Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление эмоций детерминирующие устойчивость системы в экстремальных условиях. Для достижения данной цели нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику и функции эмоций.
2. Рассмотреть понятие экстремальной ситуации и основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию.
3. Раскрыть основы преодолений последствий пребывания в экстремальной ситуации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….………3
Глава I. Эмоции……………………………………………………………………………….…4
1.1. Общая характеристика эмоций………………………………………………………….…4
1.2. Функции эмоций………………………………………………………………………….…8
1.3. Выражение эмоций……………………………………………………………………...…10
1.4. Субъективное переживание эмоций………………………………………………….…..13
Глава II.Экстремальная ситуация………………………………………………………….….15
2.1.Понятие экстремальной ситуации……………………………………………………...….15
2.2.Поведение людей в экстремальных условиях………………………………………..…...16
2.3.Основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию………………....17
Глава III.Преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуации.…………..…21
3.1. Памятка пережившему экстремальную ситуацию………………………………………21
3.2. Психологическая подготовка детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях……………………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

     Эта доминанта тормозит работу других нервных  центров. Из-за нее даже мелкие неприятности болезненно отражаются на состоянии нервной системы. Формально интеллект у человека остается прежним, но он как бы подавлен, в умственную работу включена лишь часть потенциальной мощи мозга. Как этого избежать? У наших далеких предков таких вопросов не было. На сильные отрицательные эмоции они реагировали однозначно – мышечной работой: боролись или спасались бегством. Сильнейшие стрессы, случающиеся у современного человека всего несколько раз в жизни, заставляли наших предков жить в постоянной готовности, напряжении всего тела и психики. Как писал И. А. Ефремов: «Мы унаследовали отличную боевую машину, приспособленную для борьбы с могучими зверями, и сетуем, что она может своими стрессами погубить наши вялые, нетренированные тела» (Ефремов И.А., 1992).

     Современный человек связан социальными нормами поведения. Ребенок не может убежать от разгневанной учительницы или родителя. И помочь ему могут лишь значительные мышечные нагрузки. Механизм их действия состоит в том, что сигналы, поступающие в мозг при физических нагрузках и упражнениях, создают в нем новую доминанту – мощный очаг возбуждения – которая подавит и вытеснит старую. Таким образом, тренированные сильные мышцы являются тем самым резервом, который может спасти организм от разрушения.

     Начинается  обучение детей и подростков основам  психической саморегуляции с  умения владеть своим телом. Поднять  это самое тело утром по команде  «Подъем!» и поставить его в  строй, где стоят несколько десятков таких же дико растущих организмов, дело для детей и подростков нелегкое. С этого начинается воспитание эмоциональной устойчивости [2].

     Себя  преодолеть. Побеждает в жизни  тот, кто сумеет преодолеть лень, слабость, боль в мышцах, страх и неуверенность. А ведь в первые дни пребывания в военно-спортивном лагере для большинства детей даже проживание в палатках вдали от привычной домашней обстановки, режим, жесткая дисциплина, плотный график занятий и тренировок являются достаточно сильным стрессом.

     Детям постоянно внушается, что главный  его противник – он сам. Побеждает тот, кто сумеет победить себя. Нужно уметь сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, будь то кросс по пересеченной местности, каратэ, общая физическая или парашютная подготовка. Нужно улучшать свой результат, каждый раз побеждать себя. Из этих побед над собой рождается уверенность в себе, в своих возможностях.

     Психика не может существовать вне его  материального носителя – мозга  человека. И без физической культуры и спорта невозможно нормальное развитие человека. Как пишет В.Г. Фохтин: «Любой акт, связанный с мышечным напряжением, сначала моделируется в клетках головного мозга. Величина этого напряжения задается величиной биоэлектрического возбуждения, генерируемого в нейронных ансамблях. Поэтому тренировка мышц — тренировка воли. Воля — степень активности центра управления поведением – головного мозга. Тренируя выработку сигналов, управляющих моторикой (двигательной активностью), тренируем энергетику мозга, т. е. в конечном итоге — энергетику сознания, мышления, интеллекта. Без такой тренировки, без проявления воли невозможна регулярная мобилизация интеллекта без боязни выхода на уровень стресса. Без такого моделирования сверхнапряжений (психофизического стресса) мышечной систем маловероятен выход на высший энергетический уровень работе интеллекта. Являясь могучим средством саморазвития, спорт есть возможность выхода на предельный уровень психофизических возможностей человека, помогающий преодолевать психологические барьеры в любой сфере деятельности» (Фохтин В.Г., 1994). Вспомним слова И.М. Сеченова о том, что «все разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечной движению» (Сеченов И.М., 2001).

     Есть  такая поговорка: «Сила есть –  ума не надо!» Но сила без интеллекта слепа и является лишь инструментом в чужих руках. И еще неизвестно, на что ее могут направить. Мышечное движение и работа интеллекта. Как добиться гармонии между ними? Человек обучается, занимается физической культурой и спортом, развивая интеллектуальные и физические способности, осваиваивает системы регуляции и саморегуляции психических состояний с целью мобилизации скрытых в мозге, в психике, в организме человека еще не реализованных функциональных возможностей развития человека как вида Homo sapiens. Но где предел совершенства? И насколько он достижим? Возможно ли достижение гармонии между «духом и телом», психикой и соматикой, воспитание гармоничной личности?

     Под гармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям, государству и пр.) в случаях жизненных неудач (Менделевич В.Д., 1998).

     В основе функционирования и тела и психики лежат единые биоэнергетические процессы, активность которых проявляется в достаточно широких пределах в соответствии (адекватно) с тяжестью и степенью сложности решаемых жизненных задач, т.е. актов поведения. Короче, суммарная психофизическая мощность организма – результат двух слагаемых, величины которых должны быть не только сбалансированы, но и должны отражать степень гармонии между ними, т. е. между соматическим (телесным) и психическим (Фохтин В.Г., 1994).

     Невозможно  научить многому за короткое время. Психологическая подготовка тесно взаимосвязана со всеми предметами обучения. Дети занимались общей и специальной физической подготовкой, каратэ и рукопашным боем, стрельбой из пневматического оружия, разбирали и собирали оружие – автомат и пистолет, укладывали парашют изучали основы топографии и ориентирование и многое другое. Без серьезной психологической подготовки овладеть всеми этими знаниями и навыками затруднительно. Например, трудно научить хорошо стрелять подростка, который не умеет управлять своими эмоциями. А научившись справляться с действием отрицательных эмоций на огневом рубеже, он также сумеет использовать эти знания и умения в другой ситуации напряженной деятельности: на контрольной работе или на экзамене, нпаример. По сути, обучение в военно-спортивном лагере это, в первую очередь, практическое закрепление знаний, которые дети и подростки усвоили за учебный год. Главное, чему мы старались научить, это то, что «из всех безвыходных положений найдется выход хотя бы один». Выход найдется для подготовленного человека, обладающего знаниями и навыками, и, в первую очередь, эмоциональной устойчивостью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

           Поставленные цели данной курсовой работы выполнены. При написании курсовой работы:

  • рассмотрена характеристика и функции эмоций;
  • рассмотрены основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию;
  • раскрыты основы последствий пребывания в экстремальной ситуации.

     Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. Эмоции делят на стенические и астенические. Стенические активизируют организм, поднимают настроение, а астенические — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).

     Экстремальная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В экстремальных условиях нужно элементарно уметь выжить. У человека, оказавшегося в экстремальной ситуации и пережившего ее, могут проявляться следующие реакции: бред и галлюцинации; апатия; ступор; двигательное возбуждение; агрессия; страх; истерика; нервная дрожь; плач; попытка самоубийства.

            Переживая экстремальную ситуацию, человек  испытывает следующие состояния: страх, беспомощность, грусть и тоску, чувство вины, стыд, гнев, тяжелые воспоминания, надежду на будущее, разочарование в себе.

       На основе данной курсовой работы можно сделать вывод, что экстремальная ситуация играет важную роль в жизни человека, в его эмоциональном фоне. 

         
 
 
 
 
 
 
 

           Список использованных источников

     1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости     человека. Издательство Казанского университета, 1987. – с.36

      2.Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии//Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – с. 36 – 53.

     3. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. — М.: 1991. – с. 59.

     4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. — С. 9.

     5. Климов Е.А. Общая психология. - М., Юнити - Дана, 1999.

     6. Крылова А.А.. Психология: учебник для вузов/Под редакцией А.А.Крылова- М.: Проспект, 2007-584 с.

     7. Лебедев В.И.Личность в экстремальных условиях.М: Политиздат,1989.

     8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.-М.:Юрайт-Издат,2004.-484 с.

     9. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь: Научное издание/ Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского,2-е издание- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998-512 с.

     10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 176.

     11. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. С. 29—46с.

     12. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко.-3-е издание, перераб.и доп.-Ростов-на-Дону: Феникс 1999-672 с.

     13. Фохтин В.Г. Происхождение сознания. Психорегуляция. Психофизический тренинг. – М.: ТОО «Экопласт», 1994. – 256 с.

     14. Шапарь В.Б Психология кризисных ситуаций.

     15. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: под общей редакцией к.псих.н.Ю.С.Шойгу, М: Издат.Смысл,2009-314с. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях