Этический кодекс психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:38, доклад

Описание

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Работа состоит из  1 файл

этический кодекс психолога.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)
tify">(c) Психологи-консультанты  не допускают неквалифицированного  использования психологического  инструментария.

(d) Когда  стоит вопрос о диагнозе, оценке  и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,

(e) Психологи-консультанты  делают все возможное для определения  ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

       3.3. Интерпретация данных

При интерпретации  данных, в том числе и при  автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.

       3.4. Создание тестовых оценок и  интерпретаций

Психологи-консультанты, распространяющие психологический  инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизировано.

       3.5. Объяснение полученных результатов

Результаты  обследования должны быть объяснены  клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось  исследование — психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.

       3.6. Обеспечение безопасности психологического  инструментария

Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с  законом, взятыми обязательствами  и стандартами данного Этического кодекса.

4. Процедурные нормы

       4.1. Информирование клиента

(а) При  установлении профессиональных  отношений между психологом-консультантом  и клиентом необходимо как  можно раньше обсудить то, что  будет происходить во время  сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

(в) Если  в работе психолога-консультанта  участвует супервизор, то этот  факт оговаривается в предыдущем  обсуждении, с указанием фамилии,  имени и отчества супервизора,  если он несет ответственность за данный случай.

(с) Психологи-консультанты  во избежание какого-либо непонимания  предпринимают все, чтобы ответить  на все вопросы клиентов о  предстоящем консультировании.

       4.2. Осознанное согласие

(а) Психологи-консультанты  должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:

(1) способен  дать согласие; (2) получил значимую информацию относительно всех процедур; (3) дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны; (4) данное согласие правильно оформлено.

(в) В  тех случаях, когда клиент официально  не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

(с) Дополнительно,  психологи-консультанты: (1) информируют  недееспособных клиентов о проводимых  вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями; (2) стараются получить их одобрение и (3) учитывают личностные пристрастия и интересы.

       4.3. Взаимоотношения с парой и  с семьей

(а) В  тех случаях, когда психологи-консультанты  оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить: (1) кто из них является клиентом и (2) какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

(в) Как  только психолог-консультант сталкивается  с выполнением потенциально противоречивых  ролей (например, семейного консультанта  мужа и жены и свидетеля  одной из этих сторон на  бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.

      4.4. Осуществление работы с клиентами,  курируемыми другими психологами

При принятии решений об оказании услуг тем, кто  уже получает поддержку в отношении  психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.

      4.5. Консультации и взаимодействие  с коллегами

Психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

      4.6. Прерывание помощи

(а) Психологи-консультанты  планируют возможность продолжения  работы с клиентами в случаях  неожиданного прекращения своих  услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

(в) Если  отношения между клиентом и  психологом-консультантом определяются  контрактом или договором о  найме, то последние в случае  окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.

      4.7. Окончание профессиональных отношений

(а) Психологи-консультанты  не бросают клиентов.

(в) Психологи-консультанты  прекращают свое вмешательство,  когда становиться ясно, что клиент  не нуждается больше в его  услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

(с) Перед  прекращением терапии психолог-консультант  выясняет актуальное состояние  клиента и проводит соответствующую  подготовку по прекращению работы  или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5. Неформальные отношения

       5.1. Внепрофессиональные отношения  с клиентами

(а) В  ситуациях, когда психологи-консультанты  не могут избежать внепрофессиональных  отношений с клиентами, они  должны быть особенно осторожны  н внимательны и учитывать силу своего влияния.

(в) Психологи-консультанты  должны стремиться избегать внепрофессиональных  контактов с клиентами в ситуациях,  способных нанести им вред.

(с) Если  же в силу обстоятельств психолог-консультант  не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с Этическим кодексом.

       5.2. Сексуальные отношения

(а) Психологи-консультанты  уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать се нарушения.

(б) Психологи-консультанты  не вступают в сексуальные  отношения с клиентами, студентами  или супервизируемыми.

       5.3. Консультирование бывших сексуальных  партнеров

Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

6. Конфиденциальность

       6.1. Обсуждение ограничений конфиденциальности

(а) Психологи-консультанты  обсуждают с клиентами и/или  организациями. с которыми они  устанавливают профессиональные отношения:

(1) вопросы  конфиденциальности; (2) необходимые  ограничения на возможное использование  информации, полученной во время работы.

(в) Обсуждение  вопросов конфиденциальности должно  проходить на самых ранних  этапах психологической работы.

(с) Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

       6.2. Сохранение конфиденциальности

Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

       6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир

(а) Для  минимизации вторжения во внутренний  мир клиента психологи-консультанты  в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. включают  только ту информацию, ради которой  и осуществлялось профессиональное  взаимодействие.

(в) Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

      6.4. Обеспечение сохранности и неприкосновенности  собранной информации

Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый  уровень конфиденциальности при  сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим Кодексом.

      6.5. Разглашение информации

(а) Психологи-консультанты  раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на: (1) обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам; (2) проведение необходимых профессиональных консультаций; (3) защиту клиентов.

(в) Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

(с) При  консультации с коллегами, психологи  не делятся конфиденциальной  информацией, которая могла бы  привести к идентификации клиента,  за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

      6.6. Конфиденциальная информация • базе данных

(а) При  введении конфиденциальной информации  в базу данных или в систему  записей, которые доступны людям,  в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

(в) Предоставляя  записи третьим лицам, психолог-консультант  должен позаботиться о том,  чтобы в них отсутствовала  информация, позволяющая идентифицировать  участников этих записей.

(с) Если  с носителей информации невозможно  стереть идентифицирующую участников  информацию, психолог-консультант должен  получить от идентифицируемых  участников разрешение на предоставление  этой информации третьим лицам,  в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

      6.7. Использование конфиденциальной  информации в обучении, публикациях  и публичных выступлеинях

Информация о работе Этический кодекс психолога