Психологическая структура личности и характеристика её элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:11, реферат

Описание

Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие личности
Глава 2. Психологическая структура личности
2.1 Психические явления
2.2 Опыт личности
2.3 Регулирование поведения личности
2.4 Биологически обусловленные свойства и качества личности
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Психологическая структура личности.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

· речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

· эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность.

· чувства - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

2.4 Биологически обусловленные свойства и качества личности:

· антропологические признаки -- расовые, половые, возрастные и др.;

· физические особенности -- размеры тела и его структурно-механические свойства;

· внешняя анатомия тела;

· функционально-анатомические особенности;

· биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

· свойства и типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологическую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности3, которые являются производными от этих основных подструктур:

· Характер - это совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.

Характер можно представить  в виде общего качества личности, проявляющегося через отношения к людям, к делу, к вещам и себе. В характере отражаются все основные особенности личности.

Слово "характер" в  переводе с греческого означает «особенность, черта». Выделяют первичные черты, вторичные  черты и доминирующие черты. Вторичные  черты описывают человека в общем  плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т. д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т. д.

Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей — эмоциональные  качества. Все три составляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.

Темперамент, в свою очередь характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово "темперамент" произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четырех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название темпераментов: кровь (сангвие) — сангвиник; слизь (флегма) — флегматик; желтая желчь (холе) — холерик; черная желчь (мелано холе) - меланхолик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.

Учение о темпераментах  было создано И.П. Павловым. «Темперамент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума»4. Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов5, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику выдержка и самообладание; холерику— страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холерика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость6.

· Способности - психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Способности — это  психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью7. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т. д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности.

· Воля и волевые качества личности - форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

 

Заключение

При рассмотрении личности в качестве целого, свойства личности являются его элементами и составляют динамическую функциональную структуру личности. Ни отдельные черты личности, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Но изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате взросления, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Изменяться человек может как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, изменчивость черт личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности другими, и от изменения способов и степени этой компенсации. Например, дефект памяти у одного и того же человека в одном случае может компенсироваться вниманием, а в другом — сообразительностью. Таким образом, структура личности является динамической — изменяющейся, а не статической (неизменной). В трудах по психологии часто используется термин: «динамическая структура личности».

Специальные способности  нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди  них следует выделить педагогические, управленческие, лингвистические, организаторские способности и т. д. К специальным способностям относятся также познавательные, творческие, диагностические способности.

При оценке людей важно  определить наличие и уровень  развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называется талантом. 
Список использованной литературы

  1. Агафонов А.В., Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций. - М.:МГТУ ГА,2004 г.
  2. Краткий психологический словарь в формате HTML
  3. А.П.Тихонов, Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 2000, № 6.
  4. http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=1004 - «Мир вашего я» - психологический центр
  5. http://www.psychology.tu1.ru/?page=12
  6. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. , 1959, с. 122
  7. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
  8. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 38—42, 86—97; Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. , 1986; Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  9. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2., М.-Л., 1951, с. 85,
  10. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 18—39.

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. , 1959, с. 122.

2 Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

3 См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 38—42, 86—97; Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. , 1986; Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

4 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2., М.-Л., 1951.

5 См. подробнее: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 18—39.

6 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2., М.-Л., 1951, с. 85

7 См. подробнее: Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1977.


Информация о работе Психологическая структура личности и характеристика её элементов