«Пренатальное развитие»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:49, реферат

Описание

Периоды пренатального развития, начало психической жизни, эмоциональная связь, начало воспитания – в ощущении себя родителями. Кого рожают курящие женщины?

Работа состоит из  1 файл

реф.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Пренатальное развитие»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса вечернего отделения, 2 группы

Смирнова Александра Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008г

Периоды пренатального развития

 

Период пренатального (дородового развития) традиционно подразделяют на три стадии:

Первый триместр - стадия зародыша (от оплодотворения до внедрения яйцеклетки в стенки матки – около двух недель) - эмбрион начинает развиваться, начинают формироваться голова, руки и ноги, он начинает двигаться; начинают развиваться отделы нервной системы, отвечающие за равновесие и ориентацию в пространстве; сердце начинает биться сильнее.
Второй триместр -  стадия эмбриона  (со второй до седьмой недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов) - голова развивается быстрее, чем остальные части тела; глаза реагируют на свет; начинают развиваться основные внутренние органы; ребенок реагирует на громкие звуки и музыку; он активно двигается, и вы уже можете это почувствовать; ребенок начинает слышать, и его способность к обучению значительно увеличивается; появляются первые признаки наличия памяти и способности реагировать на всевозможные раздражители, при этом музыка имеет успокаивающее действие, а резкие звуки - возбуждающее.
Третий триместр - стадия плода (с восьмой недели беременности до рождения) - нервная система ребенка полностью сформирована; мозг растет очень быстро; движения более скоординированные; мускулы лучше развиты; ребенок двигается в такт музыке; зрение сформировано, поэтому его реакция на свет становится очевидной; на девятом месяце он толкается реже, но сильнее; он продолжает расти и развиваться вплоть до рождения.

Мозг вашего ребенка начинает развиваться практически сразу после зачатия. К концу пятого месяца уже определено, сколько мозговых клеток будет иметь ребенок с рождения и до конца жизни. С этого момента меняться будет только размер и сложность уже созданных клеток и межклеточных связей. Примерно на восьмом месяце внутриутробного развития мозг вашего ребенка значительно изменится. Он станет в два раза тяжелее, и связи между мозговыми клетками станут еще более сложными. Постепенно клетки увеличиваются, обрастая невероятно сложной системой многократных межклеточных соединений, напоминающей сплетенные ветки дерева. Чем сильнее стимуляция клеток (например, с помощью классической музыки), тем сложнее система межклеточных соединений и, соответственно, тем лучше будет развит мозг.
     Число мозговых клеток, имеющихся у ребенка при рождении, позволяет определить его потенциал, а уровень интеллекта в итоге определяется именно количеством межклеточных связей. Поэтому если вы будете регулярно стимулировать в дородовой период рост межклеточных связей вероятность того, что у вашего ребенка будет развитый интеллект, существенно повышается.

С точки зрения психологов, возможно иное разделение: период подготовки к беременности, зачатие, вынашивание, момент (ситуация) рождения.

Психологическая подготовка к беременности начинается с формирования осознанного желания иметь ребенка. С момента осозна­ния желания непроизвольно или сознательно начинает формиро­ваться образ будущего ребенка, определенное представление о нем. Если женщина психологически не готова к беременности, ее пер­вой реакцией будет отторжение, негативизм.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

У детей, мамы которых никогда о них не думали во время беременности, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. Психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику.

Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Но все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.

Современные научные исследования, проводимые специалистами различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии плода еще в утробе матери. К ним относятся:

-сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного профиля);

-эмоциональная связь (обнаружена и изучается психологами и психоаналитиками);

 

Начало психической жизни

 

В свое время Зигмунд Фрейд высказал предположение, что, нахо­дясь в утробе матери, плод испытывает ужас. Так считают и некото­рые другие ученые. Например, Сильвия Санти описывает отношения беременной и плода как попытки взаимного уничтожения. Проти­воположной точки зрения придерживается Станислав Гроф, утверж­дающий, что внутриутробный период — самый счастливый, безмя­тежный в жизни человека.

Уже к третьему месяцу беременности появляется вкусовое воспри­ятие. Вскоре развиваются обоняние, слух, чувство равновесия. В по­следнюю очередь появляются зрительные ощущения. К концу шесто­го месяца все органы чувств более или менее хорошо функциониру­ют, способны сообщить плоду о том, что делается в окружающей среде, доброжелательна она или враждебна.

Вскоре развиваются обоняние, слух, чувство равновесия. В по­следнюю очередь появляются зрительные ощущения. К концу шесто­го месяца все органы чувств более или менее хорошо функциониру­ют, способны сообщить плоду о том, что делается в окружающей среде, доброжелательна она или враждебна. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы.

В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.

Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам. Неродившийся ребенок постоянно слышит шум тока крови брюшной аорте, стук биения маминого сердца. Каждая мать знает: чтобы успокоить новорожденного, нужно взять его на руки и прижать к груди. Было доказано, что новорожденные быстро пере­стают плакать, когда слышат запись звуков работающего сердца, сде­ланную через жидкую среду.

Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения. Велико действие голоса матери. Узнавание музыки у новорожденного доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.

Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения. К моменту рождения  они работают великолепно. Доказано, что новорожденный может отличить запах грудного моло­ка своей мамы от запаха молока чужой женщины. Способность к восприятию запахов очень важна для адаптации младенцев к новым, непривычным условиям.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

Эмоциональная связь

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком.  Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.

С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка.

Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.

Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть этого состояния.

Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.

 

Начало воспитания – в ощущении себя родителями.

 

Еще в 1930-е годы замечательный русский ученый, академик д. А. Ухтомский сформулировал один из основных принципов дея­тельности центральной нервной системы, который назвал «принци­пом доминантности». Согласно этому принципу, под влиянием воз­буждения, вызванного как раздражителями внешней среды, так и в результате раздражителей внутренних, формируется очаг господ­ствующего возбуждения (доминанта), обеспечивающий деятельность организма в определенном направлении и способный оказывать тор­мозящее влияние на работу других нервных центров, препятствую­щих этому.

В 1960-х годах И. А. Аршавский применил этот принцип для ис­следования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной. Выживание и развитие оплодотворенной яйцеклетки, эмбриона, плода, младенца зависят от сформированное у его ма­тери доминанты, обеспечивающей способность направлять в нужное русло физиологические и нервно-психические процессы. Именно Аршавским предложен термин «материнская доминанта». Она вклю­чает в себя последовательно сменяющие друг друга доминанты бере­менности, родов и вскармливания.

Информация о работе «Пренатальное развитие»