Психологическая коррекция дисгармонического 
отногенеза – главный дефект эмоционально- 
волевой сферы, личностной и социальной 
ситуации развития. Как правило интеллект 
сохранен. Требуется нивелирование 
негативных характерологических особенностей 
препятствующим нормальной социальной 
адаптации ребенка, учат контролировать 
собственные эмоции. При декомпенсированной 
психопатии необходимо просвещение 
родителей о истоках поведения 
ребенка, коррекция родительско- детских 
отношений, обучение техникам, методам 
наиболее адекватного обращения с ребенком.
Коррекция раннего детского аутизма 
–  Никольская О.С. Преимущественная 
ориентация коррекционных воздействий 
на собственные резервы и механизмы 
базальной аффективной сферы; любое 
психологическое воздействие влияет 
не только на конкретные патологические 
проявления и на целостность проявления. 
Ориентация на структуру уровней, точное 
определение объекта задачи работы. 
Ориентация на структуру определяет 
выбор тактики и стратегии 
работы, позволяет дать точный прогноз 
динамики состояния и поведения 
ребенка. Поиск места данного 
симптома в иерархии аффективной 
дезадаптации. Выявление патологической 
иерархии внутри системы аффективной 
организации. Содействие развития тонической 
регуляции эмоциональной системы 
обеспечивает приток необходимых аффективных 
впечатлений. Работа направлена на коррекцию 
эмоциональной сферы личности ребенка. 
В ходе работы формируются устойчивые 
поведенческие механизмы, обеспечивающие 
стабильность саморегуляции внутренних 
аффективных процессов и адекватно 
эмоционально контактировать с миром.  
Ведется работа по налаживанию взаимоотношения  
ребенка с близкими.  Этапы 
работы при Р.Д.А.: выявление глубины 
аффективной дезадаптации, проведение 
качественной диагностики – выявить 
сохранные уровни регуляции для 
опоры при коррекции. Коррекционная 
работа начинается с установления аффективного 
контакта с ребенком. Для установления 
контакта имеющего свои сложности используются 
самые разные средства: опосредованного 
непрямого контакта( через игрушку), 
проследить внешнюю активность ребенка, 
следуя за ним и называя предметы 
до тех пор пока ребенок не поймет 
и будет вести опосредованную 
игру, специально останавливая взгляд. 
Параллельно  идет работа направленная 
на повышение тонуса ребенка. Расширить 
сферу положительных эмоций и 
заблокировать отрицательные – 
через всевозможные манипулирования 
со светом, звуком, огнем, водой, песком, 
простые игровые действия, ритмические 
игры и танцы. Все это способствует 
позитивному эмоциональному восприятию 
окружающего и ведет к побуждению 
собственной эмоциональной активности 
ребенка. Выяснить какие объекты 
вызывают страх, тогда этих объектов 
не должно быть в пространстве психотерапии; 
при их наличии вызывать позитивные 
эмоции трудно. Стимуляция активности 
ребенка к самостоятельной деятельности 
– пение, танцы, для снятия двигательного 
возбуждения. Важное  значение коррекции 
негативных эмоциональных переживаний 
(страхов и агрессии). Наиболее эффективными 
средствами коррекции страхов является 
десенсибилизация и психодрама. Десенсибилизация 
метод коррекции аффективных 
нарушений – наиболее пугающий стимул 
предъявляется после релаксации, 
если пугают опять релаксация до полного 
отсутствия страха, увеличение интенсивности 
стимула, разъигрывание не с ребенком 
, а с  объектом ( на куклах). Коррекция 
агрессии – техника игнорирования, 
психолог не замечает агрессивных выпадов 
. Включение агрессии в контекст 
игры, либо запрет ребенку на агрессивное 
поведение. Психотравматическое разворачивание 
агрессии до ее  позитивного завершения. 
Коррекция межличностного взаимодействия 
и социальной ситуации методом холдинг-терапии 
Марта Веми: приласкать адекватно 
ситуации. Матери взять ребенка на  
руки и удерживать его на руках. Мама 
должна  в максимальной степени 
использовать средства убеждения  а 
не физическую силу. Желательно  присутствие 
отца поддерживающего маму в ситуации, 
иногда берет ребенка к себе, для 
отдыха матери. Задача психолога поддержать 
обоих. В начале холдинг терапии 
ребенок бурно сопротивляется и 
вырывается, поначалу необходимо много 
усилий и говорить, что любят, что 
он важен, и что хотят сделать 
ему хорошо. Через некоторое время 
успокаивается и ведет себя адекватно, 
становиться возможным смотреть 
в глаза и разговаривать с 
сидящим рядом. С каждым следующим 
сеансом первая фаза сокращается 
а вторая удлиняется, в поведении 
прослеживается амбивалентность . При 
освоении техники родители могут 
проводить дома, а в центре устанавливается 
контроль правильности проведения. Вторая 
фаза длится от 15 минут до 1,5-2 часов. 
Хороший контакт позволяет заниматься 
обучением, воспитанием и развитием 
ребенка, создается возможность 
привить навыки. Возможна и интеллектуальная 
коррекция. Трудности в работе с 
детьми с Р.Д.А. связаны с формированием 
функции внимания, памяти, развития 
мышления. Убирать аутизм направлять 
и развивать совместно со взрослым, 
в деятельности (лепка, рисунок). Длительность 
эффекта выше  при проведении 
терапии не менее года. Прекращение  
работы может свести результаты на 
нет, необходимая частота  -3 раза 
в неделю.