Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:33, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.
Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД 6
1.1. Психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД 6
1.2. Социально-психологические качества сотрудника следственных органов 9
1.3. Теоретические подходы к исследованию тревожности сотрудника ОВД 11
1.4. Выводы 13
2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД 14
2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 14
2.2. Методики исследования 15
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 19
2.3. Выводы 24
Заключение 25
Использованная литература 26
Приложения 29
Приложение 1. Шкала самооценки личностной тревожности Спилбергера-Ханина 29
Приложение 2. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» 31
3. Особое значение при изучении феномена тревожности имеет степень ее выраженности у субъекта. Интенсивность тревожности пропорциональна особому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация, т.е. чем более значима для субъекта ситуация иди вид какой-либо деятельности, тем выше у него будет уровень ситуативной тревожности.
4.
Проведенное эмпирическое
1). присутствие тревожности в структуре личности работников следственных органов;
2). работники следственных органов с повышенным уровнем тревожности в конфликтных ситуациях выбирают стратегию конкуренции.
3). работники следственных органов с пониженным уровнем тревожности в конфликтных ситуациях вибирают стратегию избегания.
4)
работники следственных
Использованная литература
Приложения
Бланк для ответов1
Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин)
Фамилия ___________________________ Дата ___________________
Инструкция:
«Прочитайте внимательно каждое
из приве-
денных ниже предложений и зачеркните
соответствующую
цифру справа в зависимости от того, КАК
ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над
вопросами долго не задумывайтесь, поскольку
правильных или неправильных ответов
нет».
А — Нет, это не так.
В — Пожалуй, так.
С — Верно.
D — Совершенно верно
| А | B | C | D | |
| 1. Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 2. Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 3. Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 4. Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 5. Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 6. Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 7. Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 8. Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 9. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 10. Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 11. Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 12. Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 13. Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 14. Я не
чувствую скованности, напряженности |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 15. Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 16. Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 17. Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 18. Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 19. Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 20. Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 21. Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 22. Я очень быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 23. Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 26. Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 27. Я спокоен, хладнокровен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 29. Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 30. Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 31. Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 32. Мне не хватает уверенности | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 33. Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 34. Я стараюсь избегать критических ситуаций | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 35. У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 36. Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 39. Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 40. Меня
охватывает сильное |
1 | 2 | 3 | 4 |
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ
= S1 –
S2 + 35, где S1 - сумма
зачеркнутых цифр на бланке по пунктам
шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12,
13, 14, 17, 18; S2
- сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты
1, 2, 5, 8, 10, 11, 15,
16, 19, 20).
ЛТ
= S1 –
S2 + 35, где S1 — сумма
зачеркнутых цифр на бланке по пунктам
шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
S2 - сумма остальных цифр по
пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так:
- до 30 - низкая тревожность;
- 31- 45 - умеренная тревожность;
- 46 и более - высокая тревожность.
Значительные
отклонения от уровня умеренной тревожности
требуют особого внимания, высокая
тревожность предполагает склонность
к появлению состояния тревоги
у человека в ситуациях оценки его компетентности.
В этом случае следует снизить субъективную
значимость ситуации и задач и перенести
акцент на осмысливание деятельности
и
формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая
тревожность, наоборот, требует повышения
внимания к мотивам деятельности
и повышения чувства
«лучшем свете».
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
| 1. |
| А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. |
| Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. |
| 2. |
| А. Я стараюсь найти компромиссное решение. |
| Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. |
| 3. |
| А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
| Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. |
| 4. |
| А. Я стараюсь найти компромиссное решение. |
| Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. |
| 5. |
| А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. |
| Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. |
| 6. |
| А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. |
| Б. Я стараюсь добиться своего. |
| 7. |
| А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
| Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого. |
| 8. |
| А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
| Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
| 9. |
| А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. |
| Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. |
| 10. |
| А. Я твердо стремлюсь достичь своего. |
| Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. |
| 11. |
| А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
| Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. |
| 12. |
| A. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры |
| Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
| 13. |
| А. Я предлагаю среднюю позицию. |
| Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. |
| 14. |
| А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о еговзглядах. |
| Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. |
| 15. |
| А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить нащи отношения. |
| Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. |
| 16. |
| А. Я стараюсь не задеть чувств другого. |
| Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. |
| 17. |
| А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. |
| Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. |
| 18. |
| А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
| Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
| 19. |
| А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. |
| Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
| 20. |
| А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. |
| Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. |
| 21. |
| А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
| Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. |
| 22. |
| А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. |
| Б. Я отстаиваю свои желания. |
| 23. |
| A. Я
озабочен тем, чтобы |
| Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность |
| за решение спорного вопроса. |
| 24. |
| А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. |
| Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. |
| 25. |
| А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. |
| Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
| 26. |
| А. Я предлагаю среднюю нозицию. |
| Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
| 27. |
| А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. |
| Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
| 28. |
| А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
| Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. |
| 29. |
| А. Я предлагаю среднюю позицию. |
| Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
| 30. |
| А. Я стараюсь не задеть чувств другого. |
| Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. |
Ключ
| № | Соперниче- | Сотрудниче- | Компромисс | Избегание | Приспособле- |
| ство | ство | ние | |||
| 1 | А | Б | |||
| 2 | Б | А | |||
| 3 | А | Б | |||
| 4 | А | Б | |||
| 5 | |||||
| 6 | Б | А | |||
| 7 | Б | А | |||
| 8 | А | Б | |||
| 9 | Б | А | |||
| 10 | А | Б | |||
| 11 | А | Б | |||
| 12 | Б | А | |||
| 13 | Б | А | |||
| 14 | Б | А | |||
| 15 | Б | А | |||
| 16 | Б | А | |||
| 17 | А | Б | |||
| 18 | Б | А | |||
| 19 | А | Б | |||
| 20 | А | Б | |||
| 21 | Б | А. | |||
| 22 | Б | А | |||
| 23 | А | Б | |||
| 24 | Б | А | |||
| 25 | А | Б | |||
| 26 | Б | А | |||
| 27 | А | Б | |||
| 28 | А | Б | |||
| 29 | А | Б | |||
| 30 | Б | А |
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Информация о работе Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел