» и конкретизирована следующим образом: «… а) изучение мозга и всей вообще нервной системы: ее строения у человека и животных, ее отправлений, питания, а также биохимических процессов, болезненных нервно-психических состояний и новейших методов ее лечения до серологии и хирургической невропатологии включительно; б) изучение различных проявлений человеческой личности по методам рефлексологии, включая детскую, общественную, патологическую рефлексологию и биорефлексологию; в) изучение человеческой личности по методам наблюдательной и экспериментальной психологии, как общей, так и индивидуальной; г) изучение различных видов прикладной рефлексологии и психологии: педагогической с включением экспериментальной педагогики, профессиональной с изучением нервно-психической организации труда в связи с выбором профессии, судебной и пр., а также умственной и нервной гигиены и других сопредельных областей знания; обсуждение добытых в этих областях наукой результатов в ученых конференциях, осуществление коллективных научных работ и изданий, превышающих силы отдельных лиц».

    В.М.Бехтерев подчеркивал, что рефлексология  – это дальнейшее развитие и углубление объективной психологии. В 1918 г. ее предмет был определен как «изучение соотносительной деятельности организма в широком смысле этого слова, понимая под этим все вообще наследственно-органические и индивидуально приобретенные реакции организма, начиная от более простых инстинктов, как наследственно-органических рефлексов, и доходя до наиболее сложных приобретенных реакций, известных у человека под именем действий и поступков и характеризующих его поведение». Рефлексология – это система нового языка описания, изучаемого с внешней по отношению к нему исследовательской позиции психического. Поздний вариант рефлексологии отличается от раннего следующими особенностями: искоренением всяких следов традиционной психологической терминологии и метода самонаблюдения; строгим отбором только тех фактов, которые открываются стороннему наблюдателю; заменой гипотез о центральном звене рефлекса описанием мозговых механизмов; взглядом на изучаемые биологические, психологические, социальные закономерности как на проявление общих законов мира: исходной оказывается система систем – мир в целом; превращением рефлекса из явления, привязанного к нервной системе, в принцип анализа взаимодействия человека с миром на всех доступных изучению уровнях взаимодействия; уже отмеченной выше заменой соотносительной деятельности личностью в описании предмета исследования; декларированием ведущей роли социальных влияний в развитии личности человека. Относительно термина «личность» для В.М.Бехтерева – это некоторая привязанная к субстрату целостность, обеспечивающая регулирование поведения и деятельности, интеграцию опыта, отражение внешних воздействий и внутренних раздражений, т.е. целостность, функции которой совпадают с функциями психического.

    Используя понятия «отношение организма к  среде», «соотносительная деятельность», «личность» («личные реакции, рефлексы, личная сфера»), В.М.Бехтерев описывает  в рефлексологии проявления и  функционирование разных уровней психического, открывающегося стороннему наблюдателю. Приведенные понятия включаются в определения цели, задач, предмета рефлексологии.

    Заключение.

    Значение  осуществленного В.М.Бехтеревым опыта  познания психического состоит в его существенном влиянии на динамику психологического знания. Бехтерев считал, что психология – это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова, а не только о ее сознательных проявлениях. Поэтому она должна включать в свой состав такие области как общая психология, индивидуальная и национальная психология, зоопсихология, общественная психология, история психологии. Рефлексология в его понимании выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки - естествознанием и обществознанием.

    Бехтереву был первым отечественным психологом, поставившим вопрос о создании общественной психологии – науки, изучающей закономерности поведения «собирательной личности», границы которой, по его мнению, могут расширяться «до целых городов и стран» и включать все цивилизованное человечество, «живущее общечеловеческими идеалами». В.М.Бехтерев сам непосредственно провел серию экспериментов по изучению особенностей динамики разных психических процессов в условиях индивидуальной и групповой деятельности. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовидных явлений и ряд других его положений, не только не утративших своей актуальности и фактологической ценности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.

    Отвергая понятие души В.М.Бехтерев всегда апеллировал к ней па практике, сам был образцом высочайшей духовности. В статье «Бессмертие с точки зрения науки» он писал, что личности, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и … имеют права и на вечное признание человечества… в смысле тех посевов, которые взрастут и останутся навсегда регулятором их творческой деятельности в духовной общечеловеческой культуре…». Эти слова ученого имеют самое непосредственное отношение к нему самому, его вкладу в развитие нашей науки и духовной культуры. 

 

Список литературы

    1. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990.—367 с.

    2. Михаил Григорьевич Ярошевский История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

    3. История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

    4. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. - С-Пет.: Алетейя, 1999. - 256 с. \\статья «Научное наследие В.М.Бехтерева и его школа» Левченко Е.В. стр.5-19. 

    5. Никифоров А.С. В.М.Бехтерев. - М.: Просвещение, 1988. - 127 с.

    6. Осипов В.П. Бехтерев. - М.: Медгиз, 1947. - 92 с. 

    7. Каннабих Ю. История психиатрии. - М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. – 528 с.

    8. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М.: Наука, 1991. – 465 с. \\ Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева. Б.Ф.Ломов. В.А.Кольцова.Е.И.Степанова. стр.424-444.

    9. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние проблемы\\ вестник московского университета. Серия 14. психология. 1996 №2.  

     

Информация о работе Владимир Михайлович Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии и рефлексологии