Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:51, реферат

Описание

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 114.22 Кб (Скачать документ)

 

 

В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

 

 

В зависимости от временной  организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

 

 

В зависимости от упорядоченности  организации наблюдения: стандартизированное  и свободное. Стандартизированное  наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное  наблюдение не имеет заданной программы  и четких параметров.

 

 

 В психологических  исследованиях широко используется  гакже самонаблюдение, в котором  открываются собственные переживания,  чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

 

 Благодаря эксперименту  у психологии появилась возможность  для преодоления субъективности  в познании ее предмета, с введением  метода экспериментального исследования  она стала развиваться как  самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном  были выделены четыре основные  особенности экспериментального  метода:

 

 

Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие  от наблюдения, при котором наблюдатель  не может активно вмешиваться  в ситуацию;

 

 

Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

 

 

В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с  целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

 

 

Эксперимент позволяет варьировать  количественное соотношение условий  и осуществлять математическую обработку  данных.

 

 

 В психологии практикуются  следующие виды экспериментального  исследования:

 

 

Лабораторный эксперимент  проводится в специально создаваемых  и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях  используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность  получаемых данных. Недостатком этого  вида исследования является трудность  переноса результатов, полученных в  эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность  и абстрактность лабораторных условий  существенно отличаются от условий  жизнедеятельности человека;

 

 

Естественный эксперимент  снимает ограничения лабораторного  эксперимента. Основное достоинство  данного метода заключается в  сочетании экспериментальности  исследования с естественностью  условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит  отечественному психологу Р.Лазурскому;

 

 

Формирующий эксперимент  предполагает целенаправленное воздействие  на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может  иметь обучающий и воспитывающий  характеры;

 

 

констатирующий эксперимент  выявляет определенные психические  особенности и уровень развития соответствующих качеств.

 Кроме вышеперечисленных  основных методов в психологии  широко применяются методы вспомогательные: 

 

 

Беседа (интервью) — получение  информации в процессе непосредственного  общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная  регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

 

 

Тестирование — психологическая  диагностика, предполагающая стандартизированные  вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения  различных психических свойств  и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные  и многие др. Их применение требует  профессиональной психологической  подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они  публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

 

 

Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке  о единстве внутренних психических  процессов и внешних форм поведения  и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о  психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися  тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми  формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет  его личности, и контент-анализ, имеющий  своей целью выявление и оценку психологических характеристик  литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной  деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские  рисунки, которые дают возможность  понять эмоциональное состояние  ребенка, его отношение к окружающему  миру, родителям, к самому себе.

 

 

 Кроме перечисленных  методов, предназначенных для  сбора первичных данных о развитии  психики, в психологии используются  методы математической статистики, которые выступают как средства  повышения надежности, объективности  и точности получаемых результатов. 

1.4.Структура современной  психологии.

 

 В настоящее время  психология представляет собой  сложную и разветвленную систему  направлений научных исследований, структуру которой составляет  множество относительно самостоятельно  развивающихся отраслей. Расширение  и обогащение структуры психологии  определено влиянием двух факторов:

 

 

Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией  ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного  изучения новых психологических  реалий;

 

 

Во-вторых, развитие самой  науки, ее методов исследований позволяют  постоянно расширять горизонты  психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

 

 

 Особое положение среди  всех направлений занимает общая  психология, объединяющая различные  отрасли в целостное научное  знание. Изучая сущность и общие  закономерности возникновения, функционирования  и развития психики, она представляет  собой методологическую и теоретическую  основу всех психологических  дисциплин. Важное место в структуре  психологических знаний занимает  история психологии, в центре  внимания которой находятся процессы  развития представлений о природе  и сущности психики от древнейших  времен до наших дней.

 

 Отрасли психологии  принято квалифицировать по разным  критериям. 

Отрасли психологии, изучающие  психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

 

 

психология труда исследует  психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические  аспекты научной организации  труда;

 

 

медицинская психология изучает  психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

 

 

педагогическая психология рассматривает психологические  закономерности процессов обучения и воспитания;

 

 

юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую  психические особенности поведения  участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а  также пенитенциарную психологию, изучающую  психологию заключенного в исправительных учреждениях;

 

 

инженерная психология анализирует  процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

 

 

спортивная психология рассматривает  психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия  и средства их психологической подготовки;

 

 

отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

Отрасли психологии, изучающие  различные аспекты психического развития:

 

 

возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе —  ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

 

 

сравнительная психология изучает  закономерности, происхождение и  развитие психики животных и человека;

 

 

психология аномального  развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

Отрасли психологии, изучающие  отношения личности и общества:

 

 

социальная психология исследует  психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с  другом;

 

 

этнопсихология акцентирует  внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах  и т.д.

 

 

 Даже упоминание небольшой  части развивающихся в настоящее  время отраслей психологии позволяет  судить о том, насколько многогранна  эта наука. Вместе с тем психология  представляет собой единую научную  дисциплину, основанную на едином  предмете исследования и едином  методе и включенную в общенаучный  контекст.

1.5.Место психологии в  системе научного познания.

 

 Анализ основных тенденций  развития мирового сообщества  и прогнозы многих ученых сходятся  в том, что первый век третьего  тысячелетия будет веком расцвета  наук о человеке, веком человекознания  и обществознания. Б.Г. Ананьев  в своей книге «О проблемах  современного человекознания» писал,  что «об этом свидетельствуют  три важные особенности развития  современной науки, связанные  именно с проблемой человека:

 

 

Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в  целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

 

 

Возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная  специализация отдельных дисциплин  и их дробление на ряд все более  частных учений;

 

 

Современная наука все  более полно охватывает многообразные  связи и отношения человека с  миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

 В системе тех или  иных связей человек изучается  как продукт биологической эволюции—  вид Homo sapiens:

 

 

Субъект и объект исторического  процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;

 

 

основная производительная сила общества — субъект труда; субъект  познания, коммуникации, управления и  воспитания.

 Подобного многообразия  подходов к изучению человека  история науки еще никогда  не. знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания— специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.

 

 

 Наряду с процессом  дифференциации научного знания  о человеке наблюдается встречный  процесс интеграции. Тенденция к  объединению различных наук, аспектов  и методов исследования человека  в те или иные комплексные  системы ведет к возникновению  новых пограничных дисциплин  и соединению посредством их  многих ранее далеких друг  от друга областей естествознания  и истории, гуманитарных наук  и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики  к изучению человека приближаются  физико-математические науки. На  границах между биохимией, эндокринологией,  физиологией высшей нервной деятельности  и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией  происходит развитие бионики  с ее главным разделом —  моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов  внешней среды. На границах  между кибернетикой, физиологией,  психологией и педагогикой разрабатывается  теория программированного обучения.

 

 Наука и практика  испытывают потребность в единой  теории человекознания, в сближении  и интеграции всех средств  познания человека. Выдвижение проблемы  человека в качестве общей  для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.

 

 Преодолеть междисциплинарную  разобщенность в понимании человека, создать общую картину его  мира возможно только рассматривая  его как некую систему. В  своей книге «Человек как предмет  познания» Б.Г.Ананьев указывает:  «Человекознание — это та область,  где системный подход органически  обусловлен и интенсивно развивается.  Здесь должен осуществляться  синтез знаний, лежащих как бы  в разных плоскостях, но неизменно  пересекающих плоскость психологического  знания. В результате компоненты  психологического знания оказываются  включенными в исследования самых  различных гуманитарных и естественных  наук, а в психологии открываются  новые перспективы осмысления  психического». 

Информация о работе Психология как наука