Этапы развития психологии семейных отношений, дисфункциональные семьи. Этапы конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:47, контрольная работа

Описание

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: Дикость, варварство, цивилизацию.
Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Содержание

1. Назовите этапы развития психологии семейных отношений
2. Охарактеризовать этапы конфликта
3. Раскройте мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях
Литература

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.rtf

— 143.73 Кб (Скачать документ)

     Многие отечественные и зарубежные авторы выделяют объективные и субъективные факторы, являющиеся источниками конфликтов или конфликтогенами. Конфликтогены -- это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.

     Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах:

     - поведенческие конфликтогены -- проявление превосходства, эгоизма и агрессии;

     - ролевые конфликтогены -- пересечение трансакций (в типологии Э. Берна);

     - личностные конфликтогены -- общение с трудными людьми.

     Эскалация конфликта -- прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

     Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез -- это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:

     - дополнительный -- взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента, уступчивость второго или наступательные действия и оборона);

     - симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).

     Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту.

     Эскалация может быть непрерывной, с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты, и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

     Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте .

     Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта.

     Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

     Искажение конфликтной ситуации в целом:

     - характер соперничества;

     - консенсус (согласие);

     - несогласие (расхождение мнений);

     - спор (идейное противоборство);

     -напряженность (настороженное ожидание недружественных действий);

     - враждебность (неприязнь);

     - соперничество (конкуренция по определенным правилам);

     - агрессивность (отдельные враждебные действия);

     - насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства);

     - война (неограниченный спектр применяемых средств борьбы).

     Формы редукции конфликта:

     - упрощение элементов конфликтной ситуации, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа;

     - схематизация конфликтной ситуации в виде выделения неких устойчивых связей и отношений;

     - уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас, без прошлого и последствий;

     - поляризация оценок до черного и белого;

     - категоричность оценок, не подлежащих пересмотру;

     -фильтрация информации и интерпретация в соответствии с существующими предубеждениями.

     Искажение восприятия собственной стороны:

     - мотивация рассматривается как социально приемлемая;

     - действия как справедливые;

     - позиция как нормативная, целесообразная;

     - операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать;

     - восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.

     Искажения восприятия действий, высказываний, поступков, мотивов оппонента:

     - друг;

     - союзник (помощник в определенной области);

     - партнер (постоянное сотрудничество);

     - сотрудник (временное взаимодействие);

     - противник (непримиримая борьба);

     - соперник (противоборство по определенному вопросу);

     - враг.

     Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:

     - мотивы расцениваются как подлые и низменные;

     -действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые;

     -позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная;

     -операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает;

     -восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

     Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:

     - состояние стресса;

     - высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге;

     - неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей;

     - доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды;

     - негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение);

     - рост эмоционального напряжения;

     - переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику;

     - переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери;

     - рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия;

     - потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником;

     - расширение социальных границ конфликта за счет увеличения числа участников; переход от мягких тактик противостояния к жестким. 

3. Раскройте мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях 

     Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.

     Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.

     Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.

     Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри...»). В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.

     Мотив «месть» означает, что один из партнеров был, отвергнут, и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.

     Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И все-таки любовь -- это прекрасное чувство. На наш взгляд, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.

     Выделяются также различные состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь. Любовь -- это дружба, нежность, узнавание внутренних достоинств, принятие и понимание индивидуальности партнера, детерминант личностного роста. Э. Фромм рассматривал любовь как умение, чувство и волевой акт: «Любви надо учиться, постепенно овладевать ее теорией и практикой». Зрелая любовь является одной из наиболее важных человеческих эмоций, означая единение при индивидуальных поступках. Любовь-- это активная сила, характеризующаяся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием другого человека. Эротическая любовь, для того чтобы быть действительно любовью, должна основываться на следующей предпосылке: надо любить исходя из своей сущности и переживать исходя из сущности другого. Любовь, прежде всего, должна быть волевым актом. Любовь -- не только чувство, это и решение, и суд, и обет.

     Влюбленность характеризуется концентрацией внимания на внешних данных партнера (влюбиться в глаза), его общественном положении и т.д.

     В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу.

     Здесь уместно упомянуть о так называемых ловушках любви. Ловушки любви -- это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.

     Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.

Информация о работе Этапы развития психологии семейных отношений, дисфункциональные семьи. Этапы конфликта