Юридическая психология: предмет, методы, структура, задачи. ЮП как пограничная наука между психологией и правоведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:10, реферат

Описание

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

Содержание

1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………..3
2.ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: КАК ПОГРАНИЧНАЯ НАУКА МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЕЙ И ПРАВОВЕДЕНИЕМ……………………………6
3.УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...8
4. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…….13
5. ОБЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………...………..14
6. СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И СООТНОШЕНИЕ СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА…………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

    3. реализация правозначимого поведения определяется генезисом (онтогенетическим формированием) личности; основной способ научного анализа правозначимого поведения - метод функционально-генетического анализа;

    4. психические факторы поведения личности не должны абсолютизироваться: поведение человека определяется единым генетико-психосоциальным фактором;

    5. исследования в области юридической психологии синтетичны - психические закономерности здесь соотносятся с правовыми постулатами, нормами материального и процессуального права;

    6. как и любая наука, юридическая психология призвана соответствовать принципу научности: она использует научно апробированные методы и методики, общепризнанные научно-методологической концепции. 

    УЧЕТ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Психология  юридического труда исследует психологические  закономерности правоприменительной  деятельности и изучает психологические  основы: профессиограмм юридических  профессий; индивидуального стиля  и мастерства; воспитания профессиональных навыков и умений; подбора и расстановки кадров; стиля и руководства правоохранительной деятельностью; профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов; профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

    Юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Программа  решения этих задач может быть выражена в самой общей форме, которая, как правило, сформулирована в правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблонов используется в подходе к делу, тем выше вероятность нахождения истины.

    Социально-психологическая  характеристика правоохранительной деятельности - разновидности государственной службы.  Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности.

    Профессиограмма профессиональной деятельности юриста.  Когнитивная (познавательная)  подструктура.  Коммуникативная подструктура.  Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов.  Теория и практика современного менеджмента применительно к правоприменительной деятельности.      Правовоспитательная подструктура. Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

    Психологическая структура личности,  профессионально  значимые качества юриста. Основные факторы  профессиональной пригодности и  соответствующие им социально- психологические качества личности  (психограмма)  сотрудников правоохранительных органов.

    Конвенциальностъ,  развитое правосознание.  Высокий  уровень социализации личности. У становочное отношение к соблюдению правовых, нравственных норм. Познавательная активность,  продуктивность сознания.  Развитый интеллект.  Гибкое, творческое мышление.  Высокая умственная работоспособность.  Аналитический склад ума,  прогностические способности,  умение выделять главное.  Развитые воображение, интуиция.

    Коммуникативная компетентность юриста.  Способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения.  Свободное владение вербальными и невербальными средствами общения.  Способность к поиску компромиссов.  Гибкость,  адаптивность коммуникативного поведения.  Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.

    Организаторские,  управленческие качеств а личности юриста.  Активность, инициативность,  находчивость,  распорядительность,  воля.  Умение прогнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организованность, аккуратностьв работе.

    Нервно-психическая  устойчивость.  Выносливость,  высокий  уровень

    работоспособности в условиях длительного воздействия  перегрузок и других неблагоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха. Стенический тип реагирования в психогенных (фрустрирующих) ситуациях.

    Профессиональный  психологический отбор на служб  у в правоохранительные органы.

    Прогнозирование индивидуальной успешности профессиональной деятельности юриста.

    Понятие профессиональной надежности. 

    Психологические особенности и профессиограммы  следователя,  судьи,  адвоката, юрисконсульта,  налогового инспектора.  Концепция  профессиональных ограничений для кандидатов,  отбираемых на служб у в правоохранительные органы.  Объективные (внешние)  и субъективные  (психологические)  критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в правоохранительные органы.

    Психологический анализ правотворчества в России эпохи перестройки констатирует противоречия и незавершенность  многих законов этого времени. Особенно это касается законодательства в области регулирования экономики, налогообложения и коррупции.

    Размытость  доходов российского чиновника  размывает и его правовое сознание, затягивая в коррупцию, стирая грань  между законным и незаконным.

    Существует небезызвестный Указ Президента РФ № 2267 от 22 декабря 1993 г., которым федеральные госслужащие разграничиваются с госслужащими других категорий в соответствии со своим уставом и льготной системой финансового, медицинского, бытового и иного обеспечения.

    Размытая  формулировка провоцирует нарушения  законов, порождает беззаконие и  способствует превращению честного чиновника в коррупционера. Врагами  рыночных реформ в посткоммунистической России стали сами реформаторы.

    На  этой почве широко развивается злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Коррупция способствует развитию теневой экономики. Феномен коррупции тесно связан с низким уровнем профессиональной компетентности российского чиновничества. В ряде случаев коррупционные связи являются механизмом компенсации низкого уровня профессионализма. Не будучи в состоянии компетентно разрешить сложную экономическую ситуацию, чиновник симулирует активную деятельность путем создания дополнительных запретов.

    Фактором, способствующим коррупции и теневой экономике, является психология так называемого «двойных стандартов» поведения. В первую очередь это относится к декларированию органами власти целого ряда мер, в том числе законодательных, по борьбе с коррупцией. Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» предусматривался ряд запретов для служащих государственного аппарата, в декларативной форме препятствующих коррупции. Однако по существу эти запреты остались на бумаге, так как не были проработаны механизмы исполнения и контроля положений, содержащихся в Указе. В другом случае Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. «О представлении лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» также по существу остался декларацией, так как контролировать его исполнение должны были работники кадровых подразделений в отношении своих непосредственных начальников. Тенденция «двойных стандартов» в законодательстве проникла даже в сферу борьбы с курением. По существующему законодательству продажа табачных изделий подросткам до 18 лет запрещена. Однако действует и другой закон, в силу которого для этих лиц продажа табачных изделий запрещена лишь в радиусе 100 метров от школы и других учебных заведений. Ясно, что недобросовестный продавец будет ориентироваться на более выгодные для него трактовки закона.

    Для пенитенциарной психологии недостаточно изучения психической деятельности лишь осужденного, хотя это и является ее важной задачей. Она призвана изучать и психическую деятельность тех людей, которые исправляют и перевоспитывают осужденных, исполняют уголовные наказания. Как воспитание, так и перевоспитание людей осуществляется в процессе взаимодействия, общения воспитателей и воспитуемых. Общение – двухсторонний процесс. Поэтому для пенитенциарной психологии важно изучать не только личность осужденного и личность воспитателя, но и их взаимодействие, тем более, что здесь, как нигде, возникают проблемы нейтрализации отрицательного влияния осужденных на воспитателей, формирования у последних  невосприимчивости к влиянию осужденных, постоянного совершенствования моральных качеств личности. 
 

    ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ. 

    Юридическая психология как наука ставит перед  собой определенные задачи, которые  можно разделить на общие и  частные.

    Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических  и психологических знаний, раскрытие  психологической сущности фундаментальных  категорий права.

    Частные задачи юридической психологии относятся  к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:

    - исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;

    - психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

    - разработка социально-психологических основ профилактики преступлений;

    - исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);

    - исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

    - разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах. 
 
 

    ОБЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

    Каждой  науке присущи предмет и соответствующие  ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

    По  целям исследования методы юридической  психологии делятся на три группы:

    Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

    Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.

    Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

    К своеобразным методам юридической  психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

    Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами:

    Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать результаты исследования; 4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Информация о работе Юридическая психология: предмет, методы, структура, задачи. ЮП как пограничная наука между психологией и правоведением