Трансперсональная психология С.Гроф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 08:52, контрольная работа

Описание

Трансперсональная психология — направление психологии, изучающее изменённые состояния сознания, мистический и религиозный опыт.
Трансперсональная психология может быть широко обозначена как психология духовности и тех областей человеческого разума, которые заняты поиском высшего смысла в жизни, которые движутся за ограниченные пределы Эго, чтобы достичь расширенных способностей во имя мудрости, творчества, любви и сострадания. Она признает существование трансперсональных переживаний и заинтересована в раскрытии их смысла для индивидуума и их влияния на поведение человека.

Работа состоит из  1 файл

Теории личности в психологии контрольная.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский  федеральный университет»

ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

Психолого-педагогический факультет 
 

Психологические теории личности 
 

Трансперсональная психология С.Гроф 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Работу выполнила:

                                          Студентка 2 курса  З/О (2 высшее)

                                          ГруппаЗПП 09-02 БВ

                                          Парченко О.М. 

                                          Работу проверил:

                                                                       Попельницкая Татьяна Борисовна 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011 
 

Введение.

     Трансперсональная психология — направление психологии, изучающее изменённые состояния  сознания, мистический и религиозный  опыт.

     Трансперсональная психология может быть широко обозначена как психология духовности и тех  областей человеческого разума, которые заняты поиском высшего смысла в жизни, которые движутся за ограниченные пределы Эго, чтобы достичь расширенных способностей во имя мудрости, творчества, любви и сострадания. Она признает существование трансперсональных переживаний и заинтересована в раскрытии их смысла для индивидуума и их влияния на поведение человека.

     Трансперсональная психология - новое направление в  западной психологии, объясняющее психические  явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

      Все эти направления коренным  образом отличаются друг от  друга, по-своему обслуживают  практику деятельности и общения  людей на Западе, однако их  нужно всегда правильно осмысливать и принимать во внимание.

  Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

      В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами  личности») - так называемые - измененные  состояния сознания, переживание  которых может привести человека  к смене фундаментальных ценностей,  духовному перерождению и обретению целостности.  

 

1. Основные теоретические положения  .

     Трансперсональная психология - это сравнительно новое  направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской  и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

     Концепция личности в Трансперсональной психологии разработана Грофом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов  человеческого сознания, возникающих  в сеансах психоделической терапии  под воздействием психоделиков (ЛСД  и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внешнего мира; или же субъект продолжает переживать свою собственную идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собственной идентичности и полностью отождествляется с сознанием др. существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

       Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности" и "расширение переживаний за пределы объективной реальности". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, "путешествие во времени"); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифич. переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.

     Сущность  теоретических представлений здесь  такова: источники, детерминанты человеческого  поведения и источники психологических  проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта.

     Терапевтическая работа в рамках трансперсональной  психологии - это работа с глубокими  слоями бессознательного. Практическим применением концепции Грофа является метод холотропного дыхания, основанный на сочетании ритмич. музыки с учащенным дыханием, что индуцирует измененные состояния сознания. На этом фоне манифестируются именно те психотравматические моменты жизни индивида , которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

       В целом концепция Грофа представила  новые возможности изучения индивидуального  и коллективного бессознательного  личности, описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипических знаний, переживания из предыстории жизни данной личности, ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения. С. Гроф говорит о перинатальном опыте человека (опыте процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития.

     Таким образом Станислав Гроф доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) трансперсональная область.

      По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

      Человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из этих модусов можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств.

       Всякая техника, дающая возможность  эмпирически, т. е. опытным путем,  войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы  чувств: разнообразные физические  ощущения в теле (физический барьер), безадресные, по-видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого-либо конкретного повода - эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы, какие-либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками - образный барьер), изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот «сенсорный барьер», который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.

      Следующая сфера переживаний  - область индивидуального бессознательного (биографический уровень) - все что  угодно из жизни человека - какой-то неразрешенный конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, - реально переживаются заново. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания – «системы конденсированного опыта» (СКО). СКО - это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств - депрессии, тревожности, страхов-фобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и т. п. Особенно психотравмы, сопряженные с опасностью для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток в психике. Если на биографическом уровне индивидуального бессознательного с опасными для жизни ситуациями предстоит во время самоисследования встретиться только тем, кто в действительности пережил схватку со смертью, то на следующем уровне бессознательного вопрос смерти универсален для каждого человека, поскольку при рождении каждый находился какое-то мгновение на грани смерти. Хотя полный спектр переживаний, происходящих на этом уровне, нельзя сводить к повторному проживанию биологического рождения, родовая травма составляет саму суть процесса. Поэтому Гроф назвал эту сферу бессознательного перинатальной. Переживания смерти и нового рождения, отражающие перинатальный уровень бессознательного, весьма разнообразны и сложны. Проявляется такой опыт в четырех «базовых перинатальных матрицах» (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения. Перинатальные матрицы - это глубинные структуры бессознательной психики, в которых содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зачатия до завершения рождения. Перинатальные матрицы в обычных условиях не осознаются человеком, хотя способны существенным образом влиять на его здоровье, психику, поведение и жизнь. С помощью специальных психологических методик (холотропное дыхание, ребефинг) любой человек может «проникнуть» в область перинатальных матриц и осознать содержащую в них информацию и переживания в символической или реальной форме. Перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. В той мере, в какой перинатальные матрицы отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях. Конечно же, есть разница между стремительными родами в лифте или в такси по пути в родильный дом и родами продолжительностью в пятьдесят часов с применением щипцов и других экстренных мер.

      Рождение травмирует не только  потому, что ребенок от райских  безопасных условий в чреве  матери переходит к неблагоприятным  условиям внешнего мира, но и  потому, что само про- хождение  через родовой канал связано  с чрезвычайно высоким эмоциональным и физическим стрессом и неимоверной болью. Понятно, что среди индивидов, чье рождение было схожим, одни могут быть относительно нормальны, тогда как другие будут проявлять психопатологию различного вида и разной степени. 

 

2. Сравнительный анализ: Трансперсональня психологи и Психоанализ.

  Существует  преемственность между психоанализом, аналитической психологией Юнга и трансперсональной психологией. Все они принадлежат той традиции европейской психологии ХХ века, которая  называется глубинной психологией.

  Вклад психоанализа в развитие трансперсональной психологии огромен.

  Начинал Гроф как психиатр-психоаналитик, и  изначально почвой, на которой произрастали его идеи, послужило учение Фрейда. Однако судьба распорядилась таким  образом, что профессиональным взлетом оказалось его утверждение на новом уровне юнговских взглядов на архетипы, а также сведение их в стройный синтез с фрейдовской биолого-биографической перспективой - правда, при этом были затронуты глубинные слои психики, о которых Фрейд, вероятно, и не догадывался.

  Основой для открытия Грофа послужили  его наблюдения в процессе проведения психоаналитических исследований: вначале  в Праге, затем - в Мэриленде, в  Национальном институте психического здоровья, где испытуемые принимали  психоактивные вещества сильного действия, ЛСД, а несколько позже подвергались целому ряду мощных ненаркотических терапевтических воздействий, высвобождавших бессознательные процессы. Гроф пришел к выводу, что испытуемые, участвующие в этих экспериментах, стремятся исследовать бессознательное, погружаясь с каждым разом, на все большую глубину, причем в ходе такого исследования неизменно возникает последовательная цепочка ощущений, отмеченных чрезвычайной сложностью и напряженностью. На начальных стадиях испытуемые обычно двигались назад в прошлое - ко все более ранним переживаниям и жизненным травмам, к возникновению Эдипова комплекса, к азам гигиены, к самым ранним младенческим впечатлениям, вплоть до колыбели, - которые, в целом, складывались во вполне ясную, с точки зрения фрейдистских психоаналитических принципов, картину и, по-видимому, представляли собой что-то вроде лабораторного подтверждения фрейдовских теорий. Однако далее, после того, как были выявлены и собраны воедино различные комплексы воспоминаний, испытуемые неизменно стремились двигаться в том же направлении еще дальше, чтобы вновь "пережить" крайне напряженный процесс биологического рождения.

Информация о работе Трансперсональная психология С.Гроф