После пройденного учащимися
комплекса упражнений по развитию образной
памяти проведенных на уроках русского языка
и повторного проведения трех методик
на контрольном этапе исследования, уровень
развития образной памяти у большинства
учащихся увеличился. У обследуемых младших
школьников на контрольном этапе исследования
преобладает средний уровень развития
образной памяти, всего у пятерых младших
школьников (33,3%) отметился высокий уровень
образной памяти, у двоих (13,3%) – низкий,
а у остальных восьмерых (53,3%) - средний
уровень развития образной памяти. На
констатирующем этапе высокий уровень
развития образной памяти получили два
учащегося, после повторного проведения
трех методик, количество младших школьников
с высокими показателями увеличилось
на 3 человека. ТОГДА УЖ ВСЕ ДАЙТЕ В %%.
В целом проведенная нами работа дала положительные
результаты, которые позволят младшим
школьникам перейти на более высокий уровень
развития образной памяти.
Экспериментальная реализация
комплекса занятий показала, что
предлагаемая система игр и упражнений,
заложенных в комплекс, эффективна
и дает положительные результаты.
Проведенная опытно - экспериментальная работа позволила
определить эффективность развития образной памяти в учебной деятельности младших
школьников средствами предмета «Русский
язык».
На основании полученных
выводов и результатов в проведенном исследовании мы дали рекомендации
родителям, и при выполнении этих рекомендаций
у младших школьников будет еще лучше
развито не только образная память, но
и интерес к обучению, творческое воображение
и мыслительные способности.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. – Минск: Вышейш. шк., 1980. – 175с.
- Бергсон А. Материя и память. – Ростов Н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. – 224с.
- Белявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. – Ростов Н.Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. – 235с.
- Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 288 с
- Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. -Уфа, 1985. – 143с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы). Под ред. Д.Б. Эльконина и др. – М., 1962. – 283с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Гомезо и др. – М.: Педагогика, 1982. – 295с.
- Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков; Моск. гос. обл. университет. - Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - 208 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М.: Педагогика, - т.4. Детская психология, 1984. – 432с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988. – 183с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. – 150с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996. – 143с.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 512 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. 254с.
- Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие / Л. Б. Ительсон. - Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2000. - 896 с.
- Йейте Френсис. Искусство памяти. С.-Петербург: Университетская книга. 1997. – 481с.
- Завалова Н.Д. и др. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1996. – 174с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – т.1: Психическое развитие ребенка. – 1986. – 318с.
- Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М., 1993. - 120с.
- Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. – М., 1967. - 167с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. Институтов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1964. – 478с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие для вузов / А. Н. Леонтьев. - Москва: Смысл: Академия, 2005. - 352 с.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. - 96с.
- Матюгин, И. Ю. Зрительная память: серия книг по развитию образной памяти / И. Матюгин, Е. Чакаберия. - Москва: Эйдос, 1993. - 70 с.
- Матюгин, Н. Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения / Н. Ю. Матюгин, И. К. Рыбникова. - Москва: Эйдос, 1996. - 60 с.
- Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3-х кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2001. - 688 с.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 1994. – 562с.
- Норман Д.А. Память и научение / Пер с англ. Под ред. А.В. Симонова. – М.: Мир, 1985. – 159с.
- Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 448 с. - (Учебник для вузов).
- Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: 1995.
- Островский, Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. - Москва: Вузовский учебник, 2007. - 384 с.
- Педагогическая энциклопедия. Т.3. - М.: 1963. – 217с.
- Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / П. А. Пономарев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 448 с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов средних педагогических учебных заведений / Психологический институт РАО ; сост. Е. Е. Данилова ; под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд. ; стер. - Москва : Академия, 2000. - 160 с.
- Психологический словарь. / Под ред. Карпенко А.А. – М.: Педагогика, 1991. – 780с.
- Петровкий А.В. Психология. Т.2. - М.: 1977. – 137с.
- Роговин М.С. Введение в психологию, М.: Высш. шк. 1969. – 215с.
- Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. – М.: Высш.шк. , 1966. – 168с.
- Розеб И.М. Что надо знать о памяти. - -3-е изд., доп. Минск: Нар. Асвета, 1982. – 128с.
- Розов А.И. Память. – М.: Знание, 1970. – 61с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966. – 423с.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии : практикум / Л. Д. Столяренко. - 5-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 704 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебник / Н. Ф. Талызина. - 3-е изд. ; стер. - Москва: Академия, 1999. - 288 с.
- Ткачева Т.А., Толмачев. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. – Красноярск: Изд-во КГПИ., 1998. – 88с.
- Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? // Вестн. Ассоциации "Развивающее обучение ". 1997. № 2. С. 48 - 65.
- Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1982. – 251с.
- Фейнгерберг И.М. Память и обучение. Учеб. пособие. – М.: ЦОЛИУВ, 1974. – 29с.
- Эльконин Д. Б. Связь обучения и психического развития детей // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. С. 78 - 92.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974. – 93с.
Приложение №1.
Диаграмма №1 – Уровни развития
зрительной памяти младших школьников
на констатирующем этапе исследования.
Приложение №2.
Диаграмма №2. Уровни развития процесса
зрительного воспроизведения
Приложение №3.
Диаграмма №3. Уровни развития кратковременной
слуховой памяти на констатирующем
этапе исследования.
Приложение №4.
Диаграмма №4. Общий уровень
развития образной памяти после проведенных
трех методик
Приложение №5.
Диаграмма №5 – Уровни развития
зрительной памяти младших школьников
на констатирующем и контрольном этапах
исследования.
Приложение №6.
Диаграмма №6. Уровни развития процесса
зрительного воспроизведения на контрольном
этапе исследования.
Приложение№7.
Диаграмма №7. Уровни развития кратковременной
слуховой памяти на контрольном этапе
исследования.
Приложение №8.
Диаграмма №8. Общий уровень
развития образной памяти на контрольном
этапе исследования.
Приложение№9
Диаграмма №9. Сравнительный анализ уровня развития
образной памяти средствами предмета
«Русский язык» на констатирующем и контрольном
этапах исследования.