Шпаргалка по "Психологии семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 16 вопросов по дисциплине "Психология семьи".

Работа состоит из  1 файл

Ответы (1).docx

— 40.37 Кб (Скачать документ)

8. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ  К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ,  ТИПЫ, ВЛИЯНИЕ НА  ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий  характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение  включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление  о ребенке, которое определяет особенности  родительского восприятия, способ общения  с ребенком, характер приемов воздействия  на него. Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга  при отсутствии подлинного интереса к ребенку; Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся». Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку и степень контроля за его поведением. Выделяются четыре типа воспитания:

Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень  контроля);Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля);Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля); Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля). Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

• уровень  протекции – мера занятости родителей  воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;

• полнота  удовлетворения потребностей (материально-бытовых  и духовных);

• степень  предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;

• степень  запретов – мера самостоятельности  ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;

• строгость  санкций – приверженность родителей  к наказаниям как приему воспитания;

• устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний,резкости смены приемов воспитания.

9. СЕМЬЯ И РЕБЕНОК:  ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА  ОТНОШЕНИЙ

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных  направлений личностного развития взрослого человека. Главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность. Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка. Формирование родительской позиции означает окончательное приобщение к взрослому поколению; принятие беременности обоими супругами; их готовность к изменению структуры семьи и освоению новой социальной роли, готовность к той высокой ответственности и тем многочисленным обязанностям матери, отца, которые она несет с собой; возникновение привязанности к будущему ребенку. Ситуация беременности, рассмотренная с психологической точки зрения, включает следующие структурные элементы: сознательную установку на беременность как на желанную или нежеланную; наличие или отсутствие спонтанного влечения к материнству; оценку социальной ситуации как благоприятной или неблагоприятной для беременности. Проблемные родительские позиции могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку – связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем. Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене – любовь, уважение, нежность, разделейность чувств. Новорожденность. Некоторые психологи придают особое значение бондингу – раннему естественному контакту с ребенком сразу после рождения. Младенчество. Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяют его основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте и т.д. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым составляет основу психического развития в младенчестве. Ранний возраст. Родитель поддерживает и одобряет новые способности самостоятельного передвижения ребенка – ходьбы, бега, лазания и спуска по лестнице. На первых порах это трудные, волнующие, не всегда удачные для ребенка действия, и эмоциональная поддержка ему просто необходима. На втором-третьем году жизни возникают новые виды деятельности ребенка – игровая, продуктивная. Дошкольный возраст – сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Младший школьный возраст. Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Юношеский возраст. Молодость детей. Социальная ситуация «порога взрослой жизни» требует от молодого человека решения важнейших, в прямом смысле судьбоносных вопросов профессионального и социального самоопределения.

10. ПРАРОДИТЕЛИ (БАБУШКИ  И ДЕДУШКИ) В  СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

Взаимоотношения поколений можно рассматривать  в различных аспектах: как исторически  и культурно изменчивое явление; как психологическое наследование; как личные отношения прародителей и их детей и внуков. Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. В так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколения был тесно связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи молодым. Связь старших и младших поколений в обществе и семье как механизм психологического наследования. Карл Густав Юнг одним из первых обратился к идее понимания бессознательной сферы психики человека как жизненно необходимого источника мудрости, норм, ценностей, правил. В свою очередь швейцарский психолог А. Зонди говорит о «родовом бессознательном» как форме психической наследственности. Человек в жизни стремится реализовать притязания своих предков – родителей, дедов, прадедов. Близкие идеи о роли «родительского программирования» в судьбе человека развивает американский психотерапевт Э. Берн. Описывая различные варианты воздействия семьи, отдельных ее членов на личность ребенка, он использует понятие-метафору «сценарий»: «Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется... еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Личные отношения прародителей и их детей и внуков. Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста. Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:

• формальные – строят отношения в соответствии с социальными предписаниями  о роли старшего в семье;• суррогатные  родители – берут на себя ответственность  и заботу о внуках;• источник семейной мудрости – осуществляют связь с семейными корнями;•  затейники – организуют отдых  и досуг внуков;• отстраненные – редко включены в реальную жизнедеятельность  семьи детей и внуков.

11. СЕМЬЯ КАК РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА ДЛЯ РЕБЕНКА  С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Обвинения родителями себя и других в случившемся, агрессивные проявления и периоды  упадка жизненных сил перемежаются повседневными заботами о ребенке. Часто семья оказывается не в  состоянии принять сложившуюся  ситуацию. Родители испытывают страх  за будущее своего ребенка. Как правило, с ребенком остается мать. В неполной семье формируется замкнутая  система «ребенок–родитель», которая  функционирует как единое целое. Эффективность реабилитационных мероприятий во многом зависит от участия и матери, и ребенка. Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. Наличие заболевания оправдывает и усиливает заботу родителей, особенно матерей. Неуверенность и обеспокоенность матери провоцирует у ребенка страх, который подчеркивает и усугубляет его состояние.  Неуверенность в себе, в своих родительских возможностях пагубно сказывается на всем общении с ребенком. Итак, можно выделить два основных типа отношений родителей к больному ребенку – это максимальная самоотдача, когда жизнь семьи строится в полном соответствии с потребностями ребенка, и отстраненность родителей, полная или частичная передача ответственности за него государственным учебным и медицинским учреждениям.

12. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов. В чем суть процесса, возникающего между человеком и семьей? Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций? Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования? Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента? Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи? Основные стадии процесса консультирования: Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. Основной этап консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, – структурная семейная терапия С. Минухина.В основе этого подхода лежат три аксиомы.

• Осуществляя  психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться  как ее подсистема.• Терапия семьи  изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого  из членов семейной системы.• Работая  с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает  терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.

13. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ  СЕМЬИ

Социально-психологические  проблемы семьи можно свести к  трем основным группам: добрачные (часто  являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей  и родителей.

Одним из главных  направлений работы практического  семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и  надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период

Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:

первая –  позволяет исследовать оценку юношами  и девушками себя как будущих  супругов и родителей; вторая – направлена на оптимальный подбор пар для  знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские  отношения в перспективе. Методы диагностики супружеских отношений

Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную  оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих  опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер).Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова).

Методика  «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская).

Методика  «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность. Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью. Диагностика детско-родительских отношений. Дети остро реагируют на все изменения в семье.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии семьи"