Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:58, контрольная работа

Описание

Юридическая психология развивается на основе двух наук — психологии и юриспруденции, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем.

Работа состоит из  1 файл

юридическая психология.docx

— 27.86 Кб (Скачать документ)
  1. Методологические и прикладные основы юридической психологии.

 

Юридическая психология развивается  на основе двух наук — психологии и юриспруденции, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем.

Психическое состояние так  же, как и устойчивые особенности  характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развивается  и протекает не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической  психологии заключается в своеобразии  видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности  нарушении правовых норм путем психологической  коррекции этих состояний, равно  как и свойств личности правонарушителей.

Если в общем виде охарактеризовать состояние современного научного знания и формирующиеся на этой основе методологические потребности, то, надо, констатировать, что научное знание стало более глубоким и сложным, многоуровневым и многомерным. Именно этим свойствам и вместе с тем потребностям развития современного научного знания и соответствуют основные направления системного подхода. Юридическая психология может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Для юридической психологии продуктивно применение одного из принципов  системного анализа — иерархии систем, суть которой заключается в том, что любая система рассматривается  как часть другой, более широкой  системы, а ее элементы — как самостоятельные  системы. Этот принцип позволяет, с  одной стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой  действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении.

Одним из методологических принципов юридической психологии является личностный подход. В юридической психологии объектом исследования является личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей.

Задача юридической психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок.

В этой связи особую ценность приобретает развитие ведущей в  отечественной науке общепсихологической  теории — теории деятельности. Любая  деятельность включает цель, условия, способы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и результат деятельности.

прикладной отрасли психологии, составляют как ее стержень, являются: понятие «личность субъекта» - участника  той или иной профессиональной деятельности, общественной практики и собственно сама деятельность, которой занят  человек и которая предъявляет  к нему, к его психике свои особые, специфические требования.

  1. Мотивационная   сфера   в   структуре   личности   субъектов

правоприменительной деятельности.

 

В связи с тем, что юридическая  психология, хоть и направлена на исследование правозначимых явлений, является наукой психологической, она использует общепсихологическую  методологию. К методам юридической  психологии можно отнести:

1Метод структурного анализа

Позволяет выявить структурно-функциональные зависимости в исследуемом явлении.

2Метод структурно-генетического анализа

 

Позволяет исследовать возникновение  и развитие изучаемого явления, направлен  на выявление зависимости его  функционирования от особенностей развития.

3Методы качественного (также его называют факторным) и количественного (статистический) анализа.

Позволяет выявить систему  причин и условий функционирования исследуемого явления.

4Метод естественного эксперимента, лабораторного эксперимента

Лица, подвергающиеся эксперименту, воспринимают обстановку как подлинное  явление (естественный эксперимент).

5Метод беседы

Доверительное общение с  исследуемым лицом, при этом исключается  возможность применения наводящих  вопросов. Беседа ведётся посредством  косвенных вопросов.

6Метод исследования гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок.

7Биографический метод

Состоит в выявлении и  обобщении биографических данных.

8Метод обобщения независимых характеристик

Получение характеристик  исследуемого лица из нескольких источников.

9Судебно-психологическая экспертиза

Позволяет выявить различного рода психические аномалии исследуемого лица.

10Анкетный метод, метод углублённого интервью, метод балльных оценок и ранжирования. Применяются при массовых обследованиях.

11Метод изучения отдельного случая (также он называется монографическим методом)

Исследование социально-психологического явления на одном объекте, обладающим совокупностью представительных для этого явления признаками.

Психодиагностическое обследование кандидатов на службу в правоохранительные органы должно производится с помощью специально подобранной батареи тестов, которые обеспечивают решение следующих задач: отбор кандидатов, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе в правоохранительных органах; выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и, соответственно, не отвечают требованиям, предъявляемым работникам правоохранительных органов.

При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижение может производиться психологическая оценка степени их пригодности для работы в качестве руководителей. В этом случае используется та же самая батарея тестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, с той лишь разницей, что оценке подвергаются также качества, профессионально важные для лиц, назначаемых на должности руководящих работников.

В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты  должны:

- выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и характера, адаптивные возможности к избранной профессии;

-быть достаточно надежными, обладать не только текущей диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научнообоснованной, достоверный прогноз относительно его дальнейшего наиболее эффективного использования;

-  быть компактными, удобными для группового обследования кандидатов в ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки результатов тестирования;

- перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения надежности, точности и достоверности полученных результатов.

Психологическое обследование лиц, отбираемых в органы прокуратуры, а также выдвигаемых из кадрового резерва на руководящие должности в прокуратурах областного и им равного звена должно производиться на основе этих тестов.

После всестороннего изучения опыта профессионально-психологического отбора, накопленного в некоторых государственно-правовых ведомствах, близких по характеру работы своих сотрудников к профессиональной деятельности прокурорских работников, а также на основе специально проведенного исследования была скомплектована батарея тестов, в которую в качестве основных вошли следующие психодиагностические методики: шкала прогрессивных матриц Дж. Равена, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО), стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) - адаптированный; в качестве дополнительных: цветовой тест М. Люшера, опросник «Уровень субъективного контроля» А.М Эткина, опросник УСК, тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томас

В ходе проведенного исследования психологические критерии профессиональной пригодности, выявленные с помощью отобранных тестов, сопоставлялись с объективными критериями оценки прокурорских работников. Материалы личных дел, а также факт назначения на руководящую должность в группе прокурорских работников из резерва для выдвижения, позволили разделить всех обследованных на четыре группы профессиональной пригодности:

1.  высокий уровень профессиональной эффективности, полное служебное соответствие, высоковероятный прогноз профессиональной успешности;

2.средний уровень профессиональной пригодности (в основном, соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности);

3. кандидат частично соответствует требованиям прокурорско- следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе вакантных мест);

4. низкий уровень профессиональной эффективности,   несоответствие кандидата служебному назначению, прогноз его профессиональной не успешности.

Данный тест предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить, находить существенные связи между предметами и явлениями, для определения уровня умственной работоспособности, умение концентрировать внимание, сообразительности в целом, т.е. качеств, необходимых в деятельности юриста, а более прокурорско-следственных работников. Низкие результаты по методике позволяют выявить лиц со сниженными интеллектуальными, познавательными способностями, с недостаточно развитым аналитическим складом мышления, неспособных концентрировать внимание.

  1. Психологические особенности виктимного поведения.

 

Под виктимностью понимается потенциальный комплекс психофизических свойств, который обусловливает неспособность несовершеннолетних своевременно понять сексуальную направленность действий преступника, их нравственно-этическую сущность и социальные последствия и (или) вырабатывать и реализовывать эффективные стратегии поведения в сексуально значимых ситуациях. Виктимностью определяется совокупностью внутренних факторов (возрастного, личностного, дизонтогенетического и психопатологического) и состоит из интеллектуального и волевого компонентов. На этот феномен влияют внешние объективные процессы (ранняя десоциализация в результате деструкции семей), приводящие к увеличению количества детей -социальных сирот и детей с девиантным поведением, которые оказываются в криминогенных условиях с повышенной концентрацией асоциальных личностей -потенциальных преступников. При этом виктимность повышается в результате девиантного поведения детей, обусловленного как психопатологическими, так и социально-психологическими причинами. Виктимность проявляется при совпадении ситуативного и агрессиологического факторов в виктимном поведении жертвы.

Выделено три типа виктимного поведения, которые наблюдаются  как у психически здоровых, так  и у потерпевших с психическими расстройствами. Наиболее частым является пассивно-подчиняемый ( 40 %) тип поведения, который характеризуется снижением двигательной активности и проявляется в пассивном подчинении и выполнении всех требований посягателя. При этом можно установить пассивно-оборонительный вариант и пассивно-безучастный. В первом случае потерпевшие предпринимают робкие попытки противостоять агрессору, проявляют отрицательное отношение к происходящему, высказывают просьбы их не трогать, стремятся вызвать жалость, однако активного сопротивления они не оказывают. Во втором варианте поведение потерпевших носит абсолютно пассивный характер и проявляется в полном подчинении любым требованиям, отсутствии высказываний или просьб, заторможенности вплоть до полной безучастности к происходящему. Псевдопровоцирующий тип ( 25 %) внешне сходен с провоцирующим поведением взрослых потерпевших и характеризуется повышением двигательной активности, стремлением к взаимодействию с потенциальным преступником, установлением с ним речевого контакта, кокетством, проявлением интереса сексуального характера вплоть до прямого поощрения сексуальной активности и сексуальной расторможенности, а также совместным употреблением алкогольных напитков и эйфоризирующих средств. Неустойчивый тип ( 35 %) проявляется в отсутствии четкой линии поведения, крайней изменчивости поступков и высказываний, противоречивости действий, смене периодов пассивно-подчиняемого, псевдопровоцирующего и активно-оборонительного поведения. Все типы способствуют совершению в отношении несовершеннолетних сексуального насилия. Таким образом, виктимное (способствующее) поведение несовершеннолетних является многофакторным феноменом, который (в отличие от провоцирующего поведения у взрослых) обусловлен нарушением произвольной регуляции поведения (в результате возрастных когнитивно-личностных особенностей или эмоционально-волевых расстройств) и реализацией неэффективных стратегий в ситуациях возможного сексуального насилия, что способствует превращению жертвы из потенциальной в реальную жертву.

Информация о работе Юридическая психология