Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: выявление приемов и методов, способствующих установлению дисциплинарных норм и правил в детском коллективе. К задачами относятся: 1) теоретический анализ проблемы; 2) экспериментальное исследование и проверка эффективности жетонной системы; 3) выявление эффективности жетонной системы.

Содержание

Введение ………...…….....…………………………………………………………. 3
Глава 1 - Воспитание ……………................................................................….5
1.1 Возникновение воспитания.……………………………….............................5
1.2 Искусство воспитания ……………………………………...............................7
1.3 Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов ………………………………………………………..................................................9
Глава 2 - Воспитание и развитие ребенка: особенности проблемы, пути их решения, методы воспитания детей............................................21
2.1 Развитие ребенка в дошкольный период...………………………………...21
2.2. Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста..............23
2.3. Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста …………………............25
Глава III – Эмпирическое изучение……………………………………….......34
Программа и результаты исследования...........................………………...….34
Выводы и заключения .……………………………………………………......…..37
Литературные источники …………………………………………………….......

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 1.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

 

«УСТАНОВЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ДЕТСКОМ КОЛЕКТИВЕ»

 

 

 

                                   

 

Содержание

Введение ………...…….....…………………………………………………………. 3

Глава 1 - Воспитание ……………................................................................….5

1.1 Возникновение воспитания.……………………………….............................5

1.2 Искусство воспитания  ……………………………………...............................7

1.3 Понятие культуры поведения  детей; характеристика её компонентов  ………………………………………………………..................................................9

Глава 2 - Воспитание и развитие ребенка: особенности  проблемы, пути их решения, методы воспитания детей............................................21

2.1 Развитие ребенка в  дошкольный период...………………………………...21

2.2. Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста..............23

2.3. Основные методы и  приемы формирования культуры  поведения у детей дошкольного  и младше школьного возраста  …………………............25 

Глава III – Эмпирическое изучение……………………………………….......34

Программа и  результаты исследования...........................………………...….34

Выводы и  заключения .……………………………………………………......…..37

Литературные  источники  …………………………………………………….......38

Приложение 1 …………………………………………………………………........39

Приложение 2 ……………………………………………………………….......….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует  с другими людьми. Семья, работа и  общество постоянно требует от человека соблюдения общепринятых правил поведения. Знание и понимание общественных норм помогает человеку общаться с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.

Первые представления  о нормах поведения, принятых в обществе, человек получает в детстве. Воспитание начинается с колыбели. Мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание нравственности и его дружеского отношения к миру. Затем детский сад, школа. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми  и приобретает опыт общественного поведения. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры поведения и бережного отношения к вещам. Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким и терпимость к окружающим. Основы нравственного поведения  закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. Культура поведения тесно связана с моралью и общим развитием человека, с его знаниями и мировоззрением - со всем тем, что составляет его внутреннюю суть.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности; прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что  многие дети не умеют прилично вести  себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в  век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно  на примерах литературных героев воспитываются положительные качества.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед  человеком (учителем и воспитателем) задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

 

Целью данной работы является: выявление приемов и методов, способствующих установлению дисциплинарных норм и правил в детском коллективе. К задачами относятся: 1) теоретический анализ проблемы; 2) экспериментальное исследование и проверка эффективности жетонной системы; 3) выявление эффективности жетонной системы.

Объектом исследования выделен: процесс установления правил и норм в детском коллективе.  Предметом исследования являются: приемы и методы, способствующие установлению дисциплинарных норм и правил в детском коллективе.

Гипотеза: На установление дисциплинарных норм и правил влияют: ознакомление и изучение детьми норм и правил общественной жизни, а так же подкрепление позитивных и пресекание негативных (и агрессивных) форм поведения.

 В ходе работы  применялись следующие методы  научного исследования: анализ литературы  по методике, педагогике, психологии; наблюдение, беседа и эксперимент.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

 

 

Глава 1

1.1 Возникновение  воспитания

Ребенок постоянно включен  в те или иные формы общественной жизни; и если процесс общения  ребенка и среды будет не организован, то воспитательное воздействие приобретет стихийный характер. Результаты такого воздействия могут быть весьма непредсказуемыми.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно-организуемого  совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, т.к. без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка  выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. 
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее формирование ориентации детей на определенные ценности, развитие самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Условием эффективности воспитания – является самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека, как неповторимой человеческой индивидуальности. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л. С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Достижения современной  науки, в том числе труды отечественных  философов и психологов, педагогов  и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек, как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Отечественные ученые и педагоги-практики исходят из понимания, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не в основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

 

1.2 Искусство  воспитания

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Таким образом, основными  психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности. Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.

Названный ряд качеств  не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в  единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Одна из центральных  задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений  между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

 

1.3 Понятие  культуры поведения детей; характеристика  её компонентов

 

Культура поведения  помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду.

Ребёнок много знает  об окружающем мире от родителей и  из собственных наблюдений, задача воспитателя – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.

Помимо понятия культура поведения, важным в воспитательном процессе является и понимание ряда других правил, качеств и норм. Культура поведения ребенка подразумевает под собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и в других видах деятельности.

Культура деятельности – проявляется в поведении  ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Информация о работе Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе