Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание

Методы исследования. Для решения задач были использованы: 1) Методика «Измерение уровня личностной тревожности Тейлора» (адаптированная Немчиным Т.А.). 2) «Тест школьной тревожности Филлипса». 3)социометрическое исследование. Достоверность результатов и выводов обеспечивалось применением надежных психодиагностических методик, а также использованием статистических методов обработки эмпирических данных, в частности, использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий U Манна - Уитни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………...5
1.1. Исследование тревожности в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………….........5
1.2. Проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………….17
1.3 Влияние тревожности на статусное положение ребенка в группе…...28
1.4 Выводы…………………………………………………………………..34
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………........36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….....36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………...40
2.3 Рекомендации по снижению тревожности для педагогов и родителей……………………………………………………………………............48
2.4. Выводы……………………………………………………......................52
Заключение…………………………………………………………………….......53
Литература………………………………………………………………................54

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 399.00 Кб (Скачать документ)

2.3. Рекомендации по снижению тревожности для педагогов и родителей

1. Поручение,  которое дается ребенку, должно  соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком  сложные, непосильные занятия,  вы заранее обрекаете ребенка  на неуспех, а, следовательно,  на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.       2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех (“У тебя это получится”, Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходимо общий положительный эмоциональный фон.           3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.           4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.   5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.   6. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка. Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения (“А вдруг я сделаю неправильно?”). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.  Необходимая любому тревожному ребенку, похвала учителя особенно нужна младшему школьнику. Ведь в школу приходят ребята с очень разным уровнем зрелости, да плюс к тому – первый год учение совпадает с возрастным кризисом, в результате чего одни школьники делают резкий скачок в своем развитии, а другие – отстают. Неравномерность темпа созревания детей – естественное и закономерное явление, типичное для учеников младших классов. Поэтому и требования к ним должно быть разными, и достижения ребят следует оценивать по-разному.

Рекомендации  для родителей

1. Тревога часто  является результатом противоречивых  требований к ребенку со стороны  близких ему людей. Потому ни  в коем случае нельзя манипулировать  людьми, перетягивая их, как канат,  то в одну, то в другую сторону.  Взрослый, который по-настоящему болеет за ребенка, не станет “в лоб” атаковать мнение другого значимого взрослого, к которому ребенок также прислушивается. Ни в коем случае нельзя ставить маленького человека перед необходимостью выбора: “Кого больше любишь – папу или маму?”.  Когда ребенок приходит в школу, появляется, кроме родителей, учитель, авторитет которого обычно очень высок. Ни родители, ни учителя не должны подрывать авторитет друг друга. Чем выше авторитет взрослых в глазах ребенка, тем большая ответственность за его эмоциональное благополучие лежит на них.            2. Взрослый должен быть и сам непротиворечив в своих поступках и действиях. Если сегодняшние решениями мы зачеркиваем то, что провозгласили вчера, это нужно честно объяснить ребенку. Честность и искренность взрослых – одна из важнейших основ эмоционального благополучия ребенка.           3. Порой представления о желаемых качествах ребенка оказываются столь привлекательными, что застилают глаза взрослых и никак не соотносятся с реальными возможностями детей. Прежде чем настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам, с тем, что влечет самого ребенка.        4. Для этого необходимо ребенку доверять. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет, – спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие, напротив, порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу. Чтобы ребенок был уверен в себе, чтобы по любому пустяку не впадал в панику, родители и учителя всегда должны оставлять за ним право на собственный поступок, на награду или расплату за него.     5. Честность и доверие к ребенку – вот два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Третий кит – безусловное принятие ребенка. Безусловное – значит без всяких условий. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не забудьте сказать, что уверены в его возможностях, что цените его как человека и тем более огорчены сложившейся ситуацией. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.  Умение принимать ребенка таким, какой он есть, освобождает родителей и детей от необходимости ориентироваться на результаты. Дети очень многое делают не для результата. Они учатся в школе не для отметок и даже не для конкретных знаний. Учение – это средство развития ребенка, путь овладения навыками умственной деятельности, способ самовоспитания.    6. Доверяя нашим детям, мы должны доверять и их выбору. С кем они дружат, куда ходят, чем занимаются – это их личное дело. Очень важно, чтобы ребенок сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то из взрослых, но этот контакт не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки.    Чем больше сфер общения у ребенка, тем больше шансов, что хотя бы в родной из них он найдет поддержку. Без особой нужды не ограничивайте круг общения ваших детей!           7. Кроме того, нужно уметь рассказывать проявления его тревоги, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить. Это очень трудно, потому что у тревоги большой набор масок, целый спектр проявлений.         8. Слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость. Зная это, грамотный учитель спросит такого ученика не в начале и не в конце урока, а в середине, лишний раз отпустит в конце дня домой, не будет торопить на контрольной работе.  9. В каких бы формах ни проявлялась тревожность ребенка, есть один общий совет – повышать его самооценку. Надо помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви и нежности. При этом важно помнить: тревожного ребенка очень непросто убедить в том, что он действительно хороший. Тревожного ребенка не страшно перехвалить – он все равно относится к похвалам с некоторым недоверием.        10. Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов их нужно уважать, не высмеивать, а использовать для того, чтобы ребенку “отреагировать” свои проблемы. Нельзя разрушать “островок безопасности”, ничего не давая взамен.

 

 

                                                           2.4 Выводы                    1 При исследовании личностной тревожности установлено что, высокий уровень тревожности имеют дети с социальным статусом «принятые» и «изолированные» который проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состоянием тревоги, а низкий уровень тревожности имеют «звёзды», «предпочитаемые» и «принятые» дети - это так называемая полезная тревожность, она символизирует человеку о надвигающейся угрозе.          2.При изучении школьной тревожности в зависимости от уровня личностной тревожности существуют значимые различия по следующим фактором: страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявление себя другим, демонстрации своих возможностей; страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публично) знаний, достижений, возможностей; страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок); проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка)   3 На основе статистического анализа было выявлено что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста  взаимосвязан с социальным статусом, в частности высокий уровень тревожности имеют дети с «изолированным» и «принятым» статусным положением в группе.     

 

 

                                                     Заключение       Данная дипломная работа посвящена исследованию школьной тревожности и её взаимосвязи с социальным статусом. Актуальность проблемы обусловлена тем, что тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры, вызывать состояние паники, уныния. Последнее время усилился интерес к проблеме школьной тревожности, что свидетельствует о её актуальности для теории и практики обучения младших школьников.                                                     В результате исследования нами были проанализированы факторы возникновения личностной, ситуативной и школьной тревожности, было выявлено, что дети с высокой личностной тревожностью имеют высокую школьную тревожность это дети с социальным статусом «изолированные» очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за  неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не  могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях, а дети с социальным статусом «принятые» они ориентируются на значимость других  в оценки своих результатов, бояться потерять свой статус, оказаться в изоляции. Эмпирические данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о  том, что существует взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом, при том, что с высоким уровнем тревожности имеют дети с «принятым» и «изолированным» статусным положением в группе.      На основании полученных данных результатов разработаны рекомендации по снижению тревожности, которые могут быть использованы в практике школьных психологов, педагогов и родителей.   Настоящее исследование имеет дальнейшие обширные перспективы развития. Возможно изучение эмоционального состояния детей младшего школьного возраста, рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С.  “Введение в практическую психологию” – Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: Издательский центр “Академия”, 1995

2. Алякринский Б.С. “Общение и его проблемы” – М.: Знание, 1982 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Молодежная”, №7)

3. Андреева Г.М. “Социальная психология” /Перев. с англ. – СПБ, 1997 – 688 с.

4. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. “Психофизиологический метод оценки тревожности” // Психологический журнал – 1997 - №2 

5. АракеловН., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1

6. Бакеев В.А. “Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости”.: Автореферат диссертации … канд. псих. наук. – М., 1970

7. Бернс Эрик “Развития Я-концепции и воспитание”. / Пер. с англ., М., Прогресс, 1986.

8. Блюм Г. “Психоаналитические теории личности”. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б. Хавина – Э.: Изд-во “КСП” 1996 – 243 с.

9. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика – 1990 - №5

10. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993 - №1

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968

12. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение. – М.: Педагогика, 1990 – 144 с.

13. Волков Е.М. “Трудные дети или трудные родители?” М.: / Профиздат, 1992 – 96 с.

14. Гарбузов  В. И. Нервные дети: Советы врача.  – Л.: Медицина 1990 – 176с

15. Гофруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. – М., 1996.

16. Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени Доктора психологических наук. Москва, 1996 – 86 с.

17. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.

18. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: Издательство МГУ, 1997. 228 с.

19. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справиться) – С. – П., 1995

20. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980

21. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования – Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960

22. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.

23. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976

24. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969

25. Коломенский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974 – 96 с.

26. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990 - №6

27. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб, 1997 – 688 с.

28. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 1988 №2

29. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика – 1963 - №

30. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения – Л., 1983

31. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996

32. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. – М., 1987

33. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербанова – М., 1987

34. Практическая психология: Учебно – методическое пособие 1997 – 212с

35. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 191 с.

36. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Маврентьевой, - М.: Новая школа, 1996 – 144 с.

37. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990

38. Психология. Учебник. – М.: “Проспект”, 1998.

39. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер Ком., 1999

40. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: - М.; 1979

41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: Владос, 1996 – 529 с.

42. Роджерс К.К. Науке о личности / История зарубежной психологии. Тесты – М.; 1980

43. Руденский Е.В. Психотехника общения – Новосибирск: Изд-во СибСПИ, 1990

44. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 1997 – 320 с.

45. Савина Е. Тревожные дети // Дошк. воспитание – 1996 - №4

46. Селье Г. Стресс без дистресса – М., 1982

47. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., - 1966

48. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин – Минск; Харвест, 1997 – 800 с.

49. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского, М., 1987

50. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996

51. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону. Изд-во “Феникс” – 1996

52. Фрейд З. психология бессознательного. – М.; 1989

53. Фридман Л.М., Кулагина Ю.Ю. Практический справочник учителя – М.: Просвещение, 1991 – 228 с.

54. Фромм Э. Бегство от свободы – М., 1993

55. Фромм Э. Иметь или быть – М., 1990

56. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / Оформление обложки А. Лурье. – стб: Лань, 1997

57. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. /. Бурменской – М.: Изд-кая группа “Прогресс”, 1993

58. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., Прогресс, 1990.. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. – М: Канон, 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

Информация о работе Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста