Эволюция сознания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:11, реферат

Описание

В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Ответу на этот вопрос посвящена сегодняшняя лекция.

Содержание

Введение
1. Понятие о психике и ее биологической основы.
2. Развитие психики животных.
3. Происхождение и развитие сознания.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

эволюция сознания человека.docx

— 37.46 Кб (Скачать документ)

Ретикулярная  формация оказывает заметное влияние  на электрическую активность головного  мозга, на функциональное состояние  коры головного мозга, подкорковых  центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение  к регуляции основных жизненных  процессов: кровообращению и дыханию.

Очень часто  ретикулярную формацию называют источником активности организма, поскольку формируемые  данной структурой нервные импульсы определяют работоспособность организма, состояние сна или бодрствования. Необходимо также отметить регулирующую функцию данного образования, поскольку  формируемые ретикулярной формацией  нервные импульсы отличаются по своей  амплитуде и частоте, что приводит к периодической смене функционального  состояния коры головного мозга, которая, в свою очередь, определяет доминирующее функциональное состояние  всего организма. Поэтому состояние  бодрствования сменяется состоянием сна и наоборот.

Нарушение деятельности ретикулярной формации вызывает нарушение  биоритмов организма.

Таким образом, мы можем констатировать, что нервная  система человека выполняет функции  системы, регулирующей деятельность всего  организма. Благодаря нервной системе  человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать  ее и формировать адекватное ситуации поведение, т. е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней  среды.

2. Развитие психики  животных

В филогенезе психика  прошла путь от уровня простейшей раздражимости  до сознания. Этапы этого пути следующие:

1.Таксисы. Это  элементарная форма раздражимости,  наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной  среды. Характерна для одноклеточных  живых существ (амеба). На этом  уровне реакция организмов на  раздражитель следует лишь после  непосредственного контакта с  ним. Это вынужденная активность  живого существа, ориентированная  на удовлетворение биологической  потребности.

2.Чувствительность - сигнальная форма раздражимости,  позволяющая ориентироваться в  более сложной среде, хотя и  индеферентной по отношению к  биологической потребности. По  сути – это простейшая форма  ощущений. Чувствительность обеспечивает  реакцию организма до непосредственного  соприкосновения с ним.

3.Поведение –  принципиально новый уровень  приспособления к среде, основной  признак – сложная совокупность  реакций на воздействие окружающей  живой организм среды. Этому  уровню присущи: навыки (способ  реагирования на среду через  условные рефлексы), рассудок (способность  отражать сложные отношения и  взаимосвязи между предметами).

4.Сознание - высший  уровень приспособления к среде. 

Сознание –  предмет рассмотрения следующего вопроса  лекции. Но прежде сформулируем выводы третьего вопроса.

Рассмотренная концепция развития психики в  ходе эволюции живой материи предложенная А.Н. Леонтьевым базируется на тезисе о  том, что психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения  становится недостаточно для обеспечения  жизнедеятельности организма в  предметно расчлененном мире. Толчок эволюции развития психики – механизм метаболизма.

Развитие психики  животных – это процесс развития деятельности.

В своем развитии различаются три стадии развития психики:

-   стадия элементарной сенсорной психики;

-   стадия перцептивной психики;

-   стадия интеллекта.

Объективным критерием  психического является возникновение  чувствительности у живого организма.

Чувствительность  – это способность живого организма  реагировать на абиотические раздражители.

Чувствительности  предшествует самая элементарная форма  психического отражения – раздражимость. Раздражимость - способность живого существа реагировать на биотический  раздражитель.

Биотическим раздражителем  называется такой стимул из внешней  среды, вещественно-энергетические составляющие которого, непосредственно входят в  метаболические процессы данного живого организма. Таков, например, свет хлорофилловых  растений, с помощью которого соответствующие  клетки строят органические вещества.

Абиотическим  раздражителем называется первоначально  нейтральный для жизнедеятельности  стимул среды, который, в ходе деятельности живого организма по ориентировке в  среде приобретает сигнальное значение.

Психика присуща  живым существам, обладающим чувствительностью, то есть, элементарной формой психики (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фарби и их последователи  в отечественной психологии).

Г) Существуют и  иные точки зрения на эту проблему: это позиции антропопсихизма, панпсихизма, биопсихизма и нейропсихизма.

q   Антропопсихизм – психика возникает только у человека (Р. Декарт и его последователи).

q   Панпсихизм, или гилозоизм – вся природа считается одухотворенной (Эмпедокл, Дж. Бруно, Д. Дидро, Ф. Шеллинг и др.).

q   Биопсихизм – психика свойственна только живой материи (Т. Гоббс, К. Бернар, Э. Геккель, В. Вундт и др.).

q   Нейропсихизм – психика присуща живым существам, имеющим нервную систему (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и другие). 

3. Происхождение и  развитие сознания

Сознание —  это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному  существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.

С точки зрения естественнонаучной парадигмы попытку  объяснения причин возникновения и  развития сознания предложили ряд отечественных  психологов. Мы сегодня рассмотрим позиции двух научных школ - Алексея  Николаевича Леонтьева и Льва Семеновича Выготского.

Лев Семенович  Выготский родился в городе Орша 5 ноября 1896 года. Учился в гимназии. В 1913 году поступил в Московский университет, где получил юридическое образование. Параллельно изучал курс психологии и философии в народном университете Шанявского. С 1917 по 1923 годы работает учителем литературы и психологии в школе, ведет занятия в театральной  студии, а также создает лабораторию  психологии в педагогическом техникуме. С 1924 года работает в Москве в Институте  психологии, затем - в Институте дефектологии. Выготский занимал пост руководителя отдела образования умственно и  физически отсталых детей при  Наркомпроссе, преподавал в Академии коммунистического воспитания имени  Крупской и Педагогическом институте  в Ленинграде. Уже будучи профессором, поступил в медицинский институт и окончил его. Незадолго до смерти возглавил отдел психологии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Умер от туберкулеза 11 июня 1934 года.

Выготский внес вклад в развитие психологии искусства, обпгую психологию, детскую и педагогическую психологию, дефектологию, пато- и нейропсихологию.

Основные работы Выготского: «Педагогическая психология», «Исторический смысл психологического кризиса», «Мышление и речь», «История развития высших психических функций», «Учение об эмоциях», «Поведение животных и человека», «Лекции по возрастной психологии», «Психология подростка», «Психология искусства» и др.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), почетный член Венгерской академии наук (1973), почетный доктор Парижского университета (1968).

После окончания  в 1928 году отделения общественных наук Московского университета работал  в Институте экспериментальной  психологии Московского университета под руководством - Г.И. Челпанова.

С 1928 года по 1930 год под руководством Л.С. Выготского осуществил исследование развития высших форм запоминания в психологической  лаборатории Академии коммунистического  воспитания имени Н.К. Крупской.

С 1934 года руководил  группой ученых, последователей Л. С. Выготского, работавших во Всеукраинской  психоневрологической академии и украинском НИИ педагогики в Харькове. С 1941 года Леонтьев становится профессором МГУ, В период с 1942 по 1945 годы руководил  научной работой в Опытном  восстановительном госпитале под  Свердловском. С 1945 года заведовал кафедрой психологии философского факультета МГУ, а в 1966 году становится деканом факультета психологии МГУ.

Награжден Ленинской  премией в 1963 году за книгу «Проблемы  развития психики», а в 1975 году —  Ломоносовской премией первой степени  за книгу «Деятельность. Сознание. Личность».

Разработал общепсихологическую  теорию деятельности.

Основные научные  труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление  движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы  развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Основные положения  культурно-исторической концепции  Л.С. Выготского.

1.  Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий.

2.  Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям.

3.  В качестве психологических орудий выступают знаки.

 Х

А                                                       В

Рис. 1. Модель опосредования  психических процессов знаками-средствами, где А — стимул, В — ответ, X — знак-средство.

Например:

А — содержание, которое надо запомнить — шифр замка сейфа (1914), В — воспроизведение  этого содержания через какое-то время, X — знак, кодирующий то, что  нужно запомнить (год начала I мировой  войны).

4. Психологические  орудия лежат в основе произвольных  психических функций: произвольного  внимания, произвольной памяти, логического  мышления, произвольного восприятия, произвольного действия и т.д.  Непроизвольные психические функции  Выготский называл натуральными  или низшими. Произвольные психические  функции были названы высшими.

5. Высшие психические  функции имеют социальное происхождение  и опосредованы знаками, осуществляются  по желанию человека.

6. Высшие психические  функции появляются на сцене  дважды: сначала как функция интерпсихологическая, а затем как функция интрапсихологическая; высшие психические функции первоначально  возникают как форма сотрудничества  с другими людьми, а затем становятся  индивидуальными. Высшие психические  функции — это психологические  системы.

Овладение знаками-средствами, или психологическими орудиями, осуществляется в процессе интериоризации. Процесс  инте-риоризации означает превращение  интерпсихологических отношений в  интрапсихологические. Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого  на ребенка с помощью выработанных в процессе исторического развития культурных знаков-средств. Затем ребенок  воздействует также на окружающий его  мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной  психикой, то есть воздействует на себя.

I этап — воздействие  взрослого на ребенка (например: «Это делать нельзя!»)

II этап — воздействие  ребенка на животного или другой  объект (например: «Это делать нельзя!»)

III этап —  воздействие ребенка на самого  себя (например; «Это делать нельзя!»)

Непослушание  ребенка или его отставание в  учебе — это результат не овладения  им необходимыми для этого психологическими орудиями.

Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у него плохая память. Он просто не овладел психологическими орудиями, необходимыми для этой процедуры.

А.Н. Леонтьев о  сущности и структуре сознания.

Сознание в  своей непосредственности есть открывающаяся  субъекту картина мира, в которую  включен он сам, его действия и  состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе  предметом сознания становится также  и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и  собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь  с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также  сознанием-деятельностью. Именно в  этой своей полноте сознание и  начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности и, более того, -управляющим ею.

Информация о работе Эволюция сознания человека