Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, доклад
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
23. Волевая регуляция поведения человека.
Функцией волевой регуляции 
является повышение эффективности 
соответствующей деятельности, а 
волевое действие предстает как 
сознательное, целенаправленное действие 
человека по преодолению внешних и внутренних 
препятствий с помощью волевых усилий. 
     На личностном уровне воля проявляется в таких 
свойствах, как:
Их можно рассматривать как пер
     Волевого человека отличают:
Такие качества развиваются обычно 
в онтогенезе несколько позже, чем 
названная выше группа свойств. В жизни 
они проявляются в единстве с характером, 
поэтому их можно рассматривать не только 
как волевые, но и как характерологические. 
Назовем эти качества вторичными. 
     Наконец, есть еще третья группа качеств, 
которые, отражая волю человека, связаны 
вместе с тем с его морально-ценностными 
ориентациями:
К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно 
отнести те, в которых одновременно выступают 
воля человека и его отношение к труду: 
деловитость, инициативность. Такие качества 
личности обычно формируются только к 
подростковому возрасту. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
     По мнению В.А.Иванникова, главной психологической 
функцией воли является усиление мотивации 
и совершенствование на этой основе сознательной 
регуляции действий. Реальным механизмом 
порождения дополнительного побуждения 
к действию является сознательное изменение 
смысла действия выполняющим его человеком. 
Смысл действия обычно связан с борьбой 
мотивов и меняется при определенных, 
преднамеренных умственных усилиях. 
     Волевое действие, необходимость в нем 
возникает тогда, когда на пути осуществления 
мотивированной деятельности появилось 
препятствие. Волевой акт связан с его 
преодолением. Предварительно, однако, 
необходимо осознать, осмыслить суть возникшей 
проблемы. 
     Включение воли в состав деятельности 
начинается с постановки человеком перед 
собой вопроса: "Что случилось?" Уже 
сам по себе характер данного вопроса 
свидетельствует о том, что воля тесным 
образом связана с осознанием действия, 
хода деятельности и ситуации. Первичный 
акт включения воли в действие фактически 
заключается в произвольном вовлечении 
сознания в процесс осуществления деятельности. 
     Волевая регуляция необходима для того, 
чтобы в течение длительного времени удерживать 
в поле сознания объект, над которым размышляет 
человек, поддерживать сконцентрированное 
на нем внимание. Воля участвует в регуляции 
практически всех основных психических 
функций: ощущений, восприятия, воображения, 
памяти, мышления и речи. Развитие указанных 
познавательных процессов от низших к 
высшим означает приобретение человеком 
волевого контроля над ними. 
     Волевое действие всегда связано с сознанием 
цели деятельности, ее значимости, с подчинением 
этой цели выполняемых действий. Иногда 
возникает необходимость придать какой-либо 
цели особый смысл, и в этом случае участие 
воли в регуляции деятельности сводится 
к тому, чтобы отыскать соответствующий 
смысл, повышенную ценность данной деятельности. 
В ином случае необходимо бывает найти 
дополнительные стимулы для выполнения, 
доведения до конца уже начатой деятельности, 
и тогда волевая смыслообразующая функция 
связывается с процессом выполнения деятельности. 
В третьем случае целью может явиться 
научение чему-либо и волевой характер 
приобретают действия, связанные с учением. 
     Энергия и источник волевых действий всегда, 
так или иначе, связаны с актуальными потребностями 
человека. Опираясь на них, человек придает 
сознательный смысл своим произвольным 
поступкам. В этом плане волевые действия 
не менее детерминированы, чем любые другие, 
только они связаны с сознанием, напряженной 
работой мышления и преодолением трудностей. 
     Волевая регуляция может включиться в 
деятельность на любом из этапов ее осуществления: 
инициации деятельности, выбора средств 
и способов ее выполнения, следования 
намеченному плану или отклонения от него, 
контроля исполнения. Особенность включения 
волевой регуляции в начальный момент 
осуществления деятельности состоит в 
том, что человек, сознательно отказываясь 
от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает 
другие и реализует их вопреки сиюминутным, 
непосредственным побуждениям. Воля в 
выборе действия проявляется в том, что, 
сознательно отказавшись от привычного 
способа решения задачи, индивид избирает 
иной, иногда более трудный, и старается 
не отступать от него. Наконец, волевая 
регуляция контроля исполнения действия 
состоит в том, что человек сознательно 
заставляет себя тщательно проверять 
правильность выполненных действий тогда, 
когда сил и желания делать это уже почти 
не осталось. Особые трудности в плане 
волевой регуляции представляет для человека 
такая деятельность, где проблемы волевого 
контроля возникают на всем пути осуществления 
деятельности, с самого начала и до конца. 
     Типичным случаем включения воли в управление 
деятельностью является ситуация, связанная 
с борьбой трудносовместимых мотивов, 
каждый из которых требует в один и тот 
же момент времени выполнения различных 
действий. Тогда сознание и мышление человека, 
включаясь в волевую регуляцию его поведения, 
ищут дополнительные стимулы для того, 
чтобы сделать одно из влечений более 
сильным, придать ему в сложившейся обстановке 
больший смысл. Психологически это означает 
активный поиск связей цели и осуществляемой 
деятельности с высшими духовными ценностями 
человека, сознательное придание им гораздо 
большего значения, чем они имели вначале. 
     При волевой регуляции поведения, порожденной 
актуальными потребностями, между этими 
потребностями и сознанием человека складываются 
особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал 
их так: "Воля в собственном смысле возникает 
тогда, когда человек оказывается способным 
к рефлексии своих влечений, может так 
или иначе отнестись к ним. Для этого индивид 
должен уметь подняться над своими влечениями 
и, отвлекаясь от них, осознать самого 
себя… как субъекта… который … возвышаясь 
над ними, в состоянии произвести выбор 
между ними"8.
24. Межличностные отношения и их структура.
Взаимодействие человека как личности 
с окружающим его миром осуществляется 
в системе объективных отношений, 
которые складываются между людьми в их 
общественной жизни и, прежде всего, в 
производственной деятельности. 
     Объективные отношения и связи (отношения 
зависимости, подчинения, сотрудничества, 
взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно 
возникают в любой реальной группе. Отражением 
этих объективных взаимоотношений между 
членами группы являются субъективные 
межличностные отношения, которые изучает 
социальная психология. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
     Вступая в общение и взаимодействие внутри 
группы, люди обнаруживают свои отношения 
друг к другу, которые основываются на 
двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие 
может базироваться на непосредственных отношенияхмежду 
людьми:
В некоторых конкретных группах, если 
в них отсутствуют или слабо 
выражены общие, принятые и утверждаемые 
всеми членами группы цели, задачи 
и ценности (идеалы, убеждения, оценки), 
которые могли бы опосредствовать личные 
взаимоотношения, подобное взаимодействие 
является преобладающим. В другом случае 
взаимодействие имеет опосредствованный характер: 
взаимоотношения между членами группы 
опосредствуются принятыми в ней ценностями 
и оценками, важными для всех задачами 
и целями совместной деятельности. Этот 
тип взаимодействия наиболее характерен 
для коллективов, т. е. для такого рода 
групп, которые объединяются общими ценностями, 
целями и задачами деятельности, значимыми 
для группы в целом и для каждого ее члена 
в отдельности. 
     Исследование личности есть всегда другая 
сторона исследования общества, общественных 
отношений. 
     Значит, важно с самого начала рассмотреть 
личность в общей системе общественных 
отношений, каковую и представляет coбoй 
общество, т.е. в некотором "социальном 
контексте". Этот "контекст" представлен 
системой реальных отношений личности 
с внешним миром. Проблема отношений занимает 
в психологии большое место, у нас в стране 
она в значительной степени разработана 
в работах Владимира Николаевича Мясищева 
(1892-1973) (Мясищев, 1949). Фиксация отношений 
означает реализацию более общего методологического 
принципа - изучения объектов природы 
в их связи с окружающей средой. Для человека 
эта связь становится отношением, поскольку 
человек дан в этой связи как субъект, 
как деятель, и, следовательно, в его связи 
с миром роли объектов связи, по словам 
Мясищева, строго распределены. Связь 
с внешним миром существует и у животного, 
но животное, по известному выражению 
Маркса, не "относится" ни к чему и 
вообще "не относится". Там, где существует 
какое-нибудь отношение, оно существует 
"для меня", т.е. оно задано как именно 
человеческое отношение, оно направлено в силу активности 
субъекта. 
     Но все дело в том, что содержание, уровень 
этих отношений человека с миром весьма 
различны: каждый индивид вступает в отношения, 
но и целые группы также вступают в отношения 
между собой, и, таким образом, человек 
оказывается субъектом многочисленных 
и разнообразных отношений. В этом многообразии 
необходимо прежде всего различать два 
основных вида отношений: общественные 
отношения и то, что Мясищев называет "психологические" 
отношения личности.
Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены:
Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды выступают как представители определенных общественных групп:
Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность - не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
25. Образование всеобщая форма развития личности
Образование - 
это не только культурный феномен, но и 
социальный институт, одна из социальных 
подструктур общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Содержание 
образования отражает состояние общества, 
переход от одного его состояния к другому. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В 
настоящее время - это переход от индустриального 
общества XX века к постиндустриальному 
или информационному XXI века. Развитие 
и функционирование образования обусловлено 
всеми факторами и условиями существования 
общества: экономическими, политическими, 
социальными, культурными и другими. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Вместе 
с тем цель образования - развитие человека, 
отвечающего требованиям того общества, 
в котором он живет, что находит свое отражение 
в связи образования и культуры. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
     Связь образования и культуры является 
наиболее тесной, уже самые ранние стадии 
становления института образования связаны 
с культом, ритуалом: культура требовала 
постоянного воспроизводства. Это не просто 
обусловливание, это сущностная взаимозависимость, 
что проявляется, в частности, в том, что 
одним из основных принципов существования 
и развития образования является "культуросообразность". 
При этом образование рассматривается, 
прежде всего, как социальный институт 
с функцией культурного воспроизводства 
человека или воспроизводства культуры 
человека в обществе. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
     Этот принцип пришел на смену выдвинутому 
Я.А. Коменским положению "природосообразности" 
обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться 
можно легко, только "идя по стопам природы", 
в соответствии с чем и были сформулированы 
основные постулаты обучения, отражающие 
принципиальные законы природы и человека 
как ее части. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Принцип 
"культуросообразности", императивно 
сформулированный еще А. Дистервегом: 
"Обучай культуросообразно!", означает 
обучение в контексте культуры, ориентацию 
образования на характер и ценности культуры, 
на освоение ее достижений и ее воспроизводство, 
на принятие социокультурных норм и включение 
человека в их дальнейшее развитие. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Культура 
понимается как воспроизводящаяся при 
смене поколений система образцов поведения, 
сознания людей, а также предметов и явлений 
в жизни общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
     Продуктивным является понятие типа культуры 
(например, архаичной, современной) и положение, 
что само определение типа культуры может 
быть соотнесено с характером обучения, 
образования. Известный этнограф М. Мид 
по этому основанию выделяет три типа 
культуры:
Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.
26. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.
бразование в первобытном обществе и Древнем мире
В первобытном обществе в результате 
усиления разделения труда и расширения 
эмпирических знаний постепенно усложнялось 
содержание обучения и воспитания детей, 
складывались его организационные формы. 
Можно сказать, что воспитывала сама жизнь, 
так как опыт взрослых был сравнительно 
невелик. Обучение и воспитание осуществлялось 
вместе с борьбой за выживание и требовало 
постоянного усвоения жизненно необходимых 
знаний и умений. На этом этапе развития 
общества инициация выступила первой 
формой передачи культурного опыта. 
     По мере развития обществ возникают и 
первые попытки обобщения теоретических 
основ воспитания. Происходит постепенный 
переход ко второму типу образования, 
когда в условиях накопления культурного 
опыта и материальных ценностей происходит 
как дифференциация общества на отдельные 
социальные группы, так и появление разных 
педагогических задач и целей обучения. 
     Происходит развитие и организационных 
форм обучения. Древневосточные цивилизации 
дали первые образцы школ, первые представления 
об идеале образованного человека. Дальнейшее 
развитие теории и практики обучения происходило 
в эпоху Античности, Греко-Римской древности. 
В эпических поэмах Гомера "Илиада" 
и "Одиссея" нашел свое отражение 
один из первых педагогических идеалов: 
образ совершенного человека, личности 
развитой умственно, нравственно и физически. 
В воспитательной практике этим идеалом 
руководствовались как педагогической 
целью. Вместе с тем существовало две модели 
обучения и воспитания:
Проблеме обучения и воспитания 
большое внимание уделялось древними 
философами. В Древней Греции педагогические 
идеи высказывал Демокрит, одним из 
первых сформулировавший идею о необходимости 
сообразовывать воспитание с природой 
ребенка. 
     Теоретиками педагогики были крупные 
древнегреческие философы Сократ, Платон, 
Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения 
эвристического метода обучения, который 
был направлен на совместный поиск решения 
той или иной проблемы. Платон выдвинул 
идею создания систем государственных 
школ, признавая тем самым необходимость 
контроля образования и воспитания со 
стороны государства. Эта идея была развита 
и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме 
того, много нового в проблемы обучения 
и воспитания. В частности, он предложил 
рассматривать обучение как организованное 
в несколько этапов.
Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
В период Средневековья происходит 
смена педагогического идеала. Мы 
говорили о нем, когда разбирали 
вопрос об этимологии слова "образование". 
Так, по мнению одного из отцов церкви 
- Августина Блаженного, цель воспитания 
- слияние с богом. Основу воспитательного 
идеала составил воспитательный идеал 
Нового Завета с его проповедью любви, 
кротости, богобоязни. Основной упор в 
воспитании делался на религиозно-духовном 
развитии человека. Тело, телесное представлялось 
источником греха, с которым необходимо 
бороться. Идеал гармонично развитого 
человека был утрачен, ему на смену пришел 
идеал аскета, ищущего в боге избавление 
от страданий земной жизни. Представление 
об изначальной греховности человека 
и попытке воспитателя наставить на путь 
истинный сказалось и на методах воспитания 
в средневековье: принуждение, наказание. 
     Педагогический идеал в эпоху Возрождения 
нашел свое выражение в идеале рыцарского 
воспитания, предполагавшем овладение 
различными умениями и навыками, широкой 
культурой, высокой нравственности, именно 
в нем выражена идея разностороннего развития 
личности. 
     С конца XV века общественная ситуация 
в Европе, связанная с появлением абсолютных 
монархий, побудила к переосмыслению идеала 
воспитания. Человек, ограниченный монархическим 
строем, вместо гражданской активности 
стал стремиться к уединению, подчинив 
себя культу знаний. Первоначальный гуманистический 
идеал воспитания разносторонне развитой, 
активной личности в эпоху раннего Возрождения 
стал превращаться в формальную литературную 
образованность. Однако основная линия 
развития педагогического идеала этого 
времени шла в направлении воспитания 
широко образованного и критически мыслящего 
человека. Этот идеал отразил в своем творчестве 
М. Монтень. Э. Роттердамский выдвинул 
один из первых о собственно народном 
образовании, провозгласил отношение 
к труду мерилом нравственности. В целом 
Возрождение поставило человека в центр 
мироздания. Гуманизм проповедовал гармоничное 
развитие свободной личности, посредством 
которой он стремился преобразовать общество, 
что унаследовала от него потом эпоха 
Просвещения.