Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 23:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Проблема отношения психических процессов и мозга.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

15)Проблема установки(школа Узнадзе)Социальная установка.Предрассудок как вид социальной установки\Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе.Внешнее совпадение терминов“установка”и“социальная установка” приводит к тому,что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное.Тем более что набор определений,раскрывающих содержание этих двух понятий,действительно схож:“склонность”,“направленность”,“готовность”Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок,как их понимал Д.Н.Узнадзе,и сферу действия“социальных установок”.Уместно напомнить определение установки,данное Д.Н.Узнадзе:“Установка является целостным динамическим состоянием субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состоянием,которое обусловливается двумя факторами:потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией”Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации,тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том,чтобы объяснить направление действий личности в определенных условиях.Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется,что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии.Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов,детерминирующих поведение личности,с усвоением индивидом социального опыта,со сложной иерархией детерминант,определяющих саму природу социальной ситуации,в которой личность действует.Установка в контексте концепции Д.Н.Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека.Она трактуется как бессознательное,что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных,высших форм человеческой деятельности.Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне,так же как и возможности развития этих идей применительно к социальной психологии.Такие попытки делались неоднократно.Однако нас интересует сейчас различие в самих основаниях подхода к проблеме в школе Д.Н.Узнадзе и в ряде других концепций,связанных с разработкой аналогичной проблемы.Сама идея выявления особых состояний личности,предшествующих ее реальному поведению,присутствует у многих исследователей.Прежде всего этот круг вопросов обсуждался И.Н.Мясищевым в его концепции отношений человека.Отношение,понимаемое“как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами”объясняет как раз направленность будущего поведения личности.Отношение и есть своеобразная предиспозиция,предрасположенность к каким-то объектам,которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия.Отличие от установки здесь состоит в том,что предполагаются различные,в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется,и самые разнообразные,весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации.Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.Если социальная установка возникает в определенной сферечеловеческой деятельности,то понять ее изменение можно,проанализировав изменения в самой деятельности.Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности,ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности,а значит,и социальная установка Основные виды соц. установок:1.соц.уст.на объект-готовность вести себя определённым образом по отношению к объекту;2.ситуативная установка–отношение в условиях различных ситуаций к соц.объектам;3.соц. установка,которая тесно связана с конкретными социальными группами,например возрастная установка;4.частные и общие соц. установки (по обобщённости);5.перцептивные социальные установки(как воспринимать и оценивать тот или иной соц.объект).Причины расхождения социальных установок и поведения:1.человек неприятен нам,но при встрече с ним мы ведём себя по дружески;2.в экстремальных ситуациях и в ситуациях угрозы для жизни других людей(мужчина,заступившийся за женщину);3.традиции и обычаи в соответствии с которыми человек себя ведёт;4.взаимодействие доминантных и субдоминанатных установок личности(по степени интенсивности)Предрассудок–это соц.уст.\с искажённым когнитивным компонентом,вследствие чего индивид воспринимает некоторые соц.Объекты в неадекватном искажённом виде.Нередко с таким когнитивным комп.\бывает,связан сильный аффективный компонент.Наиболее распространённым видом таких извращённых соц.установок являются расовые и национальные предрассудки. Основная причина формирования предрассудка кроется в неразвитости когнитивной сферы личности,благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды.Чаще всего предрассудки возникают в детстве(когда у ребёнка не хватает знаний).

16)Современные дидактические концепции\Основой процесса обучения являются дидактические концепции или так называемые дидактические системы.На основе того,как понимается процесс обучения,выделяют три базовых дидактических концепции:традиционная,педоцентрическая и современная.Традиционная концепция.Данную концепцию можно назвать еще педагогоцентрической.Основную роль в этой системе играет учитель.Подобную доктрину разрабатывали такие педагоги,как Коменский,Песталоцци,Гербарт.Принципом данного учения являются такие понятия,как руководство,управление,правило.Процесс обучения строится на авторитарном влиянии педагога на ученика,на объяснении материала.Традиционная концепция в последнее время много критикуется за авторитарность.Считается,что эта система не способствует развитию творческого мышления ученика,поскольку материал дается в готовом виде и не дает ученику возможности самостоятельно отыскать знания.Педоцентрическая концепция.Настоящая теория ставит ребенка и его деятельность во главу угла.Приверженцами и разработчиками этого учения считают Дж.Дьюи,Г.Кершенштейна,В.Лая.Педагоги стремятся выстроить процесс обучения таким образом,чтобы он был интересен в первую очередь ребенку,базировался на его потребностях,жизненном опыте.Однако педоцентрическая концепция переоценивает способность ребенка к активной самостоя8б тельной деятельности,что зачастую приводит к необоснованной трате времени и снижению уровня обученности.А знания носят случайный характер.Поскольку ни педоцентрическая,ни педагого-центрическая системы не могут удовлетворить потребности современной дидактики,разработана современная дидактическая система.Ее суть заключается в том,чтобы использовать положительные стороны как одной,так и другой доктрины.Современная концепция считает, что и учение,и преподавание–есть неотъемлемые составляющие процесса обучения.Эта система разработана и основана на концепциях,предложенных П.Гальпериным,Л.Занковым,В.Давыдовым,К.Роджерсом.Элементами современной концепции являются такие направления,как проблемное обучение,программирование,развивающее обучение,педагогика сотрудничества.Современная дидактическая концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании педагога и ученика.Учебный процесс построен на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика.Задача учителя–поставить цель,проблему;он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации.

17)Теоретико-методологические основы психологического исследования\Разработка теоретико-методологической части программы исследования начинается с постановки проблемы.Правильная формулировка проблемы задаст истинный вектор движения,неправильная-ложный.В фундаментальном исследовании проблема выступает как своего рода состояние«знания о незнании»определенных сторон(количественных и качественных характеристик)явления или процесса.Социальной проблемой называют существующую в самой реальности,в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию,носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Во втором случае дальше можно не идти, так как все в усилия окажутся тщетными. Идея рассмотрения личности в ее системе отношений к среде также была изложена еще в программе исследования, созданной А.Ф. Лазурским совместно С.Л. Франком [18]. Эта программа имеет теоретические основы, заложенные в работах А.Ф. Лазурского, согласно которым изучение типологических особенностей личности должно происходить на основе принципа активного приспособления личности к окружающей среде. Среда при этом понимается очень широко и включает не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Вопрос о приспособлении человека к окружающей среде, с одной стороны, зависит от прирожденного запаса физических и духовных сил или «степени одаренности» (в современном понимании задатков), а с другой стороны, степени активности в отношении человека к окружающей среде. Личность при этом по психическому содержанию разделяется на эндопсихику (выражающие внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, внутренний механизм личности, в том числе темперамент, характер, умственная одаренность и т.д.) и экзопсихику (содержание ее определяется отношением личности к внешним объектам, к среде в широком смысле). В программе А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка детально расписан порядок и вопросы, по которым выстраивается изучение личности в ее отношениях к среде, что нами используется при содержательном наполнении направлений исследования личности в контексте культуры.

 

Исследование знаковых систем как средства передачи культурного  опыта

Л.С. Выготский и его  ученики, развивая культурно-историческую психологию, рассматривали развитие личности как присвоение (интериоризацию) ребенком человеческой культуры, опыта, способов действия. Отсюда вытекает постановка в центр исследования «переход от социального воздействия вне личности к социальному воздействию внутри личности» [19], которое во многом опосредуется через знак. Отсюда вытекает важность исследования культурно-исторического опыта и сложившихся в процессе наработки этого опыта знаковых систем, опосредующих социализацию человека. Именно поэтому в нашем исследовании уделялось особое внимание знаковым системам в традиционной культуре, выраженной в формах фольклора, обрядности, знаках-символах.

 

Культура формирует  личность, личность транслирует культуру

В концепции Б.Г. Ананьева заложена идея комплексного изучения всей жизни  человека как субъекта деятельности через его взаимодействие с социальным окружением и природой. Психическое исследуется и как субъективное отражение объективной действительности и как внутренний мир человека посредством изучения самого человека как субъекта деятельности, реально существующего в системе общественных отношений и взаимодействия общества с природой. При этом Б.Г. Ананьев отмечает, что «именно в деятельности осуществляются циклы интериоризации и экстериоризации как освоения исторического опыта и среды обитания, так и создания собственной среды развития посредством производства материальных и духовных ценностей общества» [20]. Таким образом, с одной стороны, традиционная культура и региональные условия в деревне нами рассматриваются как факторы и условия, детерминирующие развитие личности (интериоризация), а с другой стороны, личность нами рассматривается как носитель и транслятор культуры (экстериоризация).

 

20)Семья как специфическая педагогическая система

 

 

 

 

 

Взгляды на воспитание в эпоху Ренессанса - Эразм Роттердамский особенно отмечал  ценность гуманистических аспектов культуры, например литературы, изящных искусств и науки. Он также делал упор на физическом воспитании, которым пренебрегали в средние века. Взгляды Коменского - цель воспитания заключается в том, чтобы растить практично мыслящих христиан, постигших всю доступную мудрость, и осуществить мирное единение всего мира, основываясь на христианстве. Взгляды Руссо - эпоха Просвещения - цель воспитания, по Руссо, заключается в том, чтобы естественно развивать людей, устраняя факторы, мешающие естественному развитию их естественных способностей, таких, как ограничения, наложенные общепринятой культурой, а также нравственными и религиозными учениями. Отстаивал также необходимость воспитания людей как будущих членов общества. Взгляды Канта - Кант утверждал также, что воспитание не должно ставить своей целью приспособление людей к какому-нибудь конкретному обществу, оно должно быть более общим, направленным на совершенствование человечества, то есть космополитичным. Коммунистическое воспитание - Карл Маркс и Владимир Ильич Ленин - цель коммунистического воспитания заключается в формировании людей, преданных идее строительства коммунистического общества. Идеальный образ человека - всесторонне развитый человек. Демократические взгляды - цель демократического воспитания заключается в том, чтобы совершенствовать характер и повышать ответственность граждан. Образ идеальной личности при этом - демократическая личность с развитыми способностями. Теория воспитательных систем – Караковского, Монтессори, Ушинский, Селиванова, Колесникова, Воропаева, Крупская и Луначарский … Психоаналитическая т. – Гезелл, Фрейд, Эриксон. Поведенческая – бихевиористская – Локк, Уотсон, Скиннер. Биологическая – генетическая – Лоренц, Кеннел. Социоэнергитическая – культурно-родовая – Выготский, Флоренский, Радьяр, Тубельский, Сухомлинский. Гуманистическая – Маслоу, Роджерс…


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"