Типы, виды и формы игровой терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:55, реферат

Описание

В своем ограничении набора игрушек, предоставляемых ребенку, данный вид игровой терапии близок к принципам Анны Фрейд. В активной терапии была с успехом воспринята выдвинутая Мелани Клейн цель быстрого снижения уровня тревожности у детей. Предполагалось, что ни один другой метод не может столь быстро привести к подобным результатам. В активной игровой терапии подчеркивалось значение наблюдения за эмоциональными взаимоотношениями между ребенком и терапевтом, которые считались диагностически значимыми для понимания отношений ребенка с другими людьми.

Работа состоит из  1 файл

Игровая психотерапия.docx

— 34.40 Кб (Скачать документ)

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. (Лэндрет Г.Л. 1994). Игровая психотерапия в рамках теории развития предполагает использование терапевтом игры как основного инструмента развития. (Лебедева Н.Н., 1997). Цель игротерапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установления баланса в структуре его личности. Совершенствование структуры личности ребенка создает необходимые условия для лучшего познания ребенком мира, раскрывает возможности для творческого роста и более полной актуализации его внутренних потенций (Джинотт Х. Дж., 2001). В практике игротерапии сформулированы основные требования, регламентирующие процедуры и методы ее применения (Эльконин Д.Б., 1999.).

 

Типы, виды и формы игровой терапии.

 Работа в игровой ситуации, где ребенку предлагается несколько специально отобранных игрушек, и терапевт участвует в проигрывании ребенком определенных травматических эпизодов, была названа активной игровой терапией.

 В своем ограничении набора игрушек, предоставляемых ребенку, данный вид игровой терапии близок к принципам Анны Фрейд. В активной терапии была с успехом воспринята выдвинутая Мелани Клейн цель быстрого снижения уровня тревожности у детей. Предполагалось, что ни один другой метод не может столь быстро привести к подобным результатам. В активной игровой терапии подчеркивалось значение наблюдения за эмоциональными взаимоотношениями между ребенком и терапевтом, которые считались диагностически значимыми для понимания отношений ребенка с другими людьми.

 Наряду с активным параллельно развивался пассивный тип игровой терапии, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а вместо этого просто присутствует при ней, находясь в одной комнате с ребенком. По мере того как ребенок в процессе разнообразной активной деятельности выясняет, что ему позволено делать, терапевт постепенно включается в детскую игру. Руководящая роль в игре принадлежит ребенку, терапевт же время от времени предлагает простые интерпретации его действий. В пассивной игровой терапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка с пониманием. Ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность или чувство незащищенности в игровой форме и в своем собственном темпе. Поскольку ребенок не имеет ограничений в выборе игрушек и роль психолога заключается в пассивном участии в игре, не все содержание детской игры имеет существенное эмоциональное или символическое значение. «В процессе применения игротерапии дети нередко осуществляют спонтанную разработку предмета фантазии, которая имеет непосредственное отношение к их психологическим проблемам».

 Следующее крупное направление в игровой терапии возникло в 1930-х годах с появлением работы Д. Леви, в которой развивалась идея терапии отреагирования – структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви считал, что игра занимает важное место в психотерапевтической работе с детьми, поскольку она является естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения. Он основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования. В рамках данного подхода терапевт воссоздавал такую ситуацию, в которой специально отобранные игрушки помогали ребенку восстановить свой негативный опыт. Ребенку разрешалось играть свободно, чтобы он познакомился с комнатой и терапевтом. Затем терапевт использовал определенный игровой материал, чтобы в нужный момент внести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от страха и напряжения, вызванных этим событием. В процессе «разыгрывания» прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего к активной роли деятеля. Следя за игрой, терапевт отражает, обозначая словами, чувства ребенка, которые выражаются им вербально и не вербально.

 Метод освобождающей игровой терапии может использоваться в сочетании с другими методами. Использование данного метода игровой терапии бывает эффективным также на определенных этапах психоанализа (для устранения побочных симптомов, например тика).

 «Г. Хембидж считает себя продолжателем дела, начатого Д. Леви, который на протяжении 30 лет клинической практики разработал ряд способов игровой терапии для детей. Апробированное Д. Леви использование специфических стимулирующих ситуаций, которые предлагались детям для разыгрывания, Г. Хембидж назвал техникой «структурированной игровой терапии». Эта техника интересовала Д. Леви и как исследовательский метод, и как психотерапевтическая процедура».

 Различные техники, используемые в психотерапевтической работе с детьми, подчинены решению конкретных задач: концентрации внимания, обеспечения поддержки и одобрения, установления границ, стимуляции деятельности, сбора информации или интерпретации. Структурирование игровой ситуации способствует выполнению всех этих функций. Данную технику можно использовать выборочно с различными клиентами и в разное время с одним и тем же клиентом.

 Структурированная игровая ситуация используется как стимул с целью создания условий для свободной творческой игры ребенка в процессе терапии.

 Ребенок должен быть уже знаком с помещением, где находится необходимый игровой материал. Источниками информации для терапевта является прежде всего история жизни ребенка, а также его спонтанная (свободная) игра, те изменения, которые ребенок вносит в первоначальный вариант структурированной игры, наблюдение за отношениями ребенка с другими людьми, а также отчет матери о его поведении после прошедшей сессии.

Ситуации структурированной  игры могут быть использованы в диагностических  целях для проверки гипотез об основаниях тех или иных форм поведения, для анализа точности интерпретации, для определения значения специфических  символов, которые могут возникать  в сновидениях, рисунках, а также  в других творческих проявлениях  ребенка.

 

Введение структурированной  игры предполагает, что терапевт уже  оценил три основных фактора:

 

1. Способность ребенка  к интеграции в условиях усиления  аффектов. Чем более развита эта  способность, тем больше возможностей  для применения структурированной  игровой терапии. Однако нельзя  допускать бесконтрольного освобождения  переживаний и чувств.

 

2. Характер игры. Некоторые формы игры, например, разыгрывание ситуации соперничества братьев и сестер, представляются обычно менее пугающими по сравнению с такими, как отыгрывание проблемы половых различий.

 3. Способность близких людей адекватно справиться с изменениями в поведении ребенка, возникшими в результате терапии. Членов семьи необходимо предупредить о возможном возрастании агрессивности и предложить им поддерживать дома обычную систему ограничений. Преимущество структурированной игровой терапии заключается в экономии времени психолога, который воспроизводит в игровой форме событие, ситуацию или конфликт, предшествующий заболеванию ребенка. Психолог вводит структурированную игру после того, как терапевтические отношения дошли в своем развитии до того момента, когда тревога или какие-либо особенности взаимодействия не могут помешать терапии.

 Важно, чтобы психолог не добавил к тревоге ребенка собственные волнения, поэтому использование данного вида игровой терапии предполагает уверенность терапевта в своей способности справиться с этой формой работы.

 С появлением в начале 1930-х годов исследований Д. Тафты и Ф. Алена, названных терапией отношениями, возникло третье значительное направление в игровой терапии. По выражению Г. Лэндрета – философским основанием для данного направления стала работа О. Ранка, «который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт—клиент», поставив в центре внимания то, что происходит «здесь и теперь», в кабинете терапевта». Идеи О. Ранка легли в основу терапии отношениями, близкой к пассивной игровой терапии. Терапия отношениями целиком имеет дело с имеющимися ситуацией, чувствами и реакциями, не пытаясь объяснить или интерпретировать прошлый опыт. Техника работы с детьми в данном направлении предполагает предоставление ребенку полной свободы заниматься любой деятельностью в присутствии терапевта, которого ребенок может пригласить участвовать в игре, но это участие должно быть минимальным. Право использования или не использования игрового материала предоставляется ребенку. Здесь особо подчеркивается необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменять собственное поведение. Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями и что они могут суще­ствовать в системе отношений с другими людьми, обладаю­щими своими специфическими качествами. В рамках данного подхода ребенку приходится принимать на себя ответственность за процесс своего развития, а терапевт концен­трирует внимание на трудностях ребенка.

 Идеи терапии отношениями были подхвачены и внимательно изучены в начале 1940-х годов К. Роджерсом, который расширил первоначальные концепции и разработал метод недирективной терапии, впоследствии получившей название терапии, центрированной на клиенте. Недирективная терапия не делает попыток контролировать или изменять смысловое содержание сознания клиента, она скорее концентрирует внимание на создании терапевтической ситуации, которая дает опыт, в котором становятся возможны изменения, и оставляет индивиду свободу определять природу и направление изменений. Акцент недирективной терапии на способности клиента к самостоятельному разрешению своих эмоциональных проблем обеспечил быстрое распространение этого метода в работе не только со взрослыми, но и с детьми.

 Недирективная терапия К. Роджерса была успешно использована Г. Лэндретом, В. Экслайн и другими детскими психотерапевтами.

 Работа В. Экслайн дала начало крупному направлению в игровой терапии. Она успешно применила в игровой коррекционной работе с детьми принципы недирективной терапии, например естественность, стремление индивида к развитию, способность индивида к управлению собственным развитием.

 Экслайн впервые отметила значение ограничений для чувства безопасности и стабильности терапевтических отношений у ребенка, а также для повышения чувства ответственности у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним.

 Таким образом, игровая терапия имеет долгую историю и существует в разнообразных формах. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные виды активной и пассивной игровой терапии. Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления недирективная игровая терапия, включившая в себя терапию отношениями.

 Различают две формы  игротерапии: индивидуальную и групповую. В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии.

 Главным критерием предпочтения групповой формы игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранних стадиях детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой игротерапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

 Если социальная потребность уже сформирована, то формой коррекции личностных нарушений и общения может являться групповая игротерапия.

 Для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать:

- глубокая степень умственной отсталости ребенка;

- крайняя степень аутизма;

- неконтактная форма шизофрении.

Для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Такими противопоказаниями являются:

- ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с братьями и сестрами;

- явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

- ускоренное сексуальное развитие;

- крайняя агрессивность;

- актуальное стрессовое состояние.

Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку к работе в группе.

 Большое значение для успеха коррекционной работы имеет также состав группы, представляющий собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор.

 

Набор игр, применяемых в  игротерапии, включает игры со структурированным игровым материалом и сюжетом и не структурированные игры.

 Игры с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. Игры с водой, песком, красками глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения. Дальнейшая динамика смены игр в процессе игротерапии подводит ребенка к структурированным играм, открывающим пути для выражения чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, в прямой директивной форме социально приемлемыми способами.

 

 Игровые группы для детей 6-9 лет также необходимы для развития социальных и коммуникативных навыков у детей, для обучения игровой деятельности и для обучения социально-культурным нормам в игровой форме.

 

 

Стадии  процесса игровой терапии.

 Стадии процесса игровой терапии возникают как результат взаимодействия между терапевтом и ребенком, протекающего в безоценочной, свободной атмосфере игровой комнаты, созданию которой способствует терапевт, демонстрирующий искреннюю заинтересованность и одобрение по отношению к ребенку. Эти уникальные живые отношения, в которых принимается и ценится особость и индивидуальность ребенка, дают ему ощущение дозволенности и позволяют расширить горизонты собственного “Я” в соответствии с тем, насколько он чувствует меру принятия себя терапевтом. Это переживание и расширение собственных возможностей часто проявляется в четко обозначающихся стадиях изменений, наступающих по мере развития терапевтического процесса.

 Анализируя случаи  работы с детьми, страдающими  различными нарушениями, Муштакас заметил, что дети проходят определенные стадии терапевтического процесса:

 а) диффузные негативные чувства, выраженные в разных точках игры ребенка;

Информация о работе Типы, виды и формы игровой терапии