Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:11, реферат
В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Ответу на этот вопрос посвящена сегодняшняя лекция.
Введение
1. Понятие о психике и ее биологической основы.
2. Развитие психики животных.
3. Происхождение и развитие сознания.
Заключение
Список литературы
Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию.
Очень часто
ретикулярную формацию называют источником
активности организма, поскольку формируемые
данной структурой нервные импульсы
определяют работоспособность организма,
состояние сна или
Нарушение деятельности ретикулярной формации вызывает нарушение биоритмов организма.
Таким образом, мы можем констатировать, что нервная система человека выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т. е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
2. Развитие психики животных
В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие:
1.Таксисы. Это
элементарная форма
2.Чувствительность
- сигнальная форма
3.Поведение –
принципиально новый уровень
приспособления к среде,
4.Сознание - высший
уровень приспособления к
Сознание – предмет рассмотрения следующего вопроса лекции. Но прежде сформулируем выводы третьего вопроса.
Рассмотренная концепция развития психики в ходе эволюции живой материи предложенная А.Н. Леонтьевым базируется на тезисе о том, что психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в предметно расчлененном мире. Толчок эволюции развития психики – механизм метаболизма.
Развитие психики животных – это процесс развития деятельности.
В своем развитии различаются три стадии развития психики:
- стадия элементарной сенсорной психики;
- стадия перцептивной психики;
- стадия интеллекта.
Объективным критерием психического является возникновение чувствительности у живого организма.
Чувствительность – это способность живого организма реагировать на абиотические раздражители.
Чувствительности предшествует самая элементарная форма психического отражения – раздражимость. Раздражимость - способность живого существа реагировать на биотический раздражитель.
Биотическим раздражителем называется такой стимул из внешней среды, вещественно-энергетические составляющие которого, непосредственно входят в метаболические процессы данного живого организма. Таков, например, свет хлорофилловых растений, с помощью которого соответствующие клетки строят органические вещества.
Абиотическим
раздражителем называется первоначально
нейтральный для
Психика присуща живым существам, обладающим чувствительностью, то есть, элементарной формой психики (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фарби и их последователи в отечественной психологии).
Г) Существуют и иные точки зрения на эту проблему: это позиции антропопсихизма, панпсихизма, биопсихизма и нейропсихизма.
q Антропопсихизм – психика возникает только у человека (Р. Декарт и его последователи).
q Панпсихизм, или гилозоизм – вся природа считается одухотворенной (Эмпедокл, Дж. Бруно, Д. Дидро, Ф. Шеллинг и др.).
q Биопсихизм – психика свойственна только живой материи (Т. Гоббс, К. Бернар, Э. Геккель, В. Вундт и др.).
q Нейропсихизм
– психика присуща живым существам, имеющим
нервную систему (Ч. Дарвин, Г. Спенсер
и другие).
3. Происхождение и развитие сознания
Сознание —
это высший уровень психического
отражения объективной
С точки зрения естественнонаучной парадигмы попытку объяснения причин возникновения и развития сознания предложили ряд отечественных психологов. Мы сегодня рассмотрим позиции двух научных школ - Алексея Николаевича Леонтьева и Льва Семеновича Выготского.
Лев Семенович
Выготский родился в городе Орша
5 ноября 1896 года. Учился в гимназии.
В 1913 году поступил в Московский университет,
где получил юридическое
Выготский внес вклад в развитие психологии искусства, обпгую психологию, детскую и педагогическую психологию, дефектологию, пато- и нейропсихологию.
Основные работы
Выготского: «Педагогическая психология»,
«Исторический смысл
Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), почетный член Венгерской академии наук (1973), почетный доктор Парижского университета (1968).
После окончания в 1928 году отделения общественных наук Московского университета работал в Институте экспериментальной психологии Московского университета под руководством - Г.И. Челпанова.
С 1928 года по 1930 год под руководством Л.С. Выготского осуществил исследование развития высших форм запоминания в психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской.
С 1934 года руководил
группой ученых, последователей Л. С.
Выготского, работавших во Всеукраинской
психоневрологической академии и украинском
НИИ педагогики в Харькове. С 1941 года
Леонтьев становится профессором МГУ,
В период с 1942 по 1945 годы руководил
научной работой в Опытном
восстановительном госпитале
Награжден Ленинской премией в 1963 году за книгу «Проблемы развития психики», а в 1975 году — Ломоносовской премией первой степени за книгу «Деятельность. Сознание. Личность».
Разработал
Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
1. Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий.
2. Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям.
3. В качестве психологических орудий выступают знаки.
Х
А
Рис. 1. Модель опосредования
психических процессов знаками-
Например:
А — содержание, которое надо запомнить — шифр замка сейфа (1914), В — воспроизведение этого содержания через какое-то время, X — знак, кодирующий то, что нужно запомнить (год начала I мировой войны).
4. Психологические
орудия лежат в основе
5. Высшие психические
функции имеют социальное
6. Высшие психические
функции появляются на сцене
дважды: сначала как функция
Овладение знаками-средствами, или психологическими орудиями, осуществляется в процессе интериоризации. Процесс инте-риоризации означает превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого на ребенка с помощью выработанных в процессе исторического развития культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окружающий его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной психикой, то есть воздействует на себя.
I этап — воздействие
взрослого на ребенка (
II этап — воздействие
ребенка на животного или
III этап — воздействие ребенка на самого себя (например; «Это делать нельзя!»)
Непослушание ребенка или его отставание в учебе — это результат не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями.
Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у него плохая память. Он просто не овладел психологическими орудиями, необходимыми для этой процедуры.
А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания.
Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности и, более того, -управляющим ею.