Техники коррекции отклоняющегося поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на¬зывать социальное поведение, не соответствующее устано¬вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Из¬вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор¬мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу¬ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по¬ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта¬ции (психической, социально-психологической, средовой).

Содержание

1. Техники коррекции отклоняющегося поведения………………………..……..3
1.1 Определение и виды отклоняющегося поведения…………………….…..3
1.2 Помощь детям и подросткам с отклоняющимся поведением………….....6
1.3 Установление контакта с детьми с отклоняющимся поведением……….10
1.4 Диагностика отклоняющегося поведения……………………………..….12
Вывод…………………………………………………………………………...……14
Список используемых источников……………………………………………...…15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)


 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы психоконсультирования и психокоррекции»

Тема: Техники коррекции отклоняющегося поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1.      Техники коррекции отклоняющегося поведения………………………..……..3

1.1      Определение и виды отклоняющегося поведения…………………….…..3

1.2      Помощь детям и подросткам с отклоняющимся поведением………….....6

1.3      Установление контакта с детьми с отклоняющимся поведением……….10

1.4      Диагностика отклоняющегося поведения……………………………..….12

    Вывод…………………………………………………………………………...……14

    Список используемых источников……………………………………………...…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                  Техники коррекции отклоняющегося поведения

 

1.1     Определение и виды отклоняющегося поведения

 

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Из­вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор­мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу­ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по­ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта­ции (психической, социально-психологической, средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

1. это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

2., это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше­ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по­рядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

Социальные отклонения

- корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан­ные со стремлением получить материальную, денежную, иму­щественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

- агрессивной ориентации: действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

- социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, неже­лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может прояв­ляться в различных социальных отклонениях: от наруше­ний норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внеш­ней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориента­ции и представлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребен­ка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целе­направленное влияние на развитие этих процессов или ме­ханизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, за­держиваем развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка (Невский И.А., 1993).

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и под­ростков, с одной стороны, может рассматриваться как сим­птом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой сторо­ны, выступать в качестве проводника воспитательного вли­яния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том, или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные осо­бенности поведения могут свидетельствовать о разных процес­сах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность пове­дения ученика как отклонение, мы должны учитывать ус­ловия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного суждения о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно, навешивается со­ответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются сис­тема оценочных суждений о нем, характер его взаимоотно­шений с окружающими. Совершается грубейшая педагоги­ческая ошибка, чреватая неприятными последствиями.

Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо при­чинам особенности поведения ученика (услужливость, не­критичность, внимательность к учителю, готовность посту­пить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподно­сится классу в качестве социального образца для подража­ния. При этом учитель не только не видит, а буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодли­вость, конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следу­ющие группы: ситуативные, временные проявления или реак­ции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоя­тельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные не­благоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими од­нократно или систематически. В последнем случае измене­ния в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранени­ем исчезают.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологи­ческие образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособителыюе или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка дея­тельности группы и своего поведения сопровождается и зак­репляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, ни­котином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекар­ственными веществами.

По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма.

Можно выделить различные виды девиантного поведе­ния, формой проявления которых являются различные ва­рианты социальной дезадаптации:

 

Девиантное поведение

 

Дезадаптивное поведение:                      Асоциальное поведение:

- аффективное,                                               - агрессивное,

- депривированное,                                        - делинквентное (противо­правное),

- аутичное,                                                      - криминогенное (преступное),

- суицидальное,                                              В основе:

- аддиктивное                                                 - нарушения социализации,

 

В основе:                                                       - социально-педагогическая

  - нарушения психического и                       - запущенность,

   - личностного развития,                              - деформации регуляции

   - психическая депривация,                          - поведения,

   - психологический диском­форт                  - социальная дезаптация,

                                                                       -  десоциализация

 

 

 

 

1.2 Помощь детям и подросткам с отклоняющимся поведением

 

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социаль­но-педагогической запущенностью, когда ребенок, подрос­ток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, уме­ний, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте­реотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфор­том, вызванным неблагополучием семейных взаимоотно­шений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несло­жившимися взаимоотношениями со сверстниками в кол­лективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учи­телей, товарищей по классу и т.д.;

в) отклонениями в со­стоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и други­ми причинами физиологического и психоневрологическо­го свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутстви­ем позитивных и значимых социальных и личных, жизнен­ных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смеще­нием социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подрос­тков, развивающаяся на фоне равнодушного, невниматель­ного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объ­единению, кооперации, самоорганизации на основе еди­номыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способ­ствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отра­жается на их поведении, на формировании личности, соци­ального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи де­тям и подросткам.

Микросреда, в которой вращается современный подрос­ток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, без­личным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и мо­ральных границ, ослабление социального контроля способ­ствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего пове­дения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымыва­ние общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Имен­но в этом направлении ведется формирование, развитие со­ответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через сред­ства массовой информации).

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом сред­ствам и способам достижения такого благополучия не при­дается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только матери­ального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влия­ние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Информация о работе Техники коррекции отклоняющегося поведения