Эмпирическое исследование психологических особенностей учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Целью исследования стало составление психологического портрета учителя.
Предмет - выявление психологических особенностей личности педагога. Для конкретизации цели были сформулированы задачи исследовательской работы:
- определить круг психолого-педагогической литературы, необходимой для изучения названной темы;
- изучить психологические особенности личности педагогов;

Содержание

Введение…………………………………………………………..........................3
1. Личностные особенности педагогов
1.1Структура педагогической деятельности ………...........................................4
1.2 Психологические особенности педагогов…………………………………..5
1.3 Психологические требования к личности учителя………………………..11
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей учителей
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...16
Заключение……………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

юля.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

        Регулятивно-прогматический характеризуется ситуационными аспектами самосознания, т.е. психолог привязан к ситуации, выполняя только служебную роль. Это дает возможность человеку лишь в минимальной степени адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение. Эгоцентрический уровень на котором исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность и т.п. Другие рассматриваются либо как факторы, способствующие самоактуализации ("удобные для меня"), либо как препятствующие ей ( "плохие"), либо как индифферентные ("не мешающие мне"). Подобный поход к задаче самореализации является в конечном итоге тупиковым. Такой психолог не может вырваться за пределы эгоцентрического уровня личностно-смысловой сферы. Его Я- отношение обнаруживает явную деформацию. Удовлетворенность собой и своей деятельностью достигает максимального значения и превращается в свою противоположность, разрушающую систему саморегуляции. А это ведет к еще большим деформациям самосознания.               

         Стереотипно-зависимый уровень самосознания на котором жизнедеятельность человека определяется его близким окружением или людьми, которых он ставит выше себя. Если на предыдущем уровне, другой человек выступает как вещь, как средство для достижения эгоцентрических целей, то на этом уровне люди делятся на "своих", обладающих само ценностью, и "чужих", лишенных ценности. Следствием этого становится утеря творческого начала и неизбежное возникновение зависимости от ценностной ориентации значимых других. А это, в свою очередь, тормозит процессы глубокой рефлексии и не способствует поиску конструктивных способов преодоления трудностей.

                      1.3 Психологические требования к личности учителя

В "Толковом словаре" В. Даля слово "учитель" определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением  и реализацией социального опыта  ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества. Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

· Учитель - организатор учебного процесса в  школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

· Большинство  учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

· Современный  учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

· Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

         К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым  к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

       Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого, в общем, полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.

           Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. [2, c.277]

            Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин выделяет следующий ряд педагогических способностей:

· дидактические  способности, позволяющие учителю  успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая  познавательную активность у самих  учащихся;

· экспрессивные  способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

· перцептивные способности - выражаются в психологической  наблюдательности педагога по отношению  к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

· организаторские  способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное  использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного  коллектива учащихся;

· суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

       К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие  к области психологии: "Так  называемый педагогический такт, без  которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда  не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…". Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. [1, c.17]

      Для этого необходимо:

· не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи  других;

· не противопоставлять  сильных слабым;

· не критиковать  ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

· замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;

· воспринимать всерьез все, что происходит с  ребятами;

· формировать  понимание, что способность к  хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на допущенные детьми ошибки. 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ 

                   2.1. Организация и методы исследования 

         Эмпирическое исследование было организовано на базе ОУ СОШ № 11 г. Сызрань.

В выборке исследования приняли участие 13 педагогов двух возрастных категорий: 21 – 35 лет (7 человек) и 36 – 55 лет (6 человек). Исследование проводилось на добровольной основе.

Цель  эмпирического исследования заключается  в выявлении психологических  особенностей учителей.

В исследовании использовались следующие методы:

    - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий );

    - многофакторный опросник Кеттела, методика «Психологический портрет учителя».

Выбор методов был обусловлен намерениями  выявить психологические особенности  каждого учителя.

Цель  констатирующего эксперимента – определить характеристики, которые лежат в основе психологического портрета учителя.

 

Методика  многофакторного исследования

личности  Р. Кеттела. 

Цель: определить свойства личности .

Материал: бланк теста [см. Приложение2], канцелярские принадлежности по количеству испытуемых

Протокол исследования.

Учителям  был предложен тест « Многофакторный опросник Кеттела» — сокращенный вариант, который используется в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Далее была проведена инструкция по заполнения опросника: необходимо ответить на вопросы, которые помогут определить некоторые свойства личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Отвечая на каждый вопрос, необходимо выбрать один из трех предлагаемых ответов тот, который в наибольшей степени соответствует взглядам, мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя — ответу «в», а клеточка справа — ответу «с». Учителя внимательно прослушали инструкцию. Вопросов не возникло. После объяснения все приступили к работе. Каждому испытуемому был представлен бланк с вопросами. Тест сразу же заинтересовал опрашиваемых. Вопросов в ходе выполнения задания не возникало. 

            Анализ и интерпретация результатов. Обработка полученных данных проводилась с помощью «ключа» [см. Приложение 2].

Вывод: на основании результатов были выявлены свойства, присущие каждой личности испытуемых.

  • Фактор А: "замкнутость - общительность" 7 - 9 стенов (13 человек) - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).
  • Фактор В: "интеллект" 4 стена (5 человек) - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению); 6 - 8 стенов (8 человек) – выраженная возможность к осмыслению.
  • Фактор С: "эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность" 8-10 стенов (13 человек) - эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень "С" позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
  • Фактор Е: "подчиненность-доминантность" 7 стенов ( 5 человек) - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный);

4 –  6 стенов (7 человек) – более оптимальное  отношение к авторитетам.

  • Фактор F: "сдержанность - экспрессивность" 8 стенов – (6 человек) импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма; 4 – 7 стенов (7 человек) – средние данные.
  • Фактор G: "низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения" 8-10 стенов (13 человек) - требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.
  • Фактор Н: "робость - смелость" 8-10 стенов (13 человек) - общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его "толстокожесть" позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.
  • Фактор I: "жесткость – чувствительность" 6 – 9 стенов (13 человек) – средние данные.
  • Фактор L: "доверчивость - подозрительность" 1-2 стена (8 человек) – умение ладить с людьми, 3 – 5 стенов (5 человек) – средние данные.
  • Фактор М: "практичность - мечтательность" 1-3 стена (13 человек) - беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение.
  • Фактор N: "прямолинейность -гибкость" 4 - 7 стенов (10 человек) - прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный; 8 стенов (3человека) – расчетливость, цинизм;
  • Фактор О: "спокойствие - тревожность" 8-10 стенов (3 человека) - депрессивен, плохое настроение преобладает, мрачные предчувствия и размышления, беспокойство. Тенденция к тревожности в трудных ситуациях.; 1- 3 стена (10 человек) – спокойствие, уверенность в себе.
  • Фактор Q1: "консерватизм - радикализм" 4-6 стенов (13 человек)- консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям.
  • Фактор Q2: "конформизм - нонконформизм" 4 стена (2человека) - зависящий от группы, "присоединяющийся", ведомый, идущий на зов (групповая зависимость); 4 – 7 стенов (9 человек) – средние данные.
  • Фактор Q3: "низкий самоконтроль - высокий самоконтроль" 8-10 стенов (13 человек) - имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социально внимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют "самоуважением", и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству.
  • Фактор Q4: "расслабленность - напряженность" 8-10 стенов (8 человек) - склонен к напряженности, возбудимости; 1 – 3 стена ( 2 человека) – чрезмерное спокойствие, не вполне оправданная удовлетворенность, вялость, недостаточная мотивация, иногда лень.

Информация о работе Эмпирическое исследование психологических особенностей учителей