Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 10:58, шпаргалка

Описание

Направление психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Гештальтпсихология. Основные имена. Основные достижения

Работа состоит из  1 файл

Экзамен Психология Microsoft Office Word (2).docx

— 137.92 Кб (Скачать документ)

Цель деятельности возникает  у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий  и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки  любой ситуации и встать над задаваемой ею детерминацией, вписывая ее в более  широкий контекст общественно-исторического  бытия, и тем самым найти средство, выходящее за пределы возможностей данной детерминации. Деятельность постоянно  и неограниченно преодолевает лежащие  в ее основе «программы», поэтому  ее нельзя ограничивать преобразованием  наличной действительности по уже установившимся культурным нормам. В этом обнаруживаются принципиальная открытость и универсальность  деятельности — ее нужно понимать как форму исторического культурного  творчества».  
«Долгое время «деятельность» подводилась под категорию процесса, и этим определялись методы ее изучения. ...В этом состояла одна из двух основных причин, которые приводили к неудачам в исследовании деятельности. Второй причиной было то, что деятельность... рассматривалась как достояние индивида, как производимая им, а индивид по отношению к ней выступал как деятель.  
Мы рассматриваем деятельность... как очень сложную структуру, составленную из разнородных элементов и связей между ними...  
Можно представить в виде единицы деятельности весь социальный организм в целом; это будет универсум деятельности. Структура подобной единицы будет охватывать вещи, самих людей и процессы их изменения; люди в этом случае будут элементами деятельности. Мы считаем такое, социологическое представление деятельности исходным в ее теории».

Методологические  проблемы теории деятельности  
- деятельность и общение

- проблема анализа деятельности

- деятельность как объяснительный  принцип и как предмет исследования

- теория деятельности  как «неклассическая» психология 

 

Взгляды, ценности и практика деятельного подхода 

В поведенческом подходе  к жизни в целом, к людям  и делам в частности решение  и действие важнее страхов и прочих чувств: ощущения и переживания - это  любопытно, но не более. Объективные  вещи и поставленные задачи важнее субъективных отношений. Для поведенческого подхода психология, как содержание внутреннего мира человека, всегда вторична от жизни. Реальность, деятельность определяет сознание, определяет внутреннее. В управлении внутренним состоянием это подход от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству. В консультировании поведенческий подход - это перевод сообщений с языка чувств на язык действий и, вместо глубинного анализа прошлого - работа с актуальным поведением

В деятельном подходе к  жизни в целом, к людям и  делам в частности, решение и  действие важнее страхов и прочих чувств.

Я боюсь... - Ну, бойся, что  ты мне про чувства-то рассказываешь... Ты скажи главное - сделаешь или нет?

Ощущения и переживания - это любопытно, но не более.

Мне больно. - Насколько больно, идти можешь? Могу... Значит, иди!

Объективные вещи и поставленные задачи важнее субъективных отношений.

У нас как-то не сложились  отношения. - Ты хочешь об этом поговорить? Подойди после работы, обсудим, а  пока займитесь делом.

Для деятельного подхода  психология, как содержание внутреннего  мира человека, всегда вторична от жизни. Реальность, дела. деятельность определяют сознание, определяют внутреннее.

Если хочешь хорошо выступить, в первую очередь подготовься. Психология как внутренняя настойка - тоже важно, но начинать нужно с реальности: со знания материала. Почему этот оратор так красиво и уверенно выступает? Секрет прост: во-первых, он профессионал в своем деле и знает, о чем  говорит. Во-вторых, выступать он учился и имеет опыт. Будет такой же опыт у тебя, станешь выступать  так же.

В управлении внутренним состоянием – это подход от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству.

Не сутулься, расправь плечи  и подними голову. Тот, кто распрямился, начинает чувствовать себя более  уверенно.

Когда о своей уверенности  говорят мужчины, они чаще имеют  в виду свое поведение. Они могут  говорить и о своем чувстве  неуверенности, но за этим они видят и их реально беспокоит, как он держится, как звучит, как выстроено его поведение. Мужчина уверен, что если он научится уверенно себя держать, говорить, действовать, это даст ему и нужный внутренний настрой.

В консультировании деятельный подход - это перевод сообщений  с языка чувств на язык действий. В выборе "разбираться с прошлым" или "менять актуальное поведение" деятельный подход занимается актуальным поведением

Жертвенно-проблемный подход исходит из того, что за жалобами клиента обязательно стоит серьезная глубинная проблема, без решения которой человек не может быть вполне здоровым.

С жертвенно-проблемным подходом обычно связана медицинская модель психотерапии, клиент находится в позиции Жертвы, психотерапевт работает преимущественно с его прошлым.

Личностно-деятельный подход: взрослый и разумный человек свою жизнь строит сам, ставя цели и находя средства для их решения.

Качество жизнь определяется не наличием/отсутствием проблем, а  тем, как активно и умно ее человек  строит. Жалуются дети, все списывают  на проблемы безответственные люди, взрослые и разумные люди учатся жить и строят свою жизнь сами.

Чем больше жертвенно-проблемного  подхода, тем больше собственно психотерапии. Где начинается личностно-деятельный подход, там психотерапия заканчивается. Клиент - в позиции Автора, психолог (коуч) работает преимущественно с его настоящим и будущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№21 Направление психологии периода ее развития как самостоятельной науки.Гуманистическая психология. Основные имена. Основные достижения.

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

·  А. Маслоу

·  К. Роджерс

·  В. Франкл

·  Ш. Бюлер

·  Ф. Бэррон

·  Р. Мэй

·  С. Джурард

Предмет изучения .

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного  развития, вершины «самоактуализации».

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

·  человек целостен

·  ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

·  главной психологической реальностью являются переживания человека

·  человеческая жизнь - целостный процесс

·  человек открыт к самореализации

·  человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную  ситуацию и выбирающий способ поведения.

 

Каждое новое направление  в науке определяет свою программу  через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

 

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные положения нового направления - гуманистической школы  психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических  школ, сформулировал 

 

Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы", - писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

 

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"