Тренинг эмоциональной саморегуляции как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:39, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является экспериментальная проверка эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции, направленного на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
-анализ литературы по заявленной цели,
-диагностика синдрома эмоционального выгорания у учителей с помощью методики В.В.Бойко,
-обработка и анализ результатов исследования,
-формирование экспериментальной группы из учителей с уже сложившимся синдромом эмоционального выгорания,

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа тренинг.rtf

— 2.37 Мб (Скачать документ)

Так же проранжируем абсолютные величины разностей. Так как нетипичных сдвигов нет, то сумма рангов равна 0. Тэмп. = 0. Т (a) при статистической значимости a = 0, 05 и при n 8= равно Т(0,05)= 5.

Тэмп. 0 Ј 5

Число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. У 48% учителей наблюдается переход эмоционального выгорания из стадии сформированности в стадию формирования


 

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: ”Тренинг эмоциональной саморегуляции приводит к снижению уровня эмоционального выгорания”.

Следует отметить, что в группе учителей со стажем более 20 лет разность показателей при индивидуальом значении “до” и “после” является минимальной. Можно предположить, что это является показателем высокой степени личностной и эмоциональной ригидности учителей этой группы и как следствие, меньшая степень эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции.

Рассмотрим, как изменяются общие показатели по каждому симптому эмоционального выгорания.

Таблица № 8 Фаза напряжения

Сложившиеся симптомы фазы

Показатели первичной диагностики в %

Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в %

Разность общих показателей в %

Переживание психотрав-мирующих обстоятельств

70%

40%

30%

Неудовлетво-ренность собой

9%

9%

0%

Загнанность в клетку

60%

50%

10%

Тревога и депрессия

60%

50%

10%


Таблица № 9 Фаза резистенции

Сложившиеся симптомы

Показатели первичной диагностики в %

Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в %

Разность общих показателей в %

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

 

80%

 

60%

 

20%

Эмоционально-нравственная дезориентация

 

30%

 

30%

 

0%

Расширение сферы экономии эмоций

 

60%

 

50%

 

10%

Редукция профессиональных обязанностей

 

70%

 

70%

 

0%


 

 

Таблица № 10 Фаза истощения

Сложившиеся симптомы

Показатели первичной диагностики в %

Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в %

Разность общих показателей в %

Эмоциональный дефицит

60%

30%

30%

Эмоциональная отстраненность

80%

50%

30%

Личностная отстраненность

 

70%

 

60%

 

10%

Психосоматические и психовегетативные нарушения

 

 

60%

 

 

60%

 

 

0%


 

Таким образом, данные таблиц показывают, что разница общих показателей больше по следующим симптомам:

  • переживание психотравмирующих обстоятельств,
  • тревога и депрессия,
  • расширение сферы экономии эмоций,
  • эмоциональный дефицит,
  • эмоциональная отстраненность.

Симптомы “эмоционально-нравственная дезориентация”, “редукция профессиональных обязанностей”, “психосоматических и психовегетативных нарушений ” практически не изменили свои показатели после экспериментального воздействия. Вероятно, это объясняется тем, что выраженность этих симптомов в большей степени зависят от личностных характеристик учителя, а также от внешних обстоятельств, организационнных факторов. Например, редукция профессиональных обязанностей может быть связана с недостатками организационных условий, чрезмерной загруженностью учителя, а также нечеткостью профессиональных обязанностей.

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволило определить, что синдром эмоционального выгорания сформировался у 57 % учителей. Наиболее выраженной оказалась фаза резистенции, которая сформировалась у 38% учителей.

В фазе напряжения ведущим оказался симптом “переживание психотравмирующих обстоятельств”, он сложился у 70% учителей. Менее выражен симптом “неудовлетворенность собой”, который сложился лишь у 9% испытуемых.

В фазе резистенции ведущим является симптом “неадекватное эмоциональное реагирование” - сложился у 80% учителей. Менее выражен симптом “эмоционально-нравственная дезориентация”. Данный симптом сложился у 30% учителей.

В фазе истощения высоки показатели по симптому “эмоциональная отстраненность”, который сложился у 80% учителей. Симптом “психосоматические и психовегетативные нарушения” сложился у 60% учителей.

Наиболее высокие показатели по всем фазам имеют учителя со стажем от 0 до 5 лет. Учителя этой группы оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания.

Учителя со стажем 10 -15 лет имеют наименьшие показатели синдрома эмоционального выгорания.

С учетом анализа литературных данных и проведенного исследования уровня эмоционального выгорания был проведен тренинг эмоциональной саморегуляции. Повторная диагностика уровня эмоционального выгорания показала, что у 48% учителей снижаются показатели уровня эмоционального выгорания.

Таким образом, результаты исследования показали эффективность тренинга эмоциональной саморегуляции и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

 

 

Список литературы

 

1.Андронов В.Т. Некоторые психологические проблемы исследования профессионального мышления// Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск, 1984.

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996.
  2. Вайсбах Х.Дакс У. Эмоциональный интеллект. - М. : Лик Пресс, 1998. - 160с.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  4. Вачков И.В. Метафорический тренинг. - М.: Ось - 89, 2005. - 144с.
  5. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.
  6. Иванов И.М. Йога и психотренинг. М., 1990.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Спб.: Питер, 2001.
  8. Клищевская М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности. М.,1999.
  9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.м. Межличностное общение. Спб : Питер, 2001
  10. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. №3
  11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  12. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  13. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М: Сфера, 2002. - 512 с.
  14. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. 1990. № 6
  15. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991 № 5
  16. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2002. № 43.
  17. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания //едицинские новости. 2002. №7.
  18. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Пермь, 1992.
  19. Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М., 1996.
  20. Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог . 2003.№43
  21. Форманюк Т.В. Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994.№6
  22. Хмелюк Р.И. Эмоциональная регуляция как компонент психологической устойчивости деятельности учителя. М., 1987.
  23. Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляциии учебно-познавательной деятельности учащихся// Вопросы психологии. 1987. № 6
  24. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990
  25. Шпангель А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М., 1988
  26. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии 1997. - №4
  27. Ялов А.М. Интерактивные аспекты современной психологии. Спб, 1992.
  28. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.

Информация о работе Тренинг эмоциональной саморегуляции как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей