Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования - выяснить взаимосвязь мышления, речи и предметной деятельности ребёнка раннего возраста.
Объект исследования: речь, мышление и предметная деятельность детей раннего возраста
Предмет исследования: дети раннего возраста.

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению взаимосвязи речи, мышления, предметной деятельности у детей раннего возраста……………………….…..5
1.1.Периодизации детского возраста в исследованиях учёных……………….5
1.2.Особенности развития речи, мышления, предметной деятельности в раннем возрасте…………………………………………………………………………….9
1.3.Взаимосвязь развития речи, мышления и предметной деятельности в раннем возрасте……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой..20
2.1. Изучение развития детей раннего возраста………………………………….20
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………….22
2.3. Взаимодействие педагогов детского сада и родителей…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………

Работа состоит из  1 файл

ранний возраст.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

    Ассоциации  с собственным опытом и рефлексивное отношение к своей воспитательной деятельности поможет установить метод  анализа педагогических ситуаций. Ситуации для анализа рекомендуется брать  из книг Л.Ф. Островской "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников" М., 1990; Г.Г. Петроченко "Педагогические ситуации в дошкольной педагогике", Минск, 1984, где представлен материал по раннему возрасту [2, 22].

    К методам активизации родителей  можно отнести и метод родительских "сочинений", где им предлагается по плану написать сочинение на тему "Мой ребенок". Например, ответить на такие вопросы плана: "Что вас радует в вашем ребенке?", "Что огорчает?", "Какие изменения произошли с ребенком за последнее время?", "В чем, на ваш взгляд, заключаются потребности ребенка?" и др. Родители по-разному относятся к этому заданию, пишут "сочинения", разные как по объему, так и по содержанию. Так, один родитель вернул листок, на обороте обозначенный как "ответник", формально ответив на вопросы. Другая мама исписала четыре страницы. Ответив подробно на все вопросы, приводя примеры их опыт воспитания сына, она в конце "сочинения" добавила: "Сколько разных историй, шуток можно рассказывать о нашем маленьком Зайчике!" Использование данного метода поможет родителям внимательнее относиться к своему ребенку, наблюдать за ним, видеть новообразования в психике. Родители начинают задумываться о собственной воспитательной деятельности. Например, отец, отвечающий на вопрос: "Как ребенок реагирует на наказания и поощрения?", удивленно заметил, что он и не задумывался, "наказал и все". На вопрос: "Какие проблемы с ребенком 2-х лет?" мы получили ответ: "Да никаких проблем, отлуплю и все". Обработка результатов "сочинений" родителей о своем ребенке, несомненно, будет полезна и для изучения семьи педагогами детского сада [2, 26].

    Комплекс  рекомендуемых форм и методов  общения с семьей поможет установить контакт педагога с родителями, заинтересовать последних вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье. Родители будут апеллировать к чувствам, сознанию ребенка, использовать игровые методы, редко обращаться к наказаниям.

    Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособленным к самостоятельной жизни, уже во всех отношениях является человеком с явными первыми признаками индивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь. 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Важность  развития ребёнка раннего возраста трудно переоценить, ведь в этом возрасте ребёнок приобретает от 60-70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно в этом пеиоде построить жизнь ребёнка так, что бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому очень большую роль в развитии ребёнка могут играть близкие ему люди, которые помогут ребёнку нармонично развиваться, создадут психологический и физический комфорт для его успешного роста. Однако, чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблемы, где и как нужно оказать помощь.  К возрасту, около трех лет, у ребенка можно заметить проявления внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характерa, способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми.

    В раннем детстве ребенок активно  познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы  действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

    Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т. е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка данного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (поскольку предметов гораздо больше, чем слов).

    Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.

    Одним из новообразований раннего возраста является речь. По словам Л.С. Выготского, самый факт приобретения ребенком речи стоит в резком противоречии со всем тем, о чем говорилось до сих пор. Речь сразу начинает расшатывать сенсомоторное единство, разбивает ситуационную связанность ребенка.

    Ребенок по мере овладения речью меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. «Развитие речи как средства общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношения ребенка к окружающей среде».

    Таким образом, вся проведённая работа позволила нам сделать вывод, что ни один психический процесс не развивается по отдельности, они развиваются в комплексе, вытекая один из другого. 
 
 
 
 
 
 
 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

    1. Авдеева, Н. Н., Елагина, М. Г., Мещерякова, С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагига, С.Ю. Мещярекова - М., 1990. – 218с.

    2.Борисенко, М.Г. и др. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие / М.Г. Борисенко и др.- СПб.: «Паритет», 2002.- 64с.

    3. Венгер, Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер и др. - М.: Просвещение, 1988.

    4.Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

    5.Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов.- М.: АРКТИ, 2002.- 64с.

    6.Земцова, О. Н. Тесты для детей 2-3 лет: Учебн. Пособие / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2008.

    7.Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

    8.Кураев, Г.Л., Пожарская, Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций / Г.Л. Кураев, Е.Н. Пожарская.- Ростов на Дону, 2002.- 176с.

    9.Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего детства) / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.- 176с.

    10.Павлова, Л.Н. , Волосова, Е.Б., Пилюгина, Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л.Н. Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г. Пилюгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.

    11.Печора, К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

    12.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агенство, 1996.- 376с.

    13.Семёнова, Е.М., Чеснокова, Е.П. Психологическое здоровье ребёнка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семёнова, Е.П. Чеснокова.- Мозырь: Белый Ветер, 2010.- 174с.

    14. Смирнова, Е. О., Галигузова, Л. Н., Ермолова, Т. В., Мещерякова, С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещярекова. - М.: Изд-во МГППУ, 2003.

    15.Смирнова, Е. О. , Галигузова, Л. Н. , Мещерякова, С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова.. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

    16. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой