Эмпирическое и теоретическое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, реферат

Описание

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психологические особенности эмпирического и теоретического мышления………………………………………………………………………….4
2. Эмпирическое мышление……………………………………………………...7
3. Теоретическое мышление……………………………………………………...8
4. Основные мыслительные действия………………………………………….10
5. Мышление как процесс решения задач……………………………………...12
6. Мышление как родовая способность человека……………………………..15
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

Эмпирическое и теоритическое мышление ВИТЯ Я-готово.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Изучение и  описание мышления в широком смысле предполагает определение его разнообразных  видов.

Виды мышления. Описание различных видов и типов  мышления строится на предпосылке, что  нет мышления вообще, мышление неоднородно, существуют его разные виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.

При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в  плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями  объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет  объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

На следующем  уровне, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые  взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные. Словесно-логическое мышление не может быть "идеалом" мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития. Дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.

Одно из традиционных различений мышления по типам основано на содержании используемых средств - наглядных или вербальных. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы; другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются "антагонистами": носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Различают теоретическое  и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных  и динамических особенностей. Теоретическое  мышление - это познание законов  и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. Мышление юриста по данной классификации относится к разряду практического мышления.

Различают также  интуитивное и аналитическое  мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной (время  протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Различают творческое и критическое мышление по их функциональному назначению. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности ("мозговой штурм") творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Фундаментальным различением мышления, имеющим важное значение для педагогической практики, является различие эмпирического и теоретического мышления. Эти виды мышления отличаются по целям, средствам, познавательным возможностям, строению, по способу решения задач; различны психолого-педагогические условия их становления и формирования. Дальнейшее изложение психологических особенностей мышления - процесса решения задач, строения и т.д. - мы будем осуществлять с позиций различения эмпирического и теоретического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Мышление  является высшим познавательным  процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

1. Абульханова-Славская  К.А. Деятельность и психология  личности. М.,2009.

2. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор самовосприятия личности. Дисс. канд. психол. наук. - М.,2008.

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 2000.

4. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды. В 2-х  т. - М., 2010.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,2004.

6. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. - М.,2001. - С.257-284.

7. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.,2004.

8. Дуберман Ю.Е. Роль  сплоченности малых групп в  функционировании первичного коллектива. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М.,2003.

9. Елизаров С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М.,2004.

10. Кон И.С. Психология  юношеского возраста. - М.,2009.

11. Лебедев Л.К. Кроневельд  Н.И. Влияние культурных потребностей  на ценностные ориентации личности // Мотивация жизнедеятельности студента. - М.,2001.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,2008.

13. Лунев Ю.А. Социально-психологические  факторы детерминации поведения  группы в межгрупповом взаимодействии. Дисс. канд. психол. наук. - М., 2001.


Информация о работе Эмпирическое и теоретическое мышление