Управленческая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:20, реферат

Описание

Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.

Работа состоит из  1 файл

Управленческая психология.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)
  1. Предмет, объект, цели и задачи психологии управления.

 

Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.

Предметом психологии управления, т.е. того, что изучает данная наука, являются факты, закономерности освоения человеком управленческого опыта и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личного развития руководителя как субъекта управления. Предмет психологии управления – это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, её психологические проблемы.

Объектами управленческой психологии выступают:

  1. люди, входящие в организации ( совместные предприятия, малые предприятия, кооперативы и т.д.), самостоятельные в финансовом и юридическом отношениях;
  2. организационная деятельность людей – деятельность людей, объединённых в одну организацию (предприятие), подчиняющихся нормам и правилам этой организации, выполняющих предписанную им работу в соответствии с экономическими, технологическими, финансовыми, правовыми, организационными, корпоративными и другими требованиями.

Цели психологии управления:

  1. оптимизация профессиональной деятельности организации;
  2. облегчение и делание более эффективным  труда менеджеров с помощью знаний о психологических особенностях человека, о различных проявлениях психики, её функциональном, изменчивом характере. Другими словами, повышение эффективности и качества работы руководителей всех рангов.

Задачи психологии управления:

  1. психологический анализ деятельности специалистов-управленцев (анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности);
  2. изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях (раскрытие механизмов и закономерностей управляющего воздействия личности управленца на подчинённых);
  3. исследование механизмов мотивации человека;
  4. оптимизация методов и приёмов управления;
  5. исследование психических особенностей лидерства;
  6. изучение коммуникативной среды и совершенствование коммуникативной компетентности руководителя;
  7. оптимизация делового общения и повышение качества деловых бесед;
  8. определение особенностей управления организацией, группой и коллективом;
  9. изучение процессов группового взаимодействия;
  10. определение стиля управления и разработка психологических основ его совершенствования;
  11. исследование причин конфликтных ситуаций и разработка методик  управления конфликтами;
  12. разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в улучшении психологического климата в организации;
  13. определение механизмов, закономерностей, критериев психологического отбора руководителей и персонала.

 

Таким образом, психология управления – это комплексная область  знаний, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления, исследующая индивидуальные различия руководителей и подчинённых, их взаимодействие и общение и направленная на оптимизацию профессиональной деятельности организации.

 

 

  1. Основные методы психологических исследований.

Каждая наука имеет определённые методы (способы и приёмы) исследования.

            Изучая психические процессы, индивидуальные  психологические особенности личности  с целью плодотворного её формирования, психология применяет свои методы  исследования.

Методы исследования можно подразделить на объективные, описательные и практические.

I. Объективные методы исследования в психологии –

    наблюдение и эксперимент,  выступающие в различных формах.

      К специфическим  объективным методам психологии  относятся:

тестирование, опрос, анализ продуктов  деятельности.

      Широкое применение  в психологии нашли также математические  методы (моделирования, статистический  анализ и др.).

 

      Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека для его последующего анализа и объяснения.

      Существуют разные  виды наблюдения.

       Примитивной формой  наблюдения – житейскими наблюдениями  – пользуется каждый человек в повседневной жизни. Житейские наблюдения отличаются от научных тем, что они случайны и неорганизованны. Наблюдение как научный метод изучения психики не ограничивается описанием внешних явлений, но и описывает природу этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Существенным требованием к психологическому наблюдению является наличие чёткого плана и фиксирование результатов в специальном дневнике.

Виды научного наблюдения:      

  • срез – кратковременное наблюдение;
  • лонгитюдиальное – длительное, иногда в течение ряда лет;
  • выборочное;
  • сплошное.

      Общая процедура (этапы) наблюдения:

  1. Определение задачи и цели наблюдения ( для чего, с какой целью?).
  2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).
  3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).
  4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись?).
  5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, группы, коллектива.

Соответственно объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы.

Наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные (т.е. специально организованные).

Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельной личности или группы в любой ситуации.

 

       Метод эксперимента является основным методом объяснительной психологии. Экспериментируя, исследователь создаёт условия, в которых психологический факт может быть изменён в направлении. Желательном для экспериментатора, и может быть неоднократно повторён для всестороннего рассмотрения.

Виды психологического эксперимента:

  • лабораторный – проводится в лабораторных условиях (часто с помощью специальной аппаратуры), действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют (хотя, как правило, не знает, в чём сущность и цель эксперимента). С помощью лабораторного эксперимента исследуют не только свойства внимания, особенности восприятия, памяти и других психических процессов отдельных индивидов, но и психологические особенности групповой деятельности.
  • естественный (был предложен А.Ф.Лазурским в 1910 г.) – исследование проводится в обычных, естественных условиях (рабочее место, место отдыха), в которые незаметно для испытуемого вносятся определённые изменения. Этот вид эксперимента исключает напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут проводиться не только с  целью 

выявления каких-либо качеств личности ( констатирующий эксперимент, без оказания влияния на изменение исследуемых параметров), но и для их формирования (формирующий эксперимент – метод психического развития личности в условиях педагогического процесса. Цель его объясняется в названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, активного формирования психики, генетико-моделирующий.).

             По типу формирующих экспериментов  строятся занятия с целью развития  у работников профессиональных  навыков и умений. Для этого  после определения роли факторов, влияющих на исследуемое качество личности, осуществляется планомерное изменение их воздействия на данную личность в процессе регулярного выполнения ею соответствующих видов деятельности.

             Виды экспериментальных методов  являются  исследовательскими: с  их помощью исследователь может установить важные для научного познания факты, открыть наличие тех или иных закономерностей. Но психологический эксперимент может быть использован и для целей практической оценки. В этом случае задачей является не получение каких-либо новых данных, которые необходимы для дальнейшего углубления научных знаний, а выявление того, насколько психологические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психологическим нормам и стандартам. Такими методами, с помощью которых психолог стремится установить определённые психологические качества личности, являются тесты.

             Тестирование – это краткий  экспериментально-психологический  метод, используемый для исследования  того или иного психического  процесса (восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д. – функциональный тест) или личности в целом (проективный тест) с целью их оценки.

             Метод опроса  используется в  психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).

Анкетирование (опрос с помощью анкеты) хорошо тем, что в нём одновременно может участвовать группа лиц. Анкетирование представляет собой средство первичной ориентировки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

Беседа  как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение сведений о деятельности испытуемого, в которых объективируются свойственные ему психические явления.

Виды бесед:

Анамнез (от лат. «по памяти»), сбор анамнеза – сведения о прошлом  изучаемого, получаемые от него самого или, при объективном анамнезе, от хорошо знающих его лиц.

Интервью – вид беседы, при  которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определённые (заранее  подготовленные) вопросы. В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

             Метод анализа результатов (продуктов)  деятельности исходит из общей  предпосылки о связи внутренних  психических процессов и внешних  форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях её субъекта или субъектов.

 Специфические формы этого метода:

Контент-анализ- позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных , научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики автора).

Графология – определение психических свойств автора по характеристикам почерка.

              Своеобразным синтезом методов  наблюдения и беседы является  метод обобщения независимых характеристик (К.К.Платонов), который широко применяется при изучении личности. Сущность данного метода состоит в обобщении сведений о личности, полученных от лиц, наблюдавших её в различных видах деятельности. В обобщённой характеристике каждая учитываемая черта может оцениваться условным баллом по методу полярных баллов: 5- названная черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто и в различных видах деятельности как черта характера; 4 – заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная черта проявляется крайне редко; 3 – названная и противоположная ей черты личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются нечасто; 2 – заметно выражена и часто проявляется противоположная черта личности; 1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 – нет сведений для оценки данной черты.

          Метод  обобщения независимых характеристик  предполагает возможность оценки не только наличного уровня развития черт личности, но и динамики их во времени.

                Математические методы в психологии  используют как средство повышения  надёжности, объективности, точности  получаемых данных. Основное применение  эти методы находят на этапе постановки гипотезы и её обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.

 

II. Описательные методы исследования. В качестве конкретных форм понимания и методов описательной психологии выступают:

                Интроспекция (или самонаблюдение)- «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

                Метод самоотчёта  непосредственно  вытекает из метода интроспекции. Самоотчёт представляет собой  словесный или письменный отчёт   о результатах самонаблюдений, описание  человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений.

Культурно оформленные виды самоотчёта:

  • письма;
  • автобиографии;
  • исповеди;
  • дневники.

Информация о работе Управленческая психология