Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:39, дипломная работа
Целью дипломной работы является экспериментальная проверка эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции, направленного на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
-анализ литературы по заявленной цели,
-диагностика синдрома эмоционального выгорания у учителей с помощью методики В.В.Бойко,
-обработка и анализ результатов исследования,
-формирование экспериментальной группы из учителей с уже сложившимся синдромом эмоционального выгорания,
Число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. У 48% учителей наблюдается переход эмоционального выгорания из стадии сформированности в стадию формирования
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: ”Тренинг эмоциональной саморегуляции приводит к снижению уровня эмоционального выгорания”.
Следует отметить, что в группе учителей со стажем более 20 лет разность показателей при индивидуальом значении “до” и “после” является минимальной. Можно предположить, что это является показателем высокой степени личностной и эмоциональной ригидности учителей этой группы и как следствие, меньшая степень эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции.
Рассмотрим, как изменяются общие показатели по каждому симптому эмоционального выгорания.
Сложившиеся симптомы фазы |
Показатели первичной диагностики в % |
Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в % |
Разность общих показателей в % |
Переживание психотрав-мирующих обстоятельств |
70% |
40% |
30% |
Неудовлетво-ренность собой |
9% |
9% |
0% |
Загнанность в клетку |
60% |
50% |
10% |
Тревога и депрессия |
60% |
50% |
10% |
Сложившиеся симптомы |
Показатели первичной диагностики в % |
Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в % |
Разность общих показателей в % |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
80% |
60% |
20% |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
30% |
30% |
0% |
Расширение сферы экономии эмоций |
60% |
50% |
10% |
Редукция профессиональных обязанностей |
70% |
70% |
0% |
Таблица № 10 Фаза истощения
Сложившиеся симптомы |
Показатели первичной диагностики в % |
Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в % |
Разность общих показателей в % |
Эмоциональный дефицит |
60% |
30% |
30% |
Эмоциональная отстраненность |
80% |
50% |
30% |
Личностная отстраненность |
70% |
60% |
10% |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
60% |
60% |
0% |
Таким образом, данные таблиц показывают, что разница общих показателей больше по следующим симптомам:
Симптомы “эмоционально-нравственная дезориентация”, “редукция профессиональных обязанностей”, “психосоматических и психовегетативных нарушений ” практически не изменили свои показатели после экспериментального воздействия. Вероятно, это объясняется тем, что выраженность этих симптомов в большей степени зависят от личностных характеристик учителя, а также от внешних обстоятельств, организационнных факторов. Например, редукция профессиональных обязанностей может быть связана с недостатками организационных условий, чрезмерной загруженностью учителя, а также нечеткостью профессиональных обязанностей.
Заключение
Проведенное исследование позволило определить, что синдром эмоционального выгорания сформировался у 57 % учителей. Наиболее выраженной оказалась фаза резистенции, которая сформировалась у 38% учителей.
В фазе напряжения ведущим оказался симптом “переживание психотравмирующих обстоятельств”, он сложился у 70% учителей. Менее выражен симптом “неудовлетворенность собой”, который сложился лишь у 9% испытуемых.
В фазе резистенции ведущим является симптом “неадекватное эмоциональное реагирование” - сложился у 80% учителей. Менее выражен симптом “эмоционально-нравственная дезориентация”. Данный симптом сложился у 30% учителей.
В фазе истощения высоки показатели по симптому “эмоциональная отстраненность”, который сложился у 80% учителей. Симптом “психосоматические и психовегетативные нарушения” сложился у 60% учителей.
Наиболее высокие показатели по всем фазам имеют учителя со стажем от 0 до 5 лет. Учителя этой группы оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Учителя со стажем 10 -15 лет имеют наименьшие показатели синдрома эмоционального выгорания.
С учетом анализа литературных данных и проведенного исследования уровня эмоционального выгорания был проведен тренинг эмоциональной саморегуляции. Повторная диагностика уровня эмоционального выгорания показала, что у 48% учителей снижаются показатели уровня эмоционального выгорания.
Таким образом, результаты исследования показали эффективность тренинга эмоциональной саморегуляции и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Список литературы
1.Андронов В.Т. Некоторые психологические проблемы исследования профессионального мышления// Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск, 1984.