Тестирование как научный исследовательский метод в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:26, реферат

Описание

В современных условиях углубления и расширения глобализационного процесса возрастает роль освоения информационного пространства, изменяется отношение людей к образованию. Образование становится одним из слагаемых повышения стоимости человека на рынке труда, его конкурентоспособности, в том числе за рубежом. Рост конкуренции, использование новых технологий наукоёмкого, быстро обновляющегося производства требует и от предприятий-работодателей динамичного развития, которое не возможно без постоянного развития профессиональных компетенций сотрудников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
Что такое тестирование……………………………………………………..5
Возникновение и развитие метода тестирования…………………………6-8
Тестирование как педагогическое измерение……………………………..9-14
Психологическое тестирование…………………………………………….14-16
Разновидности психологических тестирований…………………………..17-18
Преимущества, недостатки и проблемы тестирования…………………..18-20
Заключение ………………………………………………………………….20-22
Список литературы………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психологии..doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования Российской Федерации 
 
 
 
 

Кафедра: Психологии

Название  дисциплины: Психология 
 
 
 
 

Тема: Тестирование как научный исследовательский  метод в психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Каплина Алёна Владимировна

Студентка 1 курса, группа М-11, ФУСС 

Преподаватель: Лязина Людмила Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара

2011 

Содержание. 
 
 
 
 

Введение……………………………………………………………………..3-4 

Что такое тестирование……………………………………………………..5

Возникновение и развитие метода тестирования…………………………6-8

Тестирование как педагогическое измерение……………………………..9-14

Психологическое тестирование…………………………………………….14-16

Разновидности психологических тестирований…………………………..17-18

Преимущества, недостатки и проблемы тестирования…………………..18-20

Заключение ………………………………………………………………….20-22 

Список литературы………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 
     
     

    В современных  условиях углубления и расширения глобализационного  процесса возрастает роль освоения информационного  пространства, изменяется отношение  людей к образованию. Образование становится одним из слагаемых повышения стоимости человека на рынке труда, его конкурентоспособности, в том числе за рубежом. Рост конкуренции, использование новых технологий наукоёмкого, быстро обновляющегося производства  требует и от предприятий-работодателей динамичного развития, которое не возможно без постоянного развития профессиональных компетенций сотрудников.

    Для повышения  конкурентоспособности современных  предприятий решающее значение приобретают  не только внедрение и развитие новых технологий, но и интеллектуальный капитал, т.е. знания и опыт сотрудников. Возрастает потребность в получении и развитии практических профессиональных навыков; выдвигаются новые требования к содержанию и структуре образовательных программ и учебных курсов, к формам, способам и средствам организации учебного процесса, и в целом к эффективности и качеству современных методов обучения и контроля. Достижению этих целей способствует модернизация системы российского образования, происходящая в настоящее время в рамках Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 г.

    Всё шире используются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), что значительно  усиливает потенциальные возможности  и самих тестовых технологий в  сфере разработки тестов, в особенности тестов самоконтроля и обучения, проведения тестирования и обработки его результатов. Контроль и оценка  
     
     

    результатов обучения с применением ИКТ становятся всё более технологичными.

    С использованием тестовых технологий проводятся широкомасштабные мероприятия по аттестации учащихся на государственном уровне и на уровне отдельных образовательных учреждений, по аттестации образовательных учреждений преподавательского состава, которые являются элементами системы оценки качества образования.

    Всё большее число преподавателей используют тесты в повседневной педагогической деятельности; проводится работа по созданию банков тестовых заданий по различным учебным дисциплинам и тестов нового поколения - индивидуализированных адаптивных тестов.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Что такое тестирование? 
     

    В латинском  языке слово testa означает «ваза из глины», в средние века у него появился специфический смысл - чаша, в которой алхимики определяли количество золота в определенной смеси. И в  современном значении слова можно увидеть отголосок этого смысла - мы как бы определяем, сколько «золота» в том или ином человеке.

    В науку  слово «тест» попало уже из английского  языка, где означает «испытание, проба, проверка». По словарю, тест - это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

    В настоящее время  различают несколько  видов тестирования:

    Тестирование  адаптивное – вид тестирования, при котором порядок предъявления заданий и их трудность зависят от ответов испытуемого на предыдущие задания.

    Тестирование  апробационное (предварительное)- экспериментальное  измерение, проводящееся с целью  получения эмпирических, статистических и текстологических характеристик  тестовых заданий и теста в целом. 
     
     
     
     
     

    Возникновение и развитие метода тестирования. 
     
     

    Возникновение метода тестирования произошло в  конце XIX в. на основе развития экспериментальных методов для изучения психических явлений. Возможность количественной оценки психических явлений и сопоставления на этой основе результатов разных испытуемых между собой обусловила бурное развитие метода тестирования. Вместе с этим накапливались знания об индивидуально-психологических особенностях людей.

    Дифференциально-психологическое изучение человека формировалось не только как следствие развития экспериментальной психологии. Дифференциальная психология «выросла» из задач, стоявших перед медицинской и педагогической практикой, где велика была потребность в дифференциации душевнобольных и умственно отсталых людей.

    Разработка  психологических тестов велась во многих странах Европы и в США. Первоначально  в качестве тестов использовались обычные  лабораторные эксперименты, однако смысл  их применения был иным. В этих экспериментах  изучались не различия в реакциях испытуемого на разные стимулы, а индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента.

    В 1905 г. появился первый интеллектуальный тест, соответствующий современному пониманию тестов. По заказу министерства образования Франции французский психолог А. Бине  

    разработал  тест интеллекта для выявления умственно  неполноценных детей, не способных  обучаться в обычных школах. В 1907 г. этот тест был усовершенствован соотечественником А. Бине Т. Симоном1 и получил название шкалы умственного развития Бине – Симона. Разработанная шкала содержала 30 заданий, расположенных по степени возрастания трудности. Например, для ребенка трех лет требовалось: 1) показать свои глаза, нос, рот; 2) повторить предложение длиной до шести слов; 3) повторить по памяти два числа; 4) назвать нарисованные предметы; 5) назвать свою фамилию. Если ребенок решал все задания, ему предлагались задания более старшей возрастной ступени. Задания считались соответствующими определенной возрастной ступени, если их правильно выполняло большинство (80–90 %) детей данного возраста.

    Шкала Бине – Симона в последующих редакциях (1908 и 1911 гг.) была переведена на английский и немецкий языки. В этих редакциях был расширен возрастной диапазон – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий следующим образом: сначала ребенку предлагались задания, соответствующие его хронологическому возрасту. Если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагали задания следующей старшей возрастной группы. Если же он не выполнял задания своей возрастной группы, ему предлагались задания предшествующей младшей возрастной группы. Базовым умственным возрастом считался тот, все задания которого были выполнены ребенком. Если ребенок выполнял, кроме них, некоторые задания из последующего старшего возраста, то к его базовому умственному возрасту добавлялось несколько «умственных месяцев». 

    В начале XX в. развитие тестирования определялось также запросами промышленности и армии. Создавались тесты для отбора в различных отраслях производства и сферы обслуживания (тесты Мюнстерберга для профотбора телефонисток, тесты Фридриха для отбора слесарей, тесты Гута для наборщиков и др.), а также для распределения новобранцев по родам войск (тесты «Армия Альфа» и «Армия Бета»). Это привело к появлению группового тестирования. Впоследствии армейские тесты были использованы в гражданских целях.

    В первой половине XX в. появился целый ряд методик, направленных на дифференциальную диагностику различных типов патологии. Немецкий психиатр Э. Крепелин продолжил работу Ф. Гальтона2 над методикой свободных ассоциаций. Впоследствии ассоциативный эксперимент преобразовался в «метод незаконченных предложений», широко используемый до настоящего времени. В 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом 3был создан «тест чернильных пятен», являющийся одной из самых популярных проективных методик.

    Значительное  количество тестов специальных способностей и достижений было создано по запросу со стороны промышленности и образования. В середине XX столетия появились критериально-ориентированные тесты.

    В настоящее время в арсенале психологов насчитывается более десяти тысяч  тестовых методик. 
     
     
     

    Тестирование  как педагогическое измерение. 
     
     

    Основная  функция педагогического контроля- диагностика знаний, умений, навыков  и компетенций, полученных учащимися  в процессе обучения, т.е. измерение  и количественная оценка результатов  их учебной деятельности. Повышение  объективности, достоверности и качества обучаемых, и как результат- улучшению качества их подготовки.

    При традиционных формах контроля оценки имеют субъективный характер, поскольку  основаны на прдъявлении нестандартизированных  заданий и зависят в конечном счёте от квалификации и добросовестности преподавателя или комиссии, выставляющих оценки. В силу этого оценки, полученные учащимися в разных учебных заведениях одного профиля и даже у разных преподавателей в одном учебном учреждении по одной и той же дисциплине, заведомо нельзя корректно сопоставить.

    Таким образом, к основным проблемам традиционных форм педагогического контроля следует  отнести субъективизм оценок учащихся и, следовательно, их низкую достоверность  и невозможность корректного  сопоставления. Далее эти проблемы и пути их решения мы рассмотрим более детально.

    Преодоление указанных выше недостатков традиционных форм  контроля основывается на идее формализации оценки  обучаемого с  помощью измерения уровня  го подготовленности с тем, чтобы измеренные величины объективно и достоверно отражали рельный  

    уровень знаний и были бы сравнимы между  собой . для воплощения этой идеи наиболее эффективной оказалась тестовая форма контроля. Обратимся к основным понятиям тестологии применительно  к оценке уровня подготовки учащегося(педагогический тест, тестовое задание и тестирование).

    Тест  вообще, как известно, есть испытание, проверка, проба. Тестирование можно  рассматривать как методику, широко используемую в науке. Используют тестирование и в технике, и в программировании, и в психологии. Течстами в педагогике называют совокупность заданий, позволяющих количественно, объективно и сопоставимо оценить достижения учащегося в заданной образовательной области. Здесь и далее под тестами будем понимать гомогенные тесты, т.е. тесты, предназначенные для контроля знаний по одной учебной дисциплине, в отличие от гетерогенных (междисциплинарных)тестов.

    Педагогический  тест-это система заданий определённой формы, которая даёт возможность  измерить уровень подготовки испытуемых. Определение теста будет далее конкретизировано в зависимости от цели контрольного тестирования и подхода к разработке теста.

    Тестовым  заданием называется структурный элемент  теста, состоящий из основной части, сформулированной в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание в результате постановки соответственно правильного или неверного ответа. Каждому заданию ставятся в соответствие  ответы правильные и неправильные. Критерии правильности заранее определяются авторами теста. Вероятность правильного ответа на любое задание зависит от соотношения уровня подготовленности испытуемого и уровня трудности задания. Это определение  относится к наиболее распространённым заданиям закрытой формы с выбором ответа.

Информация о работе Тестирование как научный исследовательский метод в психологии