Шпаргалка по "Основным направлениям психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание

1.Гештальттерапия. Основатель: Соломон Белз
2. Когнитивная терапия. Основатель: Араам Берн.
3. Поведенческая терапия — одно из ведущих направлений современной психотерапии. Основана на теории научения А.Бандуры.
....
7. Аутогенная тренировка), метод психотерапии.

Содержание

1.Гештальттерапия
2. Когнетивная терапия
3.Поведенческая терапия
4.Клиецентрированая терапия
5.Групповая терапия
6. Позитивная терапия
7. Аутогенная тренировка

Работа состоит из  1 файл

2_modul_po_psikhoterapii_po_temam.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

1.Гештальттерапия

Основатель: Соломон Белз

Г-пия – это помощь человеку в поиске способности получать удовольствие от жизни в настоящее сдесь и теперь не откладывая радость и счастье на определенное когда-нибудь потом. Целью г-пии является стать ответственным и зрелым оставаясь спонтанным. Модели психотерапии по Белзу:

  • Нормы и патологи
  • Мин. Роста клицентрированная норма – стремление быть выше нормы.
  • Просветления

Гештальт-терапия (фигура, образ, личность) — направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз.

Ф. Перлз разрабатывал гештальттерапию, опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, восточную философию, теорию поля и теорию гештальтпсихологии.

Гештальттерапевт фокусирует внимание клиента на осознании процессов протекающих «здесь и теперь», в каждый момент настоящего времени. гештальттерапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств. Методы гештальттерапии направлены на развитие целостного образа человека в пяти сферах его жизни (пентаграмма С. Гингера):

*физической (все аспекты материальной и физической жизни человека: материальное благополучие, физическое здоровье, сексуальная зрелость),

*эмоциональной (сфера эмоциональных переживаний, чувства и способность к их выражению и пониманию),

*рациональной (способности к рациональному мышлению, планированию, анализу, способности к творчеству, умение предвидеть и создавать себя и окружающий мир),

*социальной (отношения с другими людьми, культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека),

*духовной (место и знания человека о самом себе и окружающем космосе, знание законов жизни и духовные ценности и смыслы, на которые опирается человек).

Основные приемы работы и техники гештальттерапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама. Некоторые приемы работы пересекаются с другими направлениями психотерапии, например, известная техника работы с клиентом «горячий стул» (или «пустой стул»).Основными результатами гештальттерапии являются расширение осознавания и способность присваивать собственный опыт. Расширение осознавания — очень медленный процесс. Ритм осознавания индивидуален. Способность присваивать собственный опыт описывается в гештальтерапии с помощью цикла опыта. Цикл опыта — это каждый конкретный контакт с окружающим миром. Дж. Зинкер выделяет шесть этапов:

ощущение;

осознавание;

мобилизация энергии  или возбуждение;

действие;

контакт;

отступление.

Задача терапевта  состоит в том, чтобы помочь понять, как и где система «тормозит» свое движение и как использовать коллективное осознавание и энергию, чтобы преодолеть место торможения системы.

2. Когнитивная терапия

Основатель: Араам Берн.

КТ- подход к особенному клиенту, обладающему высок. у-ню  интеллектуальному равновесию склонности к рефлексии и самоанализу.

Черты терапии:

1.когнитивная ориентация – пробл. истекают из нарушен. мышления. Клиента необходимо научить правильно мыслить.

2.Проблемная ориентация – направленность на решен. Конкретных проблем.

3.Психотерапевтическая – является разновидностью обучения.

4.Обязательное домашнее задание.

Искажение мы-ния  назыв. «неадаптивными мыслями»- слабо осознаны, трудно доступны и устойчивы.

Берн  искажение:

1.произвольн. заключение

2. изберательное  абстрагирование

3.сверхгенерализация

4.приувеличение  или минимизация

5. персонализация приписывание себе ответственности за по-ние других людей.

6. дихотенамическое  мы-ние 

7. принятие на  свой счет.

Этапы психотерапии:

Идентификация – использ. Техника сосредоточения на мыслях . Пациентов просят набл. За возникающ. Неадаптивными мыслями. Терапвт использует сократический диалог – задает наводящие вопросы.

Отделение- пациент должен встать на объективную позицию по   ооотношению к собственным мыслям, посмотреть на них со стороны.

Проверка  истенности неадаптивных мыслей

Замена неадаптивных мыслей на адаптивные

Модели  разных заболеваний:

1.КОГНИТИВНАЯ М-ЛЬ ДИПРЕССИИ: * негативный взгляд на мир, *на будущее, * на себя.

2.ТРЕВОЖНЫЕ РАССТОЙСТВА: существующую воспринимаемую позицию как опасную, когнитивное содержание вращается вокруг.

3. Фобические ра-ва: готовность воспринимать определен. Ситуацию  как опасную.

4. Суицидальное поведение: высокий уровень безнадежности и трудности в восприятии решений.

Техники КТ:

  1. Проверка обоснованности автоматич. Мысли, следствиями из нее. – декатострафация (те-ка что если?).
  2. Сравнение с другими
  3. Ме-д катарсиса
  4. Ме-д идентификации
  5. Ме-д отвлечения
  6. Децентрация
  7. Ме-д записи событий дня
  8. Имогинальная те-ка
  9. Ме-д разыгрывание ролей
  10. Ме-д  3-х колонок.

 

3.Поведенческая терапия — одно из ведущих направлений современной психотерапии. Основана на теории научения А.Бандуры .В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы психологических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Цель п.п. устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. П.п. применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом. П. п является директивной и структурированной формой психотерапии. Её этапами являются: анализ поведения, определение этапов, необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка новых навыков поведения, отработка новых навыков поведения в реальной жизни. Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у пациента, а изменение его поведения.

 

Завершение терапии

терапия, ориентированная  на изменение поведения, не устраняет  раз и навсегда проблемы клиента. Целью терапии является научение тому, как справляться с трудностями  то есть, «стать своим собственным  психотерапевтом»Терапевт обучает  клиента распознавать признаки возникновения или возвращения проблемы, поскольку это позволит клиенту принять заблаговременные меры для того, чтобы справиться с проблемой или, по крайней мере, уменьшить негативный эффект этой проблемы.

4.Клиент-центрированая психотерапия

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный К. Роджерсом . Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес ее автора к методам, которые способны изменить поведение. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Позже Карл Роджерс акцентировал свое внимание на тех методах, которые позволяют терапевту лучше разобраться с тем, что происходит с пациентом в процессе лечения. подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею — понять самовосприятие клиента. Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.

Терапевтические условия

Для того, чтобы  осуществить конструктивные изменения в личности клиента К. Роджерс предложил шесть терапевтических русловий:  *Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. * Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. * Психотерапевт гармоничен или интегрирован.  *Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту.  * Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. *Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. 

Подход Роджерса используется при консультировании и терапии в таких областях как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент. Терапия, центрированная на клиенте до сих пор весьма популярна, и останется таковой, без сомнения, еще много лет.

Клиент  центрированная терапия - гуманистическое  направление в психотерапии. 
Одним из известных подходов, принадлежащих к гуманистическому направлению в психотерапии, разработанная.  
Основные положения теории Роджерса клиент центрированная терапия. 
Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.  
Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации.  
Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии, клиент центрированной терапии, является понятие Я-концепции. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Например, Я - добрый, общительный, привлекательный, насмешливый, любящий развлечения. 
Условия эффективной помощи людям. 
Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Групповая  терапия

Г. т.  — это форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, психотерапевтической работы.

Групповая психотерапия — это использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. Специфика групповой психотерапии заключается в том, что одним из основных психотерапевтических инструментов является сама группа людей, их опыт, чувства и взаимоотношения между собой. Г. п. не является самостоятельным направлением психотерапии, она представляет собой форму работы с группой, которая может опираться на различные теоретические подходы (гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, психодинамическое направление ) Некоторые направления психотерапии разрабатывались изначально как групповые (например, психодрама, соцодрама).

Одним из ключевых понятий групповой психотерапии является групповая динамика — это совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая также и группового психотерапевта.

К процессам групповой динамики относятся:

руководство,

лидерство,

формирование  группового мнения,

сплочённость  группы,

конфликты между  участниками группы,

групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Психотерапевтическая  группа как живой организм, проходит 4 фазы развития:

*  Фаза ориентации и зависимости. Участники присматриваются друг к другу и к ведущему, ориентируются в новой для себя обстановке. Группа ориентирована на ведущего и ждёт от него конкретных указаний и инструкций.

Фаза  конфликтов. Начинается активное распределение основных ролей в группе, возникает напряжение и агрессия. Участники начинают относиться друг к другу враждебно и слабо ориентированы на конструктивную помощь друг другу.

Фаза  сотрудничества и целенаправленной работы. У участников появляется чувство принадлежности к группе, вырабатываются общие ценности. В группе появляется доверие и искренность в выражении собственных мыслей и чувств. группа обретает способность обеспечивать развитие личности её членов.

Фаза  завершения (умирания) группы. После того как группа выполнила свою задачу её работа подходит к логическому завершению. Группа распадается или может продолжить работу в другом составе и с другими задачами.

Длительность  групповой терапии зависит от потребностей группы и теоретической ориентации терапевта. В среднем курс групповой терапии составляет 15–25 встреч (длительность одной встречи от 1,5 до 3–4 ч). По количеству участников оптимальной считается группа 8–12 человек.

Групповая психотерапия позволяет решить многие проблемы, среди которых:

проблемы взаимоотношений (с родителями, детьми, с противоположным полом, коллегами и т.д.);

депрессии, тревожность, страхи, одиночество;

психосоматические заболевания;

различные кризисные  состояния

и многое другое. Опыт, полученный в ходе работы психотерапевтической группы, участник легко включает в повседневную жизнь. Человек становится более раскрепощённым, уверенным в себе и в своих силах. Участие в групповая психотерапии может стать первым шагов в новую и осознанную жизнь.

 
 

6. Позитивная терапия

Позитивная  психотерапия — один из широко известных методов современной научной психотерапии, был основан в 1968 году  Н. Пезешкианом. Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам которые преследует в основном следующие цели:

лечение (психотерапевтический аспект),

воспитание и  профилактику (педагогический аспект), развитие межкультурального сознания (транскультурально-социальный аспект)

и взаимодействие и интеграцию различных психотерапевтических направлений (междисциплинарный аспект).

Три принципа позитивной психотерапии

Метод позитивной психотерапии основывается на 3-х принципах:

-принципу надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека.

-Принципу баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности, результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека.

-Принципу самопомощи соответствует 5-шаговая метамодель, используемая как стратегия гармонизации, адаптации и развития личности — вначале, в самом процессе психотерапии, и потом, в дальнейшем процессе самопомощи человека себе и своему окружению: своему партнёру, своей семье, своей организации, своей общине и т. д.

Преимущества  позитивной психотерапии

Конфликтоцентрированная терапия

Краткосрочность (25-40 сеансов),

Универсальное применение к проблемам,

Интернациональность,

Рассматривает человека как целостную систему,

Использование метафор, притч как инструмента,

Клиенту отводится  активная роль,

Ориентирована на будущее,

Работает с  проблемами терапевтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Аутогенная  тренировка

 

АУТОГЕННАЯ  ТРЕНИРОВКА -(аутогенный тренинг), метод психотерапии. Посредством максимального мышечного расслабления в сочетании с самовнушением больной обучается воздействовать на свое физическое и психическое состояние. Применяется также здоровыми для кратковременного отдыха и др.

Аутогенная тренировка —психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате дистресса.

Основы  аутогенной тренировки

Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). Являясь «родственницей» гипнотерапии, АТ выгодно отличается от последней тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом. В качестве лечебного метода, АТ была предложена И. Шульцем 1932 году.

Лечебный эффект АТ обусловлен возникающей в результате релаксации трофотропной реакции, сопровождающейся повышением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что в свою очередь способствует нейтрализации негативной стрессовой реакции организма. АТ разделяется на «низшую» ступень, включающую упражнения на релаксацию и самовнушение, и «высшую», направленную на введение пациента в трансовые состояния разной глубины и интенсивности. Высшую ступень .

Низшая ступень  аутогенной тренировки

При занятиях низшей ступенью аутотренинга, пациент, в одной  из трех начальных поз (поза «кучера», лежа или полулежа), поочередно практикует шесть разновидностей упражнений.

Упражнение  «тяжесть» — на расслабление мышечного тонуса.

Упражнение  «тепло» — на расширение сосудов кожного покрова.

Упражнение  «пульс» — нормализуется сердцебиение.

Упражнение  «дыхание» — вырабатывает спонтанное и равномерное дыхание.

Упражнение  «солнечное сплетение» — нормализуется кровоснабжение внутренних органов.

Упражнение «прохладный  лоб» — головная боль ослабляется и/или прекращается.

Ключевым для  упражнений АТ низшей ступени является понятие 'переключения' - Д. Мюллер-Хегеманн определяет его как снижение активности коры головного мозга, возникающее в результате сосредоточения на формулах АТ. 

Классификация формул аутогенной тренировки

Луте  разделяет формулы АТ на пять категорий:

нейтрализующие — культивируют безразличие к раздражающему фактору («глотание все равно»)

усиливающие — активизирующие скрытые мыслительные процессы («я проснусь, когда захочу в туалет» — при энурезе);

абстинентно-направленные — снимающие аддиктивную зависимость («я никогда не выпью ни капли спиртного»);

парадоксальные — использующие эффект «обратного действия» формул внушения;

поддерживающие — самые мягкие, стимулирующие развитие положительных качеств личности.

Показания и  противопоказания

Аутотренинг показан  при лечении неврозов, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний, прежде всего при неврастении. Низкие результаты АТ показывает при лечении истерии, психастении и ипохондрических синдромов. Данная методика практически неэффективна при лечении компульсивного синдрома у больных неврозом навязчивых состояний.

Хороший результат  аутогенная тренировка показала при  лечении заболеваний, имеющих основой  эмоциональное напряжение, а также  напряжение гладкой мускулатуры — бронхиальной астме. Удовлетворительные результаты получены при использовании АТ в лечении язвенной болезни желудка.

Использование аутотренинга непоказано при состояниях неясного сознания и бреда, острых соматических приступах ивегетативных кризах.


 

 

 

 

Темы:

1.Гештальттерапия

2. Когнетивная терапия

3.Поведенческая терапия

4.Клиецентрированая терапия

5.Групповая терапия

6. Позитивная терапия

7. Аутогенная тренировка

 


Информация о работе Шпаргалка по "Основным направлениям психотерапии"