Эпоха Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание

Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими - либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются вперед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики.

Работа состоит из  1 файл

к.р.история психологии.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

лов, развитие элементов  того, что М. Бахтин назвал «карнавальной  культурой».

     К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, появлялось все больше ученых, обращавшихся к психологической проблематике - Р. Бэкон, X. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Однако в светской психологии на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности (которые еще долгое время оставались проблемами богословия), а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания [3].

 

      ГЛАВА 2. Развитие психологии в учениях мыслите –

лей  Арабского Востока, средневековой Европы

(с V в. до XVII в)

     В средние века и в эпоху Возрождения  продолжалось развитие психологии в  рамках учения о душе. С точки  зрения развития психологии целесообразно выделить: учение Блаженного Августина, достижения в арабо-язычной науке, учение П. Абеляра, возникновение томизма, учение Р. Бэкона, появление номинализма. Рассмотрим основные положения их учений, имеющие значение для психологии.

     Августин  Блаженный Аврелий (354-430) – епископ и христианский

мыслитель, автор  «Исповеди» и «Монологов».

     Основные  психологически значимые идеи:

• без веры нет знания, нет истины; наиболее достоверное знание – это знание о том, что я мыслю, и что я существую; 

• душа бессмертна, так как бессмертны идеи, возникшие  в ней;

• душа существует вне пространства; идеи даны душе от рождения;

• существует семь ступеней души: 1) растительная; 2) животная; 3) челове -

ческая (обладает памятью и речью); 4) характерно стремление к добру; 5)  «очищенная душа», свободная от страха смерти; 6) стремится к Богу, т.е. к созерцанию истины; 7) поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины. Это есть подлинная цель души, остальное — «суета сует».

         Обыкновенные же люди выбирают более простой путь – веры в авторитет;

• в извлечении знаний из души большое  значение Августин придавал воле человека; воля  управляет как телесными, так и душевными процессами;            • заложил основы учения, которое впоследствии будет названо волюнтаризм.                                                                                                                          

         Пьер Абеляр (1079-1142) – французский философ и теолог, автор сочинений «История моих  бедствий», «Да и нет», «Диалог между философом, иудеем и христианином». Абеляр пользовался во Франции большой популяр -

ностью, и когда  за свои взгляды он был изолирован от общества

(пустынь в  округе Труа), к нему стекались  ученики со всех концов Франции. 

     Основные  психологически значимые идеи:

• вера в Бога должна основываться на разумном понимании: «Понимаю, чтобы верить»;

• внес вклад  в развитие логики и диалектики;

• истина открывается  только разуму;

• человек несет  ответственность за свои  поступки;

• добрым или  злым поступок делают намерения;

• слово есть лишь обозначение сущности, а значение слова уже существует в божественном уме.

     Среди ученых арабского Халифата выделяются  Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн аль-Хайсам), Аверроэс (Ибн-Рушд).

     Авиценна (Ибн-сина Абу Али) (980-1037) – средневековый таджикский философ, врач и ученый, известный в арабском мире. Сыграл большую роль

в распространении  среди арабов научного наследия античного  мира.

     Его основные психологически значимые идеи:

• в трактате «Канон врачебной науки» вывел  положение  о зависимости психики от работы мозга;

• признавал  бессмертие души;

• признавал  вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия вещей;

• разработал теорию двух истин, согласно  которой существуют две параллель -

ные истины – вера и знание;

• внес вклад  в изучение влияния сильных  эмоциональных  переживаний на организм животных и  человека;

• изучал связь  между физическим развитием и  психическими особенностями человека;

• важное значение придавал воспитанию;

• зачинатель возрастной психофизиологии  (изучал психофизиологические

изменения у  детей);

• проводил опыты, показывающие зависимость состояния здоровья от эмоциональных состояний.

     Так, он определил, что стало причиной аффекта  молодого юноши, называя  возможные причины и  прощупывая изменения пульса. Впоследствии этот метод назовут ассоциативным экспериментом. Кроме того, он провел опыт, заключающийся в том, что двух  баранов одинаково кормили, но рядом с одним из баранов был привязан волк. В результате этот баран стал быстро худеть и умер. Этот опыт можно считать началом изучения психологии стресса.

     Альгазен (Ибн Аль-Хайсам) (965-1039) – арабский ученый.

     Его основные психологически значимые идеи:

• внес большой  вклад в развитие научных  представлений  о природе зрительно -

го восприятия,  которое он рассматривал с точки  зрения законов оптики;

• различал непосредственный эффект  воздействия на глаз световых лучей и бессознательную  умственную переработку зрительных ощущений, на  основе которых создается образ предмета;

• способствовал  развитию идей Аристотеля,  Евклида  и Галена.

     Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) – арабский  философ и врач, жил в Испании, захваченной арабами.

         Основные психологически значимые идеи Аввероэса:

• душа каждого  человека обладает  индивидуальностью;

• тело воздействует на душу через  чувственность;

• каждый человек  способен воспринимать  божественный разум;

• разум и  душу рассматривал как  самостоятельные  инстанции;

• считал душу смертной, а разум – бессмертным;

• большое значение придавал познанию  природы вещей  и души;

• открыл роль сетчатки глаза как  чувствительной части  глаза (до него это

свойство приписывалось  хрусталику);

• различал «рациональную» религию, доступную образованным, и  образно-

аллегорическую  религию, доступную всем ( учение о двойственной истине);

• выделял у  людей три главных способности: к риторике, диалектике и

аподейтике  (философствованию);

• вернул Европе идеи Аристотеля  (современники называли Аверроэса «великим комментатором» Аристотеля: Аристотель объяснил природу, а Аввероэс объяснил Аристотеля).

     В XIII веке появилось учение Фомы (Томаса) Аквинского (1225/1226-1274) – христианского философа, теолога, монаха, автора трактатов «Сумма 

теологии», «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского получило название томизм и было  канонизировано католической церковью. Томизм 

опирается на труды  Аристотеля, но интерпретирует их  исходя из догматов христианской церкви.

     Основные  идеи Фомы Аквинского, имеющие значение для психологии:

• душа есть «чистый» объект, обладающий  способностью сознавать;

• отстаивал  идею вечности души;

• душу человека считал не только разумной, но и сознательной;

• чувственные  образы признаются духовным  явлением;

• человек соединяет в себе два круга бытия – божественный и земной;

• в случае противоречия знаний и веры, знание уступает вере;

• познание рассматривается  как естественное (человеческое) и сверхъестест -

венное (откровение, познание Бога); 

• в душе имеется  «внутреннее слово» (интенция), которая  придает направлен -

ность познанию;                                                                                                  

• источником познания является чувственное восприятие;

• разум определяет волю; • душа есть акт тела (влияние  Аристотеля).

     В XIII в. в Европе появляются также  материалистические тенденции в  объяснении психологических явлений. Они получили свое выражение в учениях Роджера Бэкона и идеях номинализма.                                                     

     Роджер  Бэкон (1214-1292) – английский  философ  и естествоиспытатель. Его основные психологически значимые идеи: • придавал большое значение

математике и  опыту;

• под опытом понимал как научный  эксперимент, так и внутреннее мистичес -

кое «озарение»;

• ощущения рассматривал в качестве основы других психических  явлений и знаний;

• продолжил  естественнонаучные традиции  изучения зрительного восприятия, заложенные  Аристотелем и продолженные Альгазеном;

• в труде  «Перспектива» показана зависимость  зрительного восприятия от общих  законов  распространения, преломления  и отражения света;

• ему принадлежит знаменитый тезис:  «Знание – сила».

       Возникновение номинализма связывают с  именами оксфордских профессоров Дунса Скота и  Уильяма Оккама. Номиналисты утверждали, что:

• реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качества-

ми; общие понятия, создаваемые нашим мышлением  об этих вещах, су- 

ществуют только в уме и не отражают их реальных свойств;

• знание имеет  относительный характер;

• знаковая система  является надиндивидуальной и носит универсальный

характер;

• исходная точка процесса познания –  чувственные знаки, которые

посредством речи  преобразуются в общие понятия.

     Дуне  Скот (1265-1308):

• впервые поставил вопрос о том, является ли мышление свойством материи;

• отстаивал  свободу воли.

     Уильям  Оккам (1300 — ок.1349):

• предложил  принцип «экономии мышления», который  гласит, что бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством  меньшего(«бритва Оккама»); принцип распространяется и на объяснение

психических явлений, что делает  ненужным, по мнению Оккама, обращение к

понятию «душа» [1].

          Заключение

            В истории Средние века получили крайне противоречивую характеристику. Так, гуманисты видели в Средних веках (они и дали этот термин «Средние века») время темноты и невежества, из которого, как им казалось, человечество могло вывести обращение к лучезарной древности.

         В противоположность такой односторонней оценке средневекового мира русский философ H.A. Бердяев указывал на неизмеримо более сложный характер эпохи. «Средние века – самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолют-

ному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая... Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная ... эпоха эта обострила дуализм во всех сферах бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешимые проблемы: прежде всего проблему введения всей действитель -

ности в ограду церкви, превращения человеческой жизни в теократию... Всякому известны тьма и невежество средних лет человечества. Но можно ли сказать, что была философским безвременьем и темнотой эпоха, в середине которой явился Иоанн Скотт Эриугена, а в конце Майстер Экхарт? Была ли некультурна эпоха Данте и Фомы Аквинского? Вся античная культура вошла в Средневековье, мировая душа жила и развивалась в течение этих оклеветанных веков [2].

Информация о работе Эпоха Средневековья