Этиология нарушений речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:37, контрольная работа

Описание

Коррекция речевого дефекта при ринолалии происходит дифференцированно, в зависимости от ряда факторов: возраста ребенка, состояния артикуляционного аппарата, особенностей развития речи в целом. Основным критерием для рекомендации посещения логопедического учреждения является развитие речевого процесса.
В дошкольном возрасте логопедическая коррекция происходит в амбулаторных условиях (поликлинике или в больнице после операционного этапа коррекции). У детей с недоразвитием остальных речевых процессов коррекция проводится в специализированных детских садах или специальных группах для такого контингента дошкольников. В школьном возрасте дети, у которых имеется нарушение фонематического восприятия, занимаются с логопедом в общеобразовательных школах на логопедических пунктах. Но ввиду стойкости и выраженности дефекта такие занятия не всегда эффективны. Больший результат приносит коррекционная работа, проводимая в специализированных общеобразовательных учреждениях.

Работа состоит из  1 файл

лог. специальность.docx

— 33.06 Кб (Скачать документ)

     Самыми  основными и главными проявлениями неадекватности фонетического оформления речеобразования становятся изменения всех оральных звуков из-за участия носового резонатора и измененных ввиду этого аэродинамических компонентов фонации.

     Звуки приобретают назальность, т. е. меняется правильный тон согласных. Кроме этого, наблюдается специфическое звучание задненёбных согласных звуков. Это происходит из-за включения в процесс глоточного резонатора. Как приспособительный механизм возникает дополнительная артикуляция, обусловленная напряжением глоточных стенок, – фарингализация. Могут присутствовать признаки компенсаторной артикуляции в полости гортани. Это создает «щелкающий» призвук.

     Кроме всего вышеперечисленного, встречается  и много других дефектов (выпадение  начального согласного звука в словах, например «ак», «ам» вместо «как», «там»); нейтрализация зубных звуков по способу образования; смена взрывных согласных на фрикативные; возникновение свистящего призвука при произнесении шипящих согласных или же наоборот – «с» – «ш» или «ш» – «с»; отсутствие вибрирующего согласного р или его замена на ы при форсированном выдохе; появление дополнительного шумового фона в виде шипения, свиста, придыхания, храпа, гортанности на назализированные звуки; переход артикуляции в более задние зоны, что обусловлено высоким стоянием корня языка и недостаточным участием губ. Иногда можно наблюдать такие явления, как гиперкоррекция. При этом артикуляция переходит в передние зоны (замена звука с на ф при том же способе артикуляции). Одной из характерных черт является повышение неразборчивости звуков при стечении согласных в конечной позиции.

     Связь назализированной речи с артикуляционными искажениями отдельных звуков может  быть очень разнообразной. Прямого  соотношения между величиной  нёбного дефекта и степенью изменения  речи не установлено. Разнообразных  приспособительных механизмов, которые  используют дети, имеющие этот дефект, для звукопроизношения, слишком  много. Имеется также зависимость  от соотношения полостей – резонаторов, от индивидуальных особенностей строения полости рта и носа. Существуют менее специфические факторы, которые  также оказывают влияние на произнесение звуков (возраст, особенности психики, социально-психологические факторы). В целом речь пациента, имеющего дефект в виде ринолалии, очень неразборчива.

     По  исследованиям М. Момеску и Э. Алекс, можно сделать заключение, что речь детей с ринолалией, вызванной расщелиной нёба, в своем содержании имеет 50 % информации по сравнению с разговорной речью здоровых детей. Передача речевой информации детьми с исследуемым дефектом вдвое меньше, что составляет определенные трудности общения, коммуникации.

     При открытой ринолалии механизм речевых искажений определен следующими факторами: не образован нёбно-гло-точный затвор и поэтому нет разделения и противопоставления звуков по ротоносовому признаку; место и способ артикуляции практически всех звуков изменены ввиду анатомических деформаций твердого и мягкого нёба, малой активности кончика языка, губ, смещения языка глубоко в ротовую полость, высокого стояния корня языка, участия вспомогательной мускулатуры гортани и глотки. У детей с ринолалией имеются отклонения в других речевых процессах, обусловленные спецификой их устной речи.

     Особенности письма заключаются в неполноценности  образов и отсутствии их разграничения, что является необходимым для  основы правильного письма. Эти особенности  обусловлены дефектностью устной речи данного контингента детей, так  как искажается вся фонематическая основа языка. Восприятие речи является вторичным, что создает препятствия  для детей с ринолалией к овладению навыками письма. Проявления искаженной связи письма с патологией артикуляционного аппарата весьма различны и разнообразны.

     Если  к началу обучения письму у ребенка  с ринолалией присутствует внятная речь, произнесение большинства звуков четкое, несмотря на имеющийся назальный оттенок, то обучение будет успешным. Но при появлении каких-либо препятствий для нормального развития речи возникают и сложности в овладении письмом в виде специфических нарушений. Если у ребенка начало речи запоздало и не было своевременно проведено оказание логопедической помощи, то в таких случаях речь ребенка будет неразборчивой, слова малопонятными. Если при этом будет преобладать снижение психической активности и отсутствие практики разговорной речи, то прогноз в отношении развития письма будет менее благоприятным.

     Очень разнообразны нарушения и ошибки, которые обнаруживаются в письменной практике детей с расщелинами. Наиболее характерные из них:

1) замена  «п», «б» на «м»; «д», «ж» на «п» и обратные замены «н» – «д», «ж»; «м» – «б», «п», которые вызваны отсутствием фонового противопоставления этих звуков при устной речи;

2) замены, пропуски, произношение лишних гласных; 

3) замены  и смешивания шипящих – свистящих; 

4) замены  и смешивания звонких и глухих  согласных; 

5) частые  пропуски одной из букв стечения;

6) замена  л на р и наоборот;

7) заметны  сложности в употреблении аффрикат. Звук [ч] в письменном варианте заменяется на [ш], [с] или [ж]; [щ] на [ч]. Выраженность нарушения письменных навыков определяется сочетанием определенных факторов: степени дефекта артикуляционного аппарата, характера, особенностей психики ребенка и компенсаторных механизмов, окружающего речевого влияния. Необходима специальная коррекция, направленная на развитие слухового восприятия и одновременно воздействующая на произнесение речи. Работа с детьми, страдающими ринолалией, должна включать как развитие фонематического восприятия, так и коррекцию произношения одновременно.

     Для письменной речи характерны ошибки в  употреблении предлогов, союзов и частиц, в окончаниях падежей. Это можно  назвать письменным аграмматизмом. Характерны также неправильные разделения предложений, соединения предлогов с другими частями речи, в основном с существительными.

     При чтении также имеется влияние  несформированной устной речи. Заметны  смешивания частей слов, не всегда дифференцируются формы слова, темп чтения замедлен. Понимание прочтенного материала  нарушено в разной степени: от непонимания  отдельных слов до нарушения понимания  смыслового содержания частей текста, переносного смысла.

     Заключение

     Коррекция речевого дефекта при ринолалии происходит дифференцированно, в зависимости от ряда факторов: возраста ребенка, состояния артикуляционного аппарата, особенностей развития речи в целом. Основным критерием для рекомендации посещения логопедического учреждения является развитие речевого процесса.

     В дошкольном возрасте логопедическая коррекция  происходит в амбулаторных условиях (поликлинике или в больнице после  операционного этапа коррекции). У детей с недоразвитием остальных  речевых процессов коррекция  проводится в специализированных детских  садах или специальных группах  для такого контингента дошкольников. В школьном возрасте дети, у которых  имеется нарушение фонематического  восприятия, занимаются с логопедом  в общеобразовательных школах на логопедических пунктах. Но ввиду стойкости  и выраженности дефекта такие  занятия не всегда эффективны. Больший  результат приносит коррекционная  работа, проводимая в специализированных общеобразовательных учреждениях.

     У детей школьного возраста с данной патологией наблюдается общее недоразвитие речи, обеднение лексики и грамматического  строя. Эти явления имеют различные  причины – социальное и речевое  контактирование таких детей ограничено, что вызвано выраженным нарушением разговорной речи, поздним началом звуковой речи, присоединением к основному нарушению дизартрии или алалии. Такие дети имеют ограниченный и неточный по употреблению словарный запас, речевые ошибки, низкий уровень усвоения синтаксиса, лексики и литературного языка. Все это является следствием недостатка речевой практики. Речь приобретает стереотипность, слова заменяются близкими по значению.  
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Беккер  К. Я., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. / Под ред. Н.А. Власовой. - М., 1981.

2. Гриншпун Б.М. Классификация речевых нарушений // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой: В 2 кн. - М., 1995. - Книга 1.

3. Калягин  В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006.

4. Логопедия:  Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой: В 2 кн. - М., 1995. - Книга 1.

5. Хрестоматия  по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

Информация о работе Этиология нарушений речи