Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа
В настоящее время активно ведутся исследования тревожности, агрессивности и других личностных качеств, оказывающих влияние на поведение индивида. Пожалуй, немного найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность) и т. п.
стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как составляющей личности человека. 6
1.1 Тревожность: понятие, причины возникновения. 6
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности. 9
1.3 Состояния тревожности у педагогов. 11
Глава 2. Программа экспериментального исследования. 13
2.1 Планирование исследования. 13
2.2 Процедура проведения эксперимента. 15
2.3 Статистическая обработка данных. 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения
| МИНОБРНАУКИ
РОСИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ч-й государственный университет» |
Курсовая
работа
По
дисциплине «Экспериментальная
психология»
Тема:
«Планирование
однофакторного исследования»
| Выполнила | |
| Группа | |
| Специальность | 030301 Психология |
| Проверил |
2011-2012 г.
Содержание:
| стр. | |
| Введение | 3 |
| Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как составляющей личности человека. | 6 |
| 1.1 Тревожность: понятие, причины возникновения. | 6 |
| 1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности. | 9 |
| 1.3 Состояния тревожности у педагогов. | 11 |
| Глава 2. Программа экспериментального исследования. | 13 |
| 2.1 Планирование исследования. | 13 |
| 2.2 Процедура проведения эксперимента. | 15 |
| 2.3 Статистическая обработка данных. | 17 |
| Заключение | 20 |
| Список литературы | 21 |
| Приложения | 23 |
Введение.
В настоящее
время активно ведутся
Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
В современной литературе имеется много упоминаний о школьной тревожности, немало и исследований на эту тему. Но дело в том, что основная масса работ посвящена проблеме тревожности школьников. Об эмоциональных состояниях педагога пишут реже. Однако тема эта довольно важна. Миф о том, что профессия педагога "творческая и легкая" давно развеян в среде педагогов-практиков. Одним из главных факторов, влияющих на адаптационные процессы в школе, является перегруженность учителя, психическая и физическая напряженность его труда. Среди причин, по мнению педагогов, "толкающих" их к смене профессии, многие отмечают увеличение физической и психологической нагрузки. [18]
Актуальность исследования обусловлена практической значимостью данного явления, так как повышение уровня тревожности влияет на особенности психологического климата педколлектива, деятельность педагога, его отношение к детям.
В своей работе мы хотели бы провести исследование ситуативной тревожности у педагогов образовательного учреждения в условиях прохождения аттестации.
Таким образом, цель проводимого нами исследования: выявить взаимосвязь уровня ситуативной тревожности с наличием аттестационных мероприятий.
Объект исследования: педагогический коллектив образовательного учреждения.
Предмет исследования: уровень ситуативной тревожности педагогов.
Гипотезы исследования:
Задачи:
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как
составляющей личности человека.
1.1. Тревожность: понятие, причины возникновения.
Разные
авторы дают разные определения этому
эмоциональному состоянию. Словарь
практического психолога
Слово
«тревога» было известно в русском
языке с первой половины 18 века и
обозначало «знак к битве». Позже
появилось и понятие «
В.В. Суворова
определяет тревожность, как психическое
состояние внутреннего
А.М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. [5]
В целом тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. [19]
Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.
Рассмотрение тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе З.Фрейда. Учёный пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. [11]
Вильгельм Райх рассматривал удовольствия, как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, как препятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, в частности сексуальное . [20]
Таким образом, В.Райх внёс в описание феноменологии тревожности важный аспект - ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путем блокады телесных органов.
Центральная
категория теории А.Адлера - комплекс
неполноценности – также
Другим следствием теории А.Адлера является то, что тревожность чаще вызывают те задачи, которые угрожают самооценке индивида.
Дальнейшее развитие представления о тревожности получили в социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни.[13]
Представления Карен Хорни вносят новые черты в картину природы тревожности - индивид, испытывающий базальную тревожность, стремится к перенесению ответственности за свои действия на социальное окружение.
Согласно Г.Салливану, основные переживания ребенка рассматриваются, как отражение им оценок окружающих и ролей воспринятых им под влиянием общества. Последствием поступка, негативно оцениваемого социальным окружением, является наказание и потеря уважения окружающих, что приводит к утрате чувства собственной безопасности, а, следовательно, нарастанию чувства тревожности. Таким образом, для обеспечения положительной самооценки индивид должен поступать в соответствии с социальными и культурными нормами. Это также гарантирует индивиду отсутствие чувства тревожности.
Источником развития тревожности Г.Салливан считал социальное окружение, а именно родителей как первых людей с которыми взаимодействует ребенок.[15]
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности.
Л.А. Китаев-Смык
отмечает, что "широкое распространение
получило... использование в
Ситуативная
тревожность характеризуется
Информация о работе Планирование однофакторного исследования