Психологическая адаптация
военнослужащих к служебно-боевой деятельности
в условиях вооруженного конфликта
ВОПРОСЫ:
1. Приспособление военнослужащих
к условиям боевой деятельности.
2. Психологическая адаптация
ветеранов боевых действий.
Деятельность многих командиров
и начальников Вооруженных Сил
РФ связана с обеспечением адаптации
военнослужащих как к служебно-боевой
деятельности в условиях вооруженного
конфликта, так и их последующей
реабилитации, что требует от них
сбалансированной, целенаправленной и
непрерывной работы.
1
Термин «адаптация» чрезвычайно
широк и применяется в различных
областях науки. В целом же адаптация
проявляется в возникновении
приспособленческих форм поведения
человека, при переменах обстановки.
Психологи употребляют этот термин
как определение постоянного
процесса активного приспособления
индивида к социально-психологическим
условиям существования. Другими словами
адаптация понимается и как процесс,
и как состояние. При этом различаются
состояние устойчивой психологической
адаптации и переадаптации.
Устойчивая психологическая
адаптация - процесс приспособления
всех психических функций человека
к психологическому климату новых
условий среды с целью получения
максимального удовлетворения, самораскрытия,
снижения эмоционального напряжения и
т.д. Данное состояние военнослужащий
испытывает в привычной для себя
среде обитания и службы до участия
в вооруженном конфликте.
Вооруженный конфликт является
мощнейшим фактором дезорганизации
психической деятельности, регулирующей
поведение военнослужащего в
привычных условиях. У него появляются
новые психические реакции. Этот
дезорганизующий импульс является
сигналом, включающим механизмы регуляции
и компенсации, в результате чего
происходит организация нового уровня
психической деятельности личности
в соответствии с изменившимися
условиями ее функционирования. Это
состояние называется переадаптацией
личности военнослужащего.
Психологическая переадаптация
- это процесс перехода из состояния
устойчивой адаптации в привычных
условиях службы и быта в состояние
относительно устойчивой адаптации
в условиях служебно-боевой деятельности
во время вооруженного конфликта. Этот
процесс проходит несколько этапов.
Подготовительный этап адаптации
имеет место, когда военнослужащий
предполагает или знает о предстоящем
убытии в зону вооруженного конфликта,
а по временным рамкам он совпадает
с подготовкой подразделений
к участию в боевых действиях.
В содержательном плане этот
этап носит познавательный характер.
Военнослужащий накапливает информацию
о среде предстоящего пребывания,
условиях боевой деятельности. Важнейшим
условием формирования адаптивного
состояния на этом этапе является
деятельность командиров и начальников,
направленная на доведение до военнослужащих
своевременной и достоверной
информации о предстоящих событиях.
В зависимости от уровня мотивации
на выполнение служебно-боевых задач
в условиях вооруженного конфликта
познавательное поведение военнослужащего
может носить активно-целенаправленный
или пассивный характер. При этом
необходимым условием выбора военнослужащим
того или иного типа познавательной
стратегии являются его индивидуально-личностные
качества.
Этапу стартового психического
напряжения соответствует период служебно-боевой
деятельности военнослужащего по прибытии
в зону вооруженного конфликта, но перед
участием в боевых столкновениях
с противником (предбоевое возбуждение).
Схожее состояние может испытывать
спортсмен перед началом соревнований.
Этот этап можно считать пусковым
механизмом процесса переадаптации. В
это время происходит внутренняя
мобилизация психических ресурсов
военнослужащего для их предстоящего
использования в условиях боевых
действий.
Психическая напряженность,
однако, выполняет конструктивную,
мобилизующую функцию лишь в том
случае, когда у военнослужащего
имеется чувство относительной
уверенности в себе и в своих
силах, сформированных в предбоевой
период и соотнесенных с индивидуальными
качествами личности. В противном
случае напряженность нарастает
на фоне повышенной тревожности, окрашенной
негативными переживаниями, что
впоследствии также негативным образом
проявится на последующих стадиях
адаптации.
Этап острых психических
реакций входа - является стадией
адаптационного процесса, на которой
военнослужащий, выполняя служебно-боевые
задачи в условиях вооруженного конфликта,
непосредственно начинает испытывать
на себе стресс-факторы боя. Временные
параметры этого этапа, как правило,
не превышают 2-3 месяцев. На данном этапе
военнослужащий начинает испытывать состояние
фрустрации и происходит активизация
адаптационного механизма.
Далее, как показано на схеме,
прохождение этапа острых психических
реакций входа обусловливает
два возможных пути развития адаптационных
процессов:
1. Этап переадаптации или
перехода в состояние относительно
устойчивой адаптации к боевым
условиям;
2. Этап неустойчивой психической
деятельности, который в свою
очередь может привести к глубоким
психическим изменениям.
Второй путь наиболее опасен
для психики военнослужащего
и характеризуется состоянием дезадаптивности,
которое может выражаться в неадекватном
реагировании и поведении военнослужащего,
обусловленных функционированием
его психики на пределе регуляторных
и компенсирующих возможностей или
же в запредельном режиме. В этом
случае, как правило, военнослужащему
требуется специализированная психологическая
и медицинская помощь.
Таким образом, разделяясь на
два противоположных по своему результату
пути, адаптационный процесс определяет
благополучие завершения служебно-боевой
деятельности военнослужащего в
условиях военного конфликта.
При развитии процесса переадаптации
в благоприятном направлении
военнослужащий вступает в этап завершающего
психического напряжения. Характерным
содержанием этого этапа является
своеобразная подготовка психики военнослужащего
к возвращению старых форм функционирования
и реакций. Завершение участия военнослужащего
в выполнении боевых задач, его подготовка
к убытию из зоны вооруженного конфликта
к месту постоянной дислокации сопровождаются
симптомами тревожности и напряженности
ожидания момента возвращения к
мирной служебной деятельности.
Этап острых психических
реакций выхода по своему функциональному
значению в некоторой степени
аналогичен этапу реакций входа.
Возвращение военнослужащего к
месту постоянной дислокации вновь
предполагает перестройку его психических
реакций и психической деятельности.
Причиной тому является несовпадение
ожидаемых военнослужащим и реально
существующих условий, с которыми он
сталкивается по прибытии из зоны вооруженного
конфликта. Во многом это связано
с посттравматическими изменениями
в структуре личности самого военнослужащего,
произошедшими после его участия
в боевых действиях. Этот этап характеризуется
широким спектром поведенческих
реакций от возвращения к состоянию
устойчивой реадаптации до дезадаптивного,
асоциального поведения.
Индивидуальные возможности
каждого военнослужащего к успешной
переадаптации в условиях вооруженного
конфликта различны. Их диапазон проходит
от весьма высокой способности к
быстрой и успешной реализации своего
адаптационного потенциала до полной
невозможности адаптироваться к
служебно-боевой деятельности в данной
среде (потенциальная склонность к
дезадаптивным состояниям). Исходя
из этого, необходимым этапом психологического
обеспечения адаптационных процессов
военнослужащих перед убытием в
зону вооруженного конфликта является
диагностика или оценка их адаптивных
способностей.
2
Не менее важным этапом
деятельности должностных лиц по
психологическому сопровождению адаптационных
процессов военнослужащих является
их работа по психологической адаптации
ветеранов вооруженных конфликтов
после их прибытия в места постоянной
дислокации. Успешность такого рода деятельности
во многом зависит от строгого соблюдения
общих принципов и правил по психологической
адаптации военнослужащих, участвовавших
в боевых действиях. Командирам и
начальникам, занимающимся такой деятельностью,
следует знать:
1. Перед началом работы
необходимо уделить достаточное
время для выработки собственного
представления о психологической
адаптации и прежде всего определить,
на что необходимо опираться,
преследуя цели адаптации - на
внешнюю деятельность или на
внутренние ресурсы.
Деятельность (как внешняя,
так и внутренняя) сама по себе является
уникальным способом адаптации и
независимо от конечного результата
создает предпосылки перестроек
системы регуляции, то есть в процессе
расходования собственных ресурсов
параллельно вырабатывается механизм
их пополнения.
2. Необходимо обратиться
к анализу собственного жизненного
и профессионально-служебного опыта.
То, что помогало находить выход
в новых, нестандартных ситуациях
взаимодействия с людьми (умение
выслушать, терпение, дар убеждения, доброжелательность,
любопытство, умение разглядеть сильные
стороны другого, побудить его к активным
действиям и т.д.), - будет помогать и при
работе с военнослужащими, принимавшими
участие в боевых действиях.
3. Необходимо тщательно
изучить нормативно-правовую базу,
определяющую и регулирующую
права ветеранов боевых действий,
особенно дополнительные права
и льготы данных военнослужащих.
В силу того, что данные военнослужащие,
как правило, высоко чувствительны
к нарушению своих прав, а иногда
даже склонны преувеличивать
их, требуя к себе особого отношения,
хорошее знание законодательных
актов позволит предотвратить
возможные конфликты и побудить
ветеранов воспользоваться предоставленными
льготами для повышения успешности
адаптационных процессов.
4. Следует знать сущность
и содержание основных психологических
понятий в области адаптации
военнослужащих, принимавших участие
в боевых действиях (стрессовое
состояние, посттравматический синдром,
стресс-факторы боя, диагностика
проблем адаптации, реабилитация,
профилактика стрессовых расстройств
и т.д.). Это позволит разговаривать
со специалистами по социальной
работе, психотерапевтами, реабилитологами
на одном языке, осуществлять
необходимое взаимодействие в
этой работе.
5. Необходимо также установить
отношения конструктивного взаимодействия
с организациями, занимающимися
проблемами военнослужащих - ветеранов
боевых действий (стационарными
лечебными учреждениями, общественными
организациями, социальными службами,
центрами медико-социальной помощи
и т.п.).
Вопросы успешности психологической
адаптации военнослужащих, участвовавших
в боевых действиях, во многом зависят
от согласованности действий широкого
круга специалистов.
6. Работа по психологическому
сопровождению процесса адаптации
ветеранов должна носить целенаправленный,
плановый и поэтапный характер.
Для этого необходимо четко
уяснить для себя содержание
этапов адаптационных процессов.
7. Нужно адекватно оценить
и при необходимости скорректировать
свое личное отношение (социальную
установку) и профессиональную
позицию во взаимодействии с
данной категорией военнослужащих.
В случае необходимости следует
провести коррекцию своей позиции,
используя один из предлагаемых
способов:
- познакомиться с достижениями
ветеранов, успешно преодолевших
травматический синдром, вызванный
участием в боевых действиях;
- найти позитивные последствия
участия данного военнослужащего
в вооруженном конфликте;
- настроить себя на
конструктивное взаимодействие;
- попытаться «разрушить»
свои негативные ассоциации, связанные
с восприятием военнослужащих - ветеранов
боевых действий;
- представить военнослужащего,
с которым вы работаете, успешно
адаптированным, как результат своей
профессиональной деятельности;
- проанализировать, как сформировались
ваши актуальные установки на
работу с военнослужащим и
не являются ли они результатом
усвоенных стереотипов мышления;
- убедиться в том, что
вы профессионально можете отличить
внешние атрибуты поведения ветерана
от его внутренней позиции.
8- Необходимо установить
доверительно-конструктивный контакт
с военнослужащим - участником боевых
действий, выбрать правильный стиль
и способы взаимодействия. По
возможности нужно исключить
все препятствующие этому процессу
моменты. Правильная оценка мимики,
жестов собеседника, простые и
понятные вопросы, задаваемые
вами, будут побуждать его к
полным и откровенным высказываниям.
Не нужно торопить события
и требовать от военнослужащего
немедленных ответов на ваши
вопросы. Не стоит опускать
руки, если доверительный контакт
с ветераном складывается не
сразу - может существовать масса
причин закрытости и недоверия
со стороны собеседника.
Помните, что диалог позволяет
точно определить источник и сущность
проблемы, прояснить чувства и
эмоциональное состояние военнослужащего-ветерана,
повысить его самооценку и активность
в разрешении проблем.
9. Следует вовлекать самих
военнослужащих в деятельность
по психологической адаптации.
Необходимо помнить о том, что
решение задач адаптации возможно
только в том случае, если военнослужащий
сам является активным участником
адаптационного процесса и стремится
к новой социально - служебной
интеграции. Как правило, военнослужащий
прилагает максимум усилий для
реализации решения, которое он
принял самостоятельно.