Эргономический подход в исследованиях трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:22, контрольная работа

Описание

В психологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения. В профориентации предметом является субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда.

Содержание

Введение
1.Понятие эргономики. Этапы развития эргономики.
2.Мидиэргономика, Микроэргономика.
3. Методы эргономического анализа. Перспективы развития эргономики.
4. Значение эргономики для оптимизации трудовой деятельности человека.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 34.73 Кб (Скачать документ)

 Эргономика начинает  осознавать, что она вступает  в новый этап своего развития, когда она становится «необходимым  и основным компонентом планирования  и разработки проектов, которые  связаны с взаимодействием людей. [7,198-205]

2.Мидиэргономика, Микроэргономика.

Мидиэргономика:

 Мидиэргономика - исследование  и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация". Мидиэргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов мидиэргономики входят:

1. проектирование организаций 

2. планирование работ 

3. обитаемость рабочих  помещений 

4. гигиена труда 

5. проектирование интерфейсов  сетевых программных продуктов 

 Это - исследование  и проектирование систем "человек  - рабочая группа, коллектив, экипаж, организация", "коллектив - машина", "человек-сеть, сетевое сообщество", "коллектив - организация", Сюда  входит и проектирование организаций,  и планирование работ, и обитаемость  рабочих помещений, и гигиена  труда, и проектирование АРМ  залов с дисплеями общего пользования,  проектирование интерфейсов сетевых  программных продуктов, и многое, многое другое. Исследуется взаимодействие  на уровне рабочих мест и  производственных задач. 

Микроэргономика:

 Микроэргономика - исследование  и проектирование систем "человек-машина".

 Микроэргономика - исследование  и проектирование систем "человек - машина". Сюда же включаются интерфейсы "человек-компьютер" (компьютер рассматривается как часть машины - например, в кабине истребителя есть дисплеи), - как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, "эргономика программного обеспечения" - это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы "человек-компьютер-человек", "человек-компьютер-процесс", "человек - программа, ПО, ОС".

 Система "человек-машина". Человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации. Система человек-машина является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики и машин». [1, 57-59]

 

2. Методы эргономического  анализа. Перспективы развития эргономики.

Эргономика относится  к тем наукам, которые можно  различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых  в них.

 Методологическую базу  эргономики составляет системный  подход. Он позволяет использовать  в эргономическом исследовании  в том или ином сочетании  методы различных наук, на стыке  которых возникают и решаются  качественно новые проблемы изучения  систем «человек и машина».  Таким образом, эргономика в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда.

 Проблема состоит в  координации различных методических  приемов при решении той или  иной эргономической задачи, в  последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.

 Рассуждая о методах  эргономического анализа, Е.Б.Моргунов выделяет следующие критерии для их типологии:

 С точки зрения целей  методы могут быть:

- аналитическими;

- проектировочными.

 При этом аналитические  методы должны применяться раньше  проектировочных, т.к. в начале проводится выявление структуры деятельности, а уж потом разрабатываются мероприятия, делающие деятельность пользователя более эффективной.

 С точки зрения «разрешающей  способности» методов выделяются:

- производственные методы (используются, когда деятельность  «берется в полном объеме»,  в процессе «ее реального выполнения»);

- лабораторные методы (если  анализируются отдельные составляющие  деятельности).

 Недостаток лабораторного  подхода в том, что часто  «за деревьями» (частными характеристиками  деятельности) не видно самого  «леса». Поэтому лучше использовать  два данных подхода в сочетании  и разумном чередовании. 

 С точки зрения способа  получения данных выделяются:

- объективные; 

- субъективные методы.

 Субъективные методы, используемые «непосредственно  от людей», существенно дополняют  данные, полученные "с помощью  исследовательского оборудования»  (объективные).

 Выделяются также: 

- эмпирические;

- экспериментальные методы.

 В эмпирических методах  исследователь лишь тем или  иным способом наблюдает и  регистрирует реальную деятельность. Экспериментальные методы предполагают  активное воздействие на нее  с помощью комбинаций тех или  иных условий, признанных имеющими  определенное значение. Эмпирические  и экспериментальные методы также  применяются в некоторой очередности. 

 На сегодняшний день  эргономика переходит на новый  этап своего развития:

- функции машин признаны  вторичными, обслуживающими;

- учитывают, прежде всего,  позитивные качества человека  как действительного субъекта  труда, т.е. то, что составляет  не его недостатки, а его преимущества  по сравнению с машиной. 

 Эти тенденции находят  свое выражение в таких явлениях, как замена Европейским агентством  по производительности труда  термина «эргономика» термином  «соответствие работы работающему», переименование факультета эргономики  и кибернетики в Технологическом  колледже в Лавбро в факультет наук о человеке, который продолжает оставаться ведущим ВУЗом Англии по подготовке специалистов в области эргономики.

 На Западе ожидают  социально-экономический взлет эргономики: заказы на эргономическую работу  растут, экономическая эффективность  эргономических работ возрастает, эргономика расширяет сферу своего  влияния. 

 Но при этом не  происходит качественного изменения  самой эргономики - она работает  по внешним критериям: экономическая  эффективность, здоровье рабочего  и его большая или меньшая  удовлетворенность трудом.

 Все эти критерии  являются внешними, еще раз, потому, что могут быть удовлетворены  не эргономическими способами,  хотя, может быть, и не гуманными:  усиление эксплуатации, улучшением  медицинского обеспечения, повышением  зарплаты и расширением льгот.  В эргономических работах нет  той сути, указывая на которую,  мы указывали бы на нечто  специфическое. 

 Резюмируя вышесказанное,  можно оказать, что в эргономике  не эксплицирована собственная  реальность. Отсутствие реальности, или, другими словами, объекта  (предмета) делает эргономику дисциплиной  отражательной - развитие эргономики  идет вслед за развитием техники  и технологии, сама эргономика  не творит новые вещи.

 Отражательность, в свою очередь, приводит к социальной консервативности эргономики - не умея создавать новое, эргономика не видит будущего, ею создаваемого, а потому не имеет и прогрессистских идей и волей-неволей всегда консервирует имеющиеся социально-экономическое положение. Неэксплицированность собственной реальности направляет эргономику в своем развитии в сторону идеологизации - превращения эргономического способа мышления в общекультурный, а не объектно-профессиональный (например, физический, биологический).

 Варианты развития  эргономики:

- экспансионистский вариант.  Эргономика распространится на  все мыслимые виды занятий,  будут более-менее отработаны  все методы ее работы (как это  уже произошло с антропометрией  человека), интерес к ней упадет. Эта экспансия может включить  в себя и позитивистски понятую духовную сферу, превратив ее в набор эстетических и этических потребностей, сводящихся в конце концов к комфорту. Пока развитие эргономики идет по данному ватианту.

- трансформационный вариант.  Эргономика, вторгшись в так называемую  «духовную сферу», обнаруживает  не затрагиваемые ранее человеческие  реалии, не объясняемые традиционными  дисциплинами (прежде всего, психологией), в частности, высшие психические  состояния, антропологический прототип. Новые факты (которые уже есть) требуют кардинальной перестройки  психологии как базовой дисциплины  для эргономики (превращение ее  в науку о человеке). Новая психология  и задаст ту реальность, которой  так не хватает сейчас эргономике, а эргономика переходит на  новый этап своего развития (за  которым пока неизвестно что  будет). [5, 78-83с]

3.Значение эргономики  для оптимизации трудовой деятельности  человека.

Эргономика:

 ► Выявляет трудовые  резервы человека и творческие  возможности, включая высшие про явления психики;

 ► исследует влияние  физической среды на состояние  и работоспособность человека;

 ► разрабатывает средства  эффективной защиты от шума, от  раздражения зрения, от высоких  температур, большой влажности, холода, вредных газов;

 ► устанавливает принципы  наилучшего устройства пунктов  управления с учетом психологических,  физиологических, гигиенических  и эстетических требований;

 ► определяет условия  проектирования рабочих мест, которые  облегчили бы труд человека  и помогли ему развивать профессиональные  навыки;

 ► изучает «пропускную  способность анализаторов человека  — зрения, слуха, ощущений —  и в зависимости от результатов  устанавливает своеобразные параметры  для органов управления, порядок  рабочих движений и так далее;

 ► изучает усталость  и выносливость человека, анализ  его поведения в трудных ситуациях  при управлении объектом;

 

 ► проводит исследование  эмоциональных факторов в труде,

 ► проводит эксперименты  по нервной и химической регуляции  работающего организма;

 ► решает задачи, связанные  с оптимизацией труда: рассматривает  многие виды не только индивидуального,  но и группового поведения  в условиях современного высокосложного и высокоскоростного производства.

 Полученные эргономикой  результаты способствуют увеличению  производительности и повышению  качества труда, обеспечивая вместе  с тем необходимые условия  работающему, сохраняя его силы, здоровье, работоспособность.

^ Эргономика решает также  ряд проблем, поставленных в  системотехнике: оценка надежности, точности и стабильности работы  оператора, исследование влияния  психологической напряженности,  утомления, эмоциональных факторов  и особенностей нервно-психической  организации оператора на эффективность его деятельности в системе "человек-машина", изучение приспособительных и творческих возможностей человека.[3, 27-30с]

Заключение

В отличие от инженерной психологии и психологии труда эргономика изучает взаимодействие человека и  техники не только в сфере производства, но и в сферах досуга и быта.

 Одно из важнейших  направлений в эргономике, например, связано с проектированием предметного  мира для людей с физическими  недостатками. Наиболее интенсивно  эргономика развивалась в рамках  военно-промышленного комплекса. 

 Активное воздействие  на развитие эргономики оказали  возросшая конкуренция в производстве  товаров и услуг и принятие  законодательства, защищающего права  потребителя. 

Юридическая ответственность  за качество и безопасность своих  изделий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке новых изделий еще на стадии проектирования.

 Одно из основных направлений эргономики связано с изменением менталитета инженеров, проектировщиков, конструкторов, которых призывают ориентироваться не на собственные представления о физических и психических характеристиках человека, а на точное знание того, как человек видит, слышит, думает, как далеко он может дотянуться рукой, насколько он может согнуться, как повлияет определенный уровень вибрации на его зрительное восприятие, эмоциональные реакции и т.д.

 С этой целью создаются  многостраничные справочники по  конкретным характеристикам человека  и его возможностям действовать  в тех или иных средах, проводится  большая работа по стандартизации  эргономических норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнительные курсы по эргономике и человеческим факторам.

 В настоящее время  в мировой практике эргономистов  готовят на базе высшего технического  образования и в рамках высшего  психологического образования. Так,  в технических университетах,  институтах введена специальность  – «эргономика».

 На факультетах психологии  классических университетов специализацию  в области эргономики обеспечивают  кафедры психологии труда, инженерной  психологии, психофизиологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования [текст] М.: Институт психологии РАН, 1994- 163.с.

2.     Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [текст] М.: Изд-во МГУ, 1995-  224.с.

3.     Моргунов, Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах[текст] М.: Тривола, 1994-  272.с.

4.     Мюнстенберг, Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997- 320.с.

5.     Петровский, В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности [текст]Ростов-на-Дону: Феникс, 1996-  512.с.

6.     Слободчиков, В.И.; Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [текст] М.: Школа-Пресс, 1995- 384.с.

7.     Татенко, В.А. Психология в субъектном измерении [текст] К.: «Просвита», 1996- 404.с.

8. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=487239  01.12.12


Информация о работе Эргономический подход в исследованиях трудовой деятельности