Управление эмоциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить основные особенности эмоционального состояния людей и выражение эмоций.
Гипотеза: выражение эмоций во многом зависит от культуры, к которой принадлежит человек.
Задачи: 1. Изучить литературу по теме «Эмоции»;
2. Проанализировать понятие и сущность эмоций;
3. Выявить различия в выражении эмоций.
Виды эмоций: 1. Стенические
2. Астенические.
3. Краткосрочные

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Понятие и функции эмоций. 4
1.1. Понятие эмоций. 4
1.2. Функции эмоций. 6
Глава 2. Эмоции и стресс. 9
Глава 3. Выражение эмоций. 11
3.1. Мимическое выражение эмоций. 12
3.2. Пантомимика, выражение эмоций голосом. 15
3.3. Межкультурные различия в выражении эмоций. 16
3.4. Взаимозависимость эмоций и их выражения. 19
Глава 4. Управление эмоциями. 21
Заключение. 27
Список литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

refland.ru_emocii_i_sposoby_ih_vyrazheniya.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

 

Введение.

 

Актуальность. Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно групировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т.д. Первые, как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств. Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки", "я люблю маму", "я люблю этого человека" или "я люблю этот город" выражает одинаковые чувства.

Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что  эмоция проявляется одновременно и  во внутренних переживаниях, и в  поведении, причем то и другое связано еще и с физиологической активацией.

Внутренние  переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними - это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако мы только что видели, как трудно передать словами то, что действительно чувствуешь.

Поведение на первый взгляд могло  бы восприниматься как объективный  факт. Нои этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем их причину, - от радости  они, от огорчения или от негодования.

К тому же выражение  данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой  принадлежит человек: например, насупленный  брови или улыбка не обязательно  воспринимаются однозначно на Востоке  и на Западе.

Что касается физиологической  активации, то только благодаря ей и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. Эту активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще слишком несовершенны, чтобы выявлять значения тонких изменений в различных проявлениях активации, таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца.

Одни и те же проявления активации  часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Поэтому они мало пригодны для распознавания какой-то одной определенной эмоции. Именно в этом состоит одна из причин, по которым "детектор лжи" может использоваться лишь с большой осторожностью.

Характер эмоции и ее интенсивность определяются расшифровкой сигналов, поступающих  из внешнеий среды, и уровнем активации организма. Расшифровка сигналов зависит от умственного развития человека и от его способности интегрировать различные элементы поступающей информации.

Противоречие: невозможность точно судить об эмоциональном состоянии человека по внешним проявлениям и необходимость исследований в этой области.

Проблема: изучить эмоции и способы их выражения.

Объект  исследования: эмоции человека, как психическое явление.

Предмет исследования: особенности выражения эмоций.

Цель исследования: выявить основные особенности эмоционального состояния людей и выражение эмоций.

Гипотеза: выражение эмоций во многом зависит от культуры, к которой принадлежит человек.

Задачи:  1. Изучить литературу по теме «Эмоции»;

2. Проанализировать  понятие и сущность эмоций;

3. Выявить различия  в выражении эмоций.

Виды  эмоций: 1. Стенические

2. Астенические.

3. Краткосрочные

4. Длительные

Структура и объем работы:

Курсовая работа состоит из:

Введения.

Главы 1. Понятие и функции эмоций. 

Главы 2. Эмоции и стресс. 

Главы 3. Выражение  эмоций. 

Главы 4. Управление эмоциями. 

Заключения. 

Списка литературы.

 

Глава 1. Понятие и функции эмоций.

1.1. Понятие эмоций.

 

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие  состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем груповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность".

Эмоции проявляются  в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и  ощущуние, эмоции имеят положительный  и отрицательный чувственный  тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие  и неудовольствие проявляются в  определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления  выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

На основании  телесных переживаний Кант делил  эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.

Деление эмоций на стенические и астенические имеет  схематический характер. Некоторые  аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и  тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрачными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные  эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся  в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона  эмоций проявляется не только в переживании  самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление  внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и  волю колеблется в очень широких  пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных  аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все  другие исчезают, возникновение новых  представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов. Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

1.2. Функции эмоций.

 

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую  роль играют эмоции в жизнедеятельности  живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоция как  особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию  оценки обстоятельств ситуации. На основе возникшей потребности и интуитивного представления 0 возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе  мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

П.В. Симонов  выделяет у эмоций подкрепляющую  функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработк условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.

Переключательная  функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.

Переключательная  функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные  вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и  позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

 

 

Глава 2. Эмоции и стресс.

 

Физические  изменения при эмоциях так  резко бросаются в глаз, что  на роль их в эмоциях уже давно  обратили внимание. Какое же значение они имеют? Обычно представляется такой порядок: внешнее раздражение вызывает психическую реакцию, например испуг, вследствии этого появляется вздрагивание "от испуга", сердцебиение.

Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываютяс разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

Обыкновенно говорят: мы потряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в  ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бъем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее в конце концов ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. Т.е. человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное как пустой звук.

Эмоции могут  возникать без всякого воздействия  на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино "веселит сердце человека", вином можно "залить тоску", благодаря вину исчезает страх - "пьяному море по колено".

Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность  к насилию. Настой мухомора в старину  давали воинам, чтобы привести их в "кровожадное состояние". Гашиш может вызывать припадки буйства.

Эмоции возникают также под  влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и  аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боиться, сам не зная чего, или счастлив без причины.

Информация о работе Управление эмоциями